logo
сборник конференции по студ

Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности

Ярмакеев И.Э., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета

Конец двадцатого и начало двадцать первого века – это период глобальных изменений в экономической и общественной жизни мирового сообщества, связанный как с появлением новейших промышленных, информационных и других технологий, кардинально меняющих сущность и структуру человеческой деятельности, так и с изменением отношения к самому человеку – главному действующему лицу мирового прогресса, инициатору всех инновационных процессов, носителю нравственных, познавательных, эстетических и других ценностей. Новое историческое время выдвигает и новые требования к личности современного человека – как к социальным, так и к биологическим аспектам его жизнедеятельности. Меняются представления о сущности и структуре человеческого образования, основ человеческой культуры. Прежние требования к общеобразовательной и общекультурной подготовке во многом кажутся уже облегченными, недостаточно соответствующими требованиям современной трудовой и общественной деятельности. Школьное образование подвергается обоснованной критике с разных сторон – как за излишнюю теоретизированность, схоластичность многих учебных дисциплин, так и за недостаточный мировоззренческий, культурологический уровень преподавания других школьных предметов.

Одной из важнейших проблем, которая подвергается в последнее время существенному переосмыслению с современных методологических позиций, является проблема формирования физической культуры личности, традиционной основой которой является укрепление здоровья человека, формирование его двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей и качеств и т.д.

Особую роль в этом процессе играет внеклассная работа, гармонично дополняющая уроки физической культуры. Она направлена на то, чтобы обеспечить ученикам активный от­дых после напряженного учебного труда, правильно построить их двигательную самодеятельность. Но, организуя разумный и здоро­вый досуг детей, не надо забывать и о том, что в процессе вне­классной работы расширяются, углубляются и совершенствуются знания, двигательные умения и навыки, приобретаемые учащимися на уроках физической культуры; развиваются двигательные качества и способности, а также склонности к занятиям физической культурой, спортом, туризмом; вырабатываются активность, инициатива, самос­тоятельность, умение быть организатором коллектива.

Внеклассная работа по физической культуре служит для учащихся активным отдыхом. Она организуется на началах самодеятельности учащихся, следовательно, носит факультативный характер. Вот поче­му так важно развивать у детей интерес и привычку к систематичес­ким занятиям физическими упражнениями.

В зависимости от своих способностей и склонностей ученики выбирают наиболее интересные и подходящие для них в условиях школы виды спорта и формы организации занятий. Объем внеклассной работы должен быть в гармоническом соотношении с учебной нагруз­кой учащихся. Чрезмерное увлечение спортом иногда отрицательно сказывается не только на успеваемости школьников, но и на их здо­ровье. Однако нередко встречается и другая крайность: организованные в школе внеклассные занятия явно недостаточны по объему и не могут обеспечить оптимальный двигательный режим, вследствие чего здоровье детей расшатывается, ухудшается и их физическое развитие.

Эффективное решение комплекса образовательных, воспитатель­ных и оздоровительных задач в процессе внеклассной работы по фи­зической культуре возможно, на наш взгляд, только в системе, со­четающей единство генетического развития, функций и структуры внеклассной работы. В качестве системообразующих принципов по­строения данной системы были выдвинуты следующие педагогические и физиологические принципы:

Данные принципы были положены в основу системы внеклассной работы по физической культуре базовых школ Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Она охватывает учащихся всех классов и предусматривает постепенное усложнение "целевой направленности внеклассной работы от класса к классу с учетом возрастных особенностей созревающего организма. Учителями физической культуры была сделана попытка сбалансировать сочетание разнообразных форм физичес­кой активности учащихся, с учетом природно-климатических особеннос­тей каждого календарного сезона, как в условиях города, так и вне его.

Так, например, в средней общеобразовательной школе № 51 г. Казани традиционными стали дни здоровья. На протяжении десяти лет три раза в году учащиеся вместе с учителями выезжают в лес и проводят там спортивные соревнования. Пе­ред ними в течение долгого времени проводится большая подготови­тельная работа. На совете физоргов обсуждается программа проведе­ния соревнований, в речном порту заказывается теплоход и т.д.

В середине сентября проводится первый этап уже становящихся традиционными "Дней здоровья". В первый день участвуют начальные классы; место его проведения - на берегу Волги в местечке "Студенцы". В программе дня здоровья: элементы туризма, преодоление препятствий, "Веселые старты", легкоатлетическая эстафета, кон­курсы на лучшую туристическую песню, произвольный танец, лучший обед и т.д. В конце дня производится подведение итогов соревно­вания и награждение победителей. На следующий день 5, 6, 7 и 8 классы вывозятся в район пристани "Дачная" - в замечательную при­родную зону с отличной родниковой водой и огромной зеленой поля­ной в окружении леса. В программе соревнований; туристическая эстафета с преодолением различных препятствий, установкой палат­ки, разведением костра, легкоатлетическая эстафета, футбол, кон­курс туристической песни, конкурс на лучший обед. Затем проводят­ся итоги дня соревнования и происходит награждение победителей.

На третий день проводятся соревнования с 9, 10, 11 классами.

Второй этап "Дней здоровья" проводится в феврале месяце в районе остановочной платформы "771 км". Здесь, в условиях засне­женного леса, проводятся соревнования по ориентированию на мест­ности, туристическая эстафета, разжигание костра, подвижные игры, катание с крутых заснеженных гор. Проводимые в условиях зимнего леса спортивные состязания благотворно влияют не только на укреп­ление здоровья учащихся, гармонизацию их физического развития, но и на развитие их воображения, эстетических чувств и т.д.

Третий этап соревнований проводится в середине мая. Началь­ные массы выезжают в "Студенцы", а средние и старшие классы - на "Дачную". С учащимися проводится обширная спортивная програм­ма, затем по итогам учебного года происходит награждение лучших спортсменов, лучших спортсменов классов и классных руководителей школы.

В системе внеклассной работы по физической культуре в школе № 51 большую роль играет проведение разнообразных физкультурно-спортивных секций, соревнований, праздников, охватывающих такие виды спорта как футбол, волейбол, баскетбол, ритмическая гимнас­тика, кросс, лыжные гонки, туризм, настольный теннис. Особое мес­то в системе физкультурной работы вот уже более пяти лет занимает секция плавания. Учащиеся начинают обучение плаванию с первого класса и продолжают спортивные занятия вплоть до 11 класса. Дети получают хорошую возможность разностороннего физического развития, охватывающего всю костно-мышечную, сердечно-сосудистую, дыхатель­ную, нервную, имунную системы.

Систематическое занятие плаванием придают телу ребенка пра­вильную осанку, предупреждают развитие сколиоза и лордоза, обес­печивают правильность и красоту телосложения, благоприятно влия­ют на основные физические показатели развития: рост, вес, силу мышц рук, спины, живота, увеличивают экскурсию грудной клетки, а также сопротивляемость простудным заболеваниям. В настоящее вре­мя школа № 51 является фактически единственным средним учебным заведением Казани, систематически охватывающим учащихся занятия­ми плаванием – универсальным видом двигательной активности.

Система внеклассной работы по физической культуре школы № 51 продолжает развиваться и совершенствоваться в сторону как расши­рения видов двигательной активности учащихся, так и углубления взаимосвязей между отдельными формами работы, развития возраст­ной преемственности занятий физкультурой и спортом, интеграции учебной и внеклассной физкультурно-спортивной деятельности, что в конечном итоге способствует последовательному развитию физической культуры школьников.