Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
Ярмакеев И.Э., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета
Конец двадцатого и начало двадцать первого века – это период глобальных изменений в экономической и общественной жизни мирового сообщества, связанный как с появлением новейших промышленных, информационных и других технологий, кардинально меняющих сущность и структуру человеческой деятельности, так и с изменением отношения к самому человеку – главному действующему лицу мирового прогресса, инициатору всех инновационных процессов, носителю нравственных, познавательных, эстетических и других ценностей. Новое историческое время выдвигает и новые требования к личности современного человека – как к социальным, так и к биологическим аспектам его жизнедеятельности. Меняются представления о сущности и структуре человеческого образования, основ человеческой культуры. Прежние требования к общеобразовательной и общекультурной подготовке во многом кажутся уже облегченными, недостаточно соответствующими требованиям современной трудовой и общественной деятельности. Школьное образование подвергается обоснованной критике с разных сторон – как за излишнюю теоретизированность, схоластичность многих учебных дисциплин, так и за недостаточный мировоззренческий, культурологический уровень преподавания других школьных предметов.
Одной из важнейших проблем, которая подвергается в последнее время существенному переосмыслению с современных методологических позиций, является проблема формирования физической культуры личности, традиционной основой которой является укрепление здоровья человека, формирование его двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей и качеств и т.д.
Особую роль в этом процессе играет внеклассная работа, гармонично дополняющая уроки физической культуры. Она направлена на то, чтобы обеспечить ученикам активный отдых после напряженного учебного труда, правильно построить их двигательную самодеятельность. Но, организуя разумный и здоровый досуг детей, не надо забывать и о том, что в процессе внеклассной работы расширяются, углубляются и совершенствуются знания, двигательные умения и навыки, приобретаемые учащимися на уроках физической культуры; развиваются двигательные качества и способности, а также склонности к занятиям физической культурой, спортом, туризмом; вырабатываются активность, инициатива, самостоятельность, умение быть организатором коллектива.
Внеклассная работа по физической культуре служит для учащихся активным отдыхом. Она организуется на началах самодеятельности учащихся, следовательно, носит факультативный характер. Вот почему так важно развивать у детей интерес и привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями.
В зависимости от своих способностей и склонностей ученики выбирают наиболее интересные и подходящие для них в условиях школы виды спорта и формы организации занятий. Объем внеклассной работы должен быть в гармоническом соотношении с учебной нагрузкой учащихся. Чрезмерное увлечение спортом иногда отрицательно сказывается не только на успеваемости школьников, но и на их здоровье. Однако нередко встречается и другая крайность: организованные в школе внеклассные занятия явно недостаточны по объему и не могут обеспечить оптимальный двигательный режим, вследствие чего здоровье детей расшатывается, ухудшается и их физическое развитие.
Эффективное решение комплекса образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в процессе внеклассной работы по физической культуре возможно, на наш взгляд, только в системе, сочетающей единство генетического развития, функций и структуры внеклассной работы. В качестве системообразующих принципов построения данной системы были выдвинуты следующие педагогические и физиологические принципы:
непрерывного и последовательного физического развития учащихся, становления всех физиологических систем организма;
гармоничного, сбалансированного развития физических способностей учащихся;
приоритетного формирования здорового образа жизни;.
комплексного использования естественных, природных факторов физического развития и воспитания учащихся;
личностного самоопределения /становления основных качеств личности/ учащихся;
органического единства учебной и внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся.
Данные принципы были положены в основу системы внеклассной работы по физической культуре базовых школ Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Она охватывает учащихся всех классов и предусматривает постепенное усложнение "целевой направленности внеклассной работы от класса к классу с учетом возрастных особенностей созревающего организма. Учителями физической культуры была сделана попытка сбалансировать сочетание разнообразных форм физической активности учащихся, с учетом природно-климатических особенностей каждого календарного сезона, как в условиях города, так и вне его.
Так, например, в средней общеобразовательной школе № 51 г. Казани традиционными стали дни здоровья. На протяжении десяти лет три раза в году учащиеся вместе с учителями выезжают в лес и проводят там спортивные соревнования. Перед ними в течение долгого времени проводится большая подготовительная работа. На совете физоргов обсуждается программа проведения соревнований, в речном порту заказывается теплоход и т.д.
В середине сентября проводится первый этап уже становящихся традиционными "Дней здоровья". В первый день участвуют начальные классы; место его проведения - на берегу Волги в местечке "Студенцы". В программе дня здоровья: элементы туризма, преодоление препятствий, "Веселые старты", легкоатлетическая эстафета, конкурсы на лучшую туристическую песню, произвольный танец, лучший обед и т.д. В конце дня производится подведение итогов соревнования и награждение победителей. На следующий день 5, 6, 7 и 8 классы вывозятся в район пристани "Дачная" - в замечательную природную зону с отличной родниковой водой и огромной зеленой поляной в окружении леса. В программе соревнований; туристическая эстафета с преодолением различных препятствий, установкой палатки, разведением костра, легкоатлетическая эстафета, футбол, конкурс туристической песни, конкурс на лучший обед. Затем проводятся итоги дня соревнования и происходит награждение победителей.
На третий день проводятся соревнования с 9, 10, 11 классами.
Второй этап "Дней здоровья" проводится в феврале месяце в районе остановочной платформы "771 км". Здесь, в условиях заснеженного леса, проводятся соревнования по ориентированию на местности, туристическая эстафета, разжигание костра, подвижные игры, катание с крутых заснеженных гор. Проводимые в условиях зимнего леса спортивные состязания благотворно влияют не только на укрепление здоровья учащихся, гармонизацию их физического развития, но и на развитие их воображения, эстетических чувств и т.д.
Третий этап соревнований проводится в середине мая. Начальные массы выезжают в "Студенцы", а средние и старшие классы - на "Дачную". С учащимися проводится обширная спортивная программа, затем по итогам учебного года происходит награждение лучших спортсменов, лучших спортсменов классов и классных руководителей школы.
В системе внеклассной работы по физической культуре в школе № 51 большую роль играет проведение разнообразных физкультурно-спортивных секций, соревнований, праздников, охватывающих такие виды спорта как футбол, волейбол, баскетбол, ритмическая гимнастика, кросс, лыжные гонки, туризм, настольный теннис. Особое место в системе физкультурной работы вот уже более пяти лет занимает секция плавания. Учащиеся начинают обучение плаванию с первого класса и продолжают спортивные занятия вплоть до 11 класса. Дети получают хорошую возможность разностороннего физического развития, охватывающего всю костно-мышечную, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, имунную системы.
Систематическое занятие плаванием придают телу ребенка правильную осанку, предупреждают развитие сколиоза и лордоза, обеспечивают правильность и красоту телосложения, благоприятно влияют на основные физические показатели развития: рост, вес, силу мышц рук, спины, живота, увеличивают экскурсию грудной клетки, а также сопротивляемость простудным заболеваниям. В настоящее время школа № 51 является фактически единственным средним учебным заведением Казани, систематически охватывающим учащихся занятиями плаванием – универсальным видом двигательной активности.
Система внеклассной работы по физической культуре школы № 51 продолжает развиваться и совершенствоваться в сторону как расширения видов двигательной активности учащихся, так и углубления взаимосвязей между отдельными формами работы, развития возрастной преемственности занятий физкультурой и спортом, интеграции учебной и внеклассной физкультурно-спортивной деятельности, что в конечном итоге способствует последовательному развитию физической культуры школьников.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи