logo
сборник конференции по студ

Литература

1. Акишин Б.А., Раузутдинова Г.А., мониторинг физического развития и антропометрических данных студентов в процессе физического воспитания [Текст] Акишин Б.А., Раузутдинова Г.А. // физическая культура и спорт в вузе: проблема и перспектива: сборник тезисов (Межрегиональная научно-практическая конференция , посвященная 70-лети КГТУ-КАИ и 55-летию кафедры физического воспитания. Казань, 002. С.188-189).

2. Мальченко А.Д., Пампура Н.А., Бурминистов В.Н., показатели уровня умственного утомления студенток из различных регионов мира в процессе занятий физической культурой. [Текст] Мальченко А.Д., Пампура Н.А., Бурминистов В.Н. // материал Всероссийской научно-методической конференции «Современные технологии физического воспитания и спорта студенческой молодежи.» - Уфа: гуд. УГНТУ – 2011. – С.136-138.

3. Попков А.И., Добовчук С.В., Курякова Л.Н., Плящечко М.А., познавательная деятельность студентов в процессе физического воспитания воспитания [Текст] Попков А.И., Добовчук С.В., Курякова Л.Н., Плящечко М.А. // физическая культура и спорт в вузе: проблемы и перспективы: сборник тезисов (Межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию КГТУ-КАИ и 55-леию кафедры физического воспитания. Казань, 2002. С.127-129) .

Аксиологический аспект физического воспитания студентов университета

Плаксина О.А., заведующая кафедрой физического воспитания Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, доцент, к.п. н.

Проблема здорового образа жизни остается проблемой первостепенной значимости в жизнедеятельности человека и рассмотрение ее в контексте педагогической и психологической науки представляется важной в начале ХХI века. Здоровье и здоровый образ жизни всегда выступали социально значимыми элементами, наиболее остро определяющими состояние общества.

Существующее сегодня положение, когда большинство молодых людей отмечают высокую ценность здоровья и вместе с тем не предпринимают активных действий по его достижению, в значительной мере связано с отсутствием компетентности в этой области. Как добиться того, чтобы здоровый образ жизни стал ведущей, органичной потребностью студенческой молодежи на протяжении всего жизненного пути. Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния.

Под ценностными отношениями мы предлагаем понимать результат организованного и целенаправленного процесса формирования, чувств к той или иной ценности, имеющий для субъектов образовательного процесса ценностное значение и определяющий стратегию их поведения во всех сферах жизнедеятельности человека.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни личности будущего учителя, начинается еще со школьной скамьи и продолжается в учебных заведениях.

Говоря о ценностном потенциале здорового образа жизни, физической культуры и спорта современного социума, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный и личностный и представить механизм преобразования общественных ценностей в личное достояние каждой личности. Содержание ценностного отношения студентов университета к здоровому образу жизни задаются теми ее ценностями, которые объективно ей присущи, отражает конкретные мотивы и ценностные ориентации личности.

Представляя содержание как совокупность ценностей, имеющих большое значение для общества в целом и для каждой личности в отдельности, из всего многообразия ценностей нами выделяются, прежде всего, те, которые представились наиболее важными для студентов при формировании здорового образа жизни.

В каждом отношении просматриваются компоненты знания, переживания и поведения. Сначала надо заинтересовать обучающегося предметом изучения, надо объяснить, в чем ценность здорового образа жизни для конкретного человека и человечества в целом. То есть начинать работу следует с аксиологического компонента. Труднее сформировать когнитивный и аффективный компоненты отношения. Они позволяют связывать знания с эмоциями, проникать в убеждения студента. Получая информацию о содержании, сущности здорового образа жизни, субъект анализирует ее на эмоциональном и когнитивном уровнях, отбирая при этом необходимое для практической работы, а также удовлетворяя в той или иной степени свою потребность в физкультурно-оздоровительной деятельности. Все компоненты данного отношения тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, не может быть и речи о преимущественном выделении хотя бы одного из них. Каждый структурный компонент ценностного отношения к здоровому образу жизни предполагает выполнение комплекса личностно значимых, целенаправленных психических и практических действий в их логической последовательности.

Ценностные отношения студентов к здоровому образу жизни проявляются в основном при наличии данных компонентов и значимых взаимосвязей между ними. Ценностное отношение как результат воспитательного воздействия формируется благодаря влиянию на сознание, чувства и поведение будущего учителя, который приобретает новые качества.

Ценностные отношения являются важнейшим компонентом структуры личности, так как в них аккумулируется жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии, следы внешних воздействий со стороны природы, общества, образования. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношения к действительности. ­ Аксиологический подход выполняет функцию ориентира в поведении и деятельности, характеризует отношения личности к тем или иным ценностям здорового образа жизни, выступает как средство познания их значимости, удовлетворения потребностей. Природа отношений индивида всегда субъективна. Осуществляясь на эмоциональном уровне, они сопровождаются чувствами удовлетворения или неудовлетворения, а на рациональном – осознаются их полезность и значимость.

В рамках когнитивного компонента аксиологическая функция отводится ценностному целеполаганию, благодаря которому цель предстаёт не просто в качестве результата деятельности, а ценности этого результата. Второй составляющей когнитивного компонента ценностного отношения служит ценностное осмысление научного знания о ценности здоровья и здорового образа жизни. Ибо теоретическое знание само по себе аксиологически нейтрально, если оно не рассматривается в отношении к человеку, не используется ради обстоятельств его жизни. Результатом осмысления научного знания о ценности являются ценностные представления, которые являются третьей составляющей когнитивного компонента ценностного отношения. Предметом нашего исследования служит не всякое отношение к абстрактному объекту, ценностное отношение к здоровому образу жизни у студентов, которое мы определяем как результат организованного и целенаправленного процесса формирования у студента педагогического вуза знаний о здоровом образе жизни, умений и навыков его поведения и воспитания у него чувства ответственности за собственную жизнь и здоровье, необходимые ему для успешной самореализации, а предстоящей профессионально-педагогической деятельности, направленной на пропаганду здорового образа жизни среди учащихся. Ценностное отношение формируется в процессе присвоения индивидуумом общественного опыта, его ценностей. Для этого необходимо получение информации, усвоение знаний о здоровом образе жизни, то есть проявление когнитивного компонента, сопровождаемого эмоциональными переживаниями.

Структурные компоненты тесто взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из них предполагает выполнение комплекса личностно значимых, целенаправленных, психических и практических действий в их логической последовательности.

Аксиологический компонент отношения личности к ценностям здорового образа жизни проявляется в ценностных ориентациях на здоровый образ жизни.

Когнитивный компонент отношения личности к ценностям здорового образа жизни проявляется в осознании будущим педагогом значимости ценностей здорового образа жизни.

Поведенческий компонент ценностного отношения к здоровому образу жизни у будущего педагога:

нормы и правила организации образа жизни в сфере здорового образа жизни.

Все компоненты тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены и не может быть и речи о преимущественном выделении хотя бы одного из них. Каждый из компонентов ценностного отношения студента к здоровому образу жизни требует выполнения комплекса наиболее значимых, целенаправленных психических действий в их логической последовательности.

Отношения к ценностям здорового образа жизни будет приобретать положительную мотивацию при условии трансформации внешних стимулирующих воздействий на личность студента, во внутренние побудительные силы как способ «присвоения», интериоризации духовных ценностей, выработанных человечеством в сфере здорового образа жизни.

Таким образом, достичь позитивного результата в процессе формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов возможно при условии опоры на витагенный опыт. Реализация этого условия должна способствовать воспитанию у студентов ценностного отношения к научному знанию о способах, методах укрепления, сохранения и приумножения здоровья, как одного из компонентов ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Тем не менее, как показывает анализ практики подготовки будущих специалистов в университете, проблема формирования положительного отношения к многообразным ценностям здорового образа жизни представляется сложным, действительно непрерывным и противоречивым процессом и зависит от различных факторов, которые необходимо учитывать при организации работы и проведения мониторинга.