logo
сборник конференции по студ

Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях

Богданов В.М., заведующий кафедрой физического воспитания

Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П.Королёва (национального исследовательского университета), доцент, кандидат педагогических наук

Необходимость усиления внимания к развитию студенческого спорта связана и с предстоящей ХХVII Всемирной летней Универсиадой в г.Казани в 2013 году. Это событие уже сейчас является мощным стимулом для развития студенческого спорта, ставшего, по сути, основой любительского спорта в стране.

Поэтому вопросы развития и совершенствования физической культуры и студенческого спорта в настоящее время очень актуальны.

Как одно из направлений развития и совершенствования физкультурно-спортивной работы со студентами рассматривается создание спортивных клубов (далее – СК) в вузах.Однако если проблема развития спортивной базы в вузах является, приоритетной, не вызывающей ни у кого сомнений, то настойчиво поднимаемая в последнее время проблема создания СК порождает много вопросов. Сама постановка вопроса о необходимости создания СК не вызывает сомнений. А вот то, как это должно быть реализовано на практике – пока не очень понятно и здесь есть что обсуждать.

Сегодня у вузов имеются в основном только бюджетные средства на спортивно-массовую и оздоровительную работу со студентами. Отдельные крупные вузы, которые могут позволить себе дополнительно тратить внебюджетные средства на спортивную работу, - не в счёт.

В условиях, когда у вузов нет дополнительного финансирования со стороны профсоюзов или Минспорта на физкультурно-спортивную работу, необходимо решать вопрос о создании СК в вузах.

Ситуацию с созданием СК следует внимательно рассматривать с учётом того, что в вузах имеются кафедры физического воспитании и спорта, которые по своему статусу являются основными структурными подразделениями, отвечающим за физическую культуру и спорт в вузе. В ближайшей перспективе (по крайней мере, в период действия только что введённых ГОС 3-его поколения) кафедры физического воспитания и спорта вряд ли исчезнут или серьёзно трансформируются.

Перспективы создания и функционирования СК в вузах можно рассматривать, как минимум, в 3-х направлениях: 1. СК – как структурные подразделения со штатом тренеров, занимающихся спортивной работой, в том числе – подготовкой высококвалифицированных спортсменов; 2. СК – как структурные подразделения, штатные работники которых занимаются спортивно-массовой и оздоровительной работой. При этом спортивной подготовкой, в том числе высококвалифицированных студентов-спортсменов занимаются преподаватели кафедр на договорной основе; 3. СК – как общественные объединения студентов, занимающиеся организацией и проведением внутривузовской спортивно-массовой работой среди студентов при методической помощи кафедр физического воспитания и спорта.

Если попытаться представить что будет получаться в том или ином случае, то можно предположить следующее.

Первое направление. Кафедры физического воспитания и спорта, средних по численности вузов имеют в своём преподавательском составе 20-30 человек. Спортивная секционная работа ведётся во внеучебное время примерно по 15-20 видам спорта (с учётом того, что имеются и женские и мужские команды). Сегодня секционную работу по видам спорта в основном ведут преподаватели кафедр физического воспитании и спорта в объёме примерно 9 часов тренировочного времени в неделю и 36 часов в месяц. Если представить, что тренировочную работу будут вести штатные тренеры СК, то необходимо учитывать, что каждый тренер должен будет в счёт своей ставки вырабатывать примерно 100 часов в месяц. По 15-20-ти видам спорта должны будут работать 15-20 штатных тренеров с общим объёмом учебно-тренировочной работы 1500-2000 часов в месяц.

Второе направление развития СК. Для его реализации не следует создавать СК как структурные подразделения. Достаточно в управления (или отделы) учебно-воспитательной работы, которые в настоящее время существуют практически во всех вузах, ввести специалиста (инструктора, ответственного и т.п.), который и будет курировать направление спортивно-массовой работы, взаимодействуя с кафедрой и со студенческим активом. Секционная спортивная работа остаётся за преподавателями кафедры.

Третье направление развития СК. На наш взгляд сегодня – это самый предпочтительный вариант. В рамках такого подхода будет развивать студенческое самоуправление со всеми вытекающими из этого положительными моментами формирования личности будущих специалистов и руководителей. При этом секционная спортивная работа (в том числе с высококвалифицированными студентами-спортсменами) также остаётся за преподавателями кафедры.

Следует отдельно сказать о возможностях подготовки высококвалифицированных студентов-спортсменов уровня мастера спорта и выше в условиях вуза. Действующий мастер спорта чтобы оставаться на прежнем уровне или прогрессировать должен сегодня тренироваться примерно 1000 часов в год. Это же количество рабочего времени с ним должен работать тренер-преподаватель. Если это преподаватель кафедры, то выходит, что он всю свою педагогическую нагрузку должен выполнить, работая с тремя или четырьмя спортсменами уровня мастеров спорта. Но он преподаватель и должен в основном проводить учебные занятия по дисциплине «Физическая культура». В настоящее время нет регламентирующих документов, которые бы позволяли весь объём педагогической нагрузки реализовывать на подготовке высококвалифицированных спортсменов. Здесь возникает противоречие между требуемым для подготовки высококвалифицированного спортсмена объёмом тренировочного времени (1000 часов в год) и возможностью преподавателя в рамках своей педагогической нагрузки или дополнительно это время выделить. Выход видится в создании межвузовских региональных отделений высшего спортивного мастерства по видам спорта. В этих отделениях могли бы тренироваться лучшие студенты-спортсмены уровня мастеров спорта из разных вузов региона под руководством наиболее квалифицированных специалистов. Подобная практика организации учебно-тренировочного процесса студентов-спортсменов высокого класса в вузах Советского Союза была, и пока ещё осталось немало вузовских специалистов, работавших в те годы. Следует изучить прошлый опыт и попробовать в условиях вузов современной России реализовать лучшие достижения в организации учебно-тренировочного процесса студентов-спортсменов высокого класса того времени.

  1. В современных условиях материально-технического и кадрового обеспечения физической культуры и спорта студентов и при наличии кафедр физического воспитания и спорта создание СК как структурных подразделений вузов со штатными тренерами, обеспечивающими спортивную подготовку студентов, представляется неконструктивным и практически нереализуемым делом.

  2. Наиболее перспективным видится создание и функционирование СК на основе студенческого самоуправления. Такие СК могли бы взять на себя организацию и проведение внутривузовской спортивно-массовой и оздоровительной работы среди студентов при методической помощи кафедр физического воспитания и спорта. С целью обеспечения необходимых условий для подготовки высококвалифицированных студентов-спортсменов необходимо создание межвузовских региональных отделений высшего спортивного мастерства по видам спорта.