Профессиональная подготовка педагога физической культуры
Бикмухаметов Р.К., д.п.н., профессор, зав. кафедры спортивных дисциплин института физической культуры и восстановительной медицины
Казанский Федеральный Университет Казань, Россия.
Содержание подготовки учителя физической культуры, определяется объективными требованиями общества к педагогу.
Развиваемая нами концепция применительно к профессиональной подготовке педагога по физической культуре следует общим принципам научного познания: принцип познаваемости объекта; принцип детерминизма, принцип развития.
Принцип познаваемости объекта используется с поправкой на относительность знания в данный момент времени.
Принцип детерминизма нацеливает на выявление причинных связей в многомерной системе не только с распознаванием факторов риска, но и с поиском факторов устойчивости.
Принцип развития подразумевает не только учет особенностей онтогенеза человека, но и динамику стратегии деятельности человека.
Движение рассматривается как единственно возможный способ сохранения человеком как системой своей целостности. Логика здесь следующая: человек на воздействие окружающей среды реагирует движениями, затем прибегает к двигательной активности, развивая тем самым тело. Развитие тела способствует развитию сознания. Посредством развитого сознания человек приобретает способность управлять им, направляя и концентрируя в нужном направлении (двигательная деятельность), в том числе и на собственную природу. Сознание рассматривается как структура, позволяющая управлять телом, а в широком смысле – это структура, объединяющая всю систему «человек» (развитие человека, таким образом, реализуется только через развитие его сознания. формирования его многомерности).
Многомерность сознания – проявление потенциала сознания, связанная с освоением объекта познания с разных позиций и точек зрения (способность структурировать, выявлять закономерности, связи и отношения, реализовывать их как при решении теоретических, так и практических задач). При развитом многомерном сознании человек способен выбирать и концентрироваться на той парадигме (концептуальной позиции), которая позволит добиться максимально эффективного для данной проблемы решения. (Кстати сказать, для образовательного пространства в настоящее время характерен именно полипарадигмальный статус).
Между различными мерностями реализуются функциональные взаимоотношения, которые обеспечивают развитие личности: синергии, взаимной компенсации, антагонизма, взаимного уравновешивания.
Синергические взаимоотношения проявляются в сотрудничестве ряда мерностей, в их однонаправленном влиянии на развитие человека путем усиления друг друга.
Отношения взаимной компенсации проявляются в том, что ослабление одной мерности может компенсироваться усилением другой мерности.
Отношения антагонизма могут возникать в случае целенаправленной деятельности человека по развитию определенной мерности, противоречащей сути этой мерности.
Взаимное уравновешивание проявляется в том, что усиление одной мерности уравновешивается ослаблением другой, действующей в противоположенном направлении.
Новая парадигма профессиональной подготовки педагога по ФК дает новые ответы, основанные на принципе комплиментарности (дополнительности) в мышлении, коммуникациях, действиях; на восприятии окружающего мира как мира параллельных систем, динамично переходящих от открытости к закрытости и от закрытости к открытости, от хаоса к порядку и от порядка к хаосу, от неустойчивости к устойчивости и от устойчивости к неустойчивости.
Мы исходим из того, что для продуктивного решения проблемы профессиональной подготовки педагогов по ФК необходимо обратиться к основным положениям современных педагогических подходов, каждый из которых: во-первых, дает правильное и полное, со своих позиций, представление (от целеполагания до самоанализа) о процессе и результатах деятельности, что является важным компонентом профессиональной подготовки; во-вторых, позволяет будущим педагогам в процессе обучения овладеть способами, средствами, методами педагогической деятельности, совершенствуя свои личностные качества настолько полно, насколько это соответствует данной парадигме.
Должны возникнуть категории, обусловливающие новое педагогическое мышление, инновационные образовательные модели и технологии подготовки педагога по физической культуре. Многомерность сознания создаст возможность перехода в рамках существующих парадигм, что обеспечит наименее болезненное вхождение выпускников вузов в реальное выполнение различных социальных и профессиональных функций. Поскольку одна и та же профессионально-педагогическая ситуация может иметь несколько правильных, с позиций различных подходов, решений.
Реализация этой идеи в профессиональном образовании будет способствовать достижению основной цели - подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Полипарадигмальный подход позволит усвоить и реализовать в профессиональной подготовке различные по своей направленности, структуре и содержанию концепции, теории, подходы (и соответствующие технологии), выработанные в ходе культурно-исторического развития педагогической мысли. Это обеспечит личностно-профессиональное развитие студента на основе преемственности в формировании различных уровней самосознания личности (профессионального, духовного и физического), обусловливающих становление ее мировоззрения и расширение мерности сознания.
Многомерное сознание проявляется в способности человека к многомерному поведению, направленному на удовлетворение собственных потребностей в саморазвитии множества мерностей, с конструктивным учетом закономерных требований окружающей среды, которое не сопровождается неразрешимыми внутренними конфликтами. Такое поведение не только исключает все формы отклонений, но и предусматривает, предполагает как необходимое развитие многих мерностей человека.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи