Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
Макеева В.С. заведующая кафедрой «Туризм, рекреация и спорт»
доктор педагогических наук, профессор
Изменения в обществе привели к изменениям в системе образования и требуют соблюдения условий по эффективному развитию личности. Как субъекта в образовательном пространстве физической культуры, студента вуза отличает стремление к: избирательности поведения; профессиональной ориентации; совершенствованию контактов с другими людьми, относительно устойчивой индивидуально-своеобразной организацией активности, складывающихся в результате усилий по наилучшему достижению целей в данных внешних и внутренних условиях.
Движение выражает и одновременно провоцирует мысль и чувства представляемого лица. Только в действиях и через действия человек постигает и преображает окружающий его мир, а сам этот мир открывается человеку в его деятельности. Именно мышлением, в мышлении, для мышления и практических действий с теми или иными объектами формируется личностное знание, новые способы действий и деятельности. Совершенствуя движения, студент совершенствует свою форму, создавая широкие возможности своего развития, в котором физическая активность представляет единство исследовательского процесса и одновременно управления им, т. к. всегда присутствует реальный результат, в конечном счете, направленный на него самого. Развитие студента в пространстве физической культуры как особая форма деятельности является результатом формирования образа тела (физическое Я); когнитивного развития (психическое Я); формирования навыков социального взаимодействия, возникающего в процессе физкультурно-спортивной деятельности; способов и характера реагирования в соответствии с конституциональными особенностями организма и др. Наиболее важно то, что доминирование активно-творческих компонентов в учебно-тренировочном процессе детерминирует развитие осознанной способности самообразования, которая в пассивно-репродуктивных занятиях часто маскируется удовлетворительным выполнением каких-то конкретных видов деятельности. Во всех случаях значительного изменения привычных условий, возникновения существенно новых требований, необходимость быстрого овладения новыми приемами или видами деятельности (т.е. «выход» за рамки знакомого, привычного, уже освоенного) неизбежно обнаруживает недостаточное саморазвитие, что проявляется в различных деятельностных (поведенческих) трудностях и «сбоях».
Самообразование в качестве своего инварианта предполагает реализацию этапов организации учебной деятельности (исходный анализ и оценка учебной ситуации, проектирование учебной деятельности, реализация учебной деятельности, итоговый анализ и оценка учебной деятельности), функций мотивирования, регулирования, контролирования и оценивания. Целенаправленная деятельность к физическому совершенству в соответствии с образом, идеалом человека, в сочетании с активностью, природной любознательностью составляют собой самодвижение, выводящее на более высокую ступень культуры, где профессиональное развитие личности есть одновременно и результат и исходная позиция для дальнейшего развития.
Важным условием успешности формирования физической активности студента является комплексный подход к организации его деятельности. Основным требованием комплексного подхода является единство учебной и воспитательной работы, тесное взаимодействие форм и методов формирования, реализуемых в учебном процессе и во внеучебное время. Чем больше студент использует поступающую информацию для развития собственной личности, тем больше ее профессиональный выход и наоборот, а установка на профессиональную деятельность выступает в качестве управляющего механизма, источника разрешения личностных и профессиональных проблем.
Студент, претендующий на высшее и особенно университетское образование, должен владеть методами достижения оптимальных физических кондиций и освоения образовательного пространства физической культуры, что опирается на ряд важнейших условий:
- понимание организационной структуры профессиональной деятельности и интегрированную междисциплинарную специфику физической культуры, ее связь с комплексом дисциплин гуманитарного, профессионального, общеобразовательного компонентов профессионального образования;
- всесторонние знания физических упражнений как основного средства физической культуры;
- совершенные знания человека как объекта воздействия физическими упражнениями;
- знание и владение формами, методами организации и управления процессом самообучения и тренировки;
- диагностирование и своевременная коррекция своего физического развития и состояния и его реабилитации для сохранения здоровья.
Соблюдение перечисленных условий является одной из наиболее важных составляющих сторон подготовки студента в образовательном пространстве физической культуры.
В процессе исследования выделены обобщающие темы по учебному курсу, которые дают возможность определения знаний и умений студентов, увидеть это на практике, выявить слабые стороны разделов физической подготовки и управлять процессом в необходимом направлении. При таком подходе к построению курса физической культуры часть вопросов полностью переносится на самостоятельную проработку, что способствует втягиванию студента в регулярную, систематическую исследовательскую работу по оценке своего психофизического состояния, планировать и продуктивно организовывать время самостоятельной работы. Важное место в комплексной формирующей системе отводится различным внеаудиторным мероприятиям, деятельности в спортивных клубах по интересам, участие в занятиях различных секций, участие в организации и проведении соревнований, конкурсах, выставках творческих работ, олимпиадах, конференциях. Параллельно этому проводились обучающие тренинги «Психофизический тренинг», «Двигательная активность и здоровье», «Здоровый образ жизни и профессиональная деятельность» и др., позволяющие развивать умения и навыки общения, преподавания, развития профессионально важных качеств.
Активация собственных сил и возможностей по самовоспитанию, саморазвитию физических, личностных и профессиональных качеств студентов - это работа по подготовке себя к активной социальной и профессиональной деятельности. При совпадении внешних педагогических воздействий в личности студента происходит преобразование внутренней работы над собой. Возникают процессы самообразования и самовоспитания, которые становятся областью деятельности самого студента, а преподаватель выступает в роли консультанта. В случае несовпадения целей и задач, работа преподавателя и студента продолжается по выявлению причин неудач и постановки новых задач.
Уровень развития физической активности студентов оценивали с использованием рейтинговой системы оценки: обязательный расчет рейтинга по каждому блоку предметной подготовки; обязательная самостоятельная подготовка по выявленным показателям рейтинга специальных карт-заданий; ранжирование студентов по результатам выполнения творческих заданий; учет посещаемости занятий. Чтобы исключить «авралы» в процессе учебной деятельности, внедрена система дополнительных стимульных баллов за посещаемость занятий и хорошо и вовремя выполненную самостоятельную работу (в соответствии с графиком прохождения раздела учебной дисциплины). Предусмотрено начисление поощрительных баллов за творческое решение задач, своевременное представление задачи. Определение шкалы рейтинга переводилась на 4-х балльную шкалу.
В процессе анализа экспериментальных данных было выявлено, что специально построенные педагогические ситуации актуализировали потребность в реализации ориентировочной деятельности студентов к самообразованию и самовоспитанию через освоение навыков измерения своих психофизических состояний и оценки их динамики на протяжении учебного года, разнообразной физкультурно-спортивной деятельности и самостоятельного физического совершенствования.
Качественные различия в условиях, способствующих и препятствующих развитию умений самоуправления в их наиболее выраженном «идеализированном» виде соответствуют полярным значениям на условной шкале развития: полная творческая пассивность, подражание, репродуктивная деятельность либо, напротив, инициативность, полностью осознанная активность, продуктивная самостоятельность. В реальном деятельностном бытии студентов эти способы, как правило, не проявляются «в чистом виде» систематически, как взаимно исключающие друг друга. Вместе с тем, специфические проявления одного из способов могут отчетливо превалировать в разных формах произвольной активности как устойчивая субъектная характеристика. Особенности осознанного самоуправления, его возможности и характер проявления в значительной степени определяются освоением новых разнообразных (по форме, предметному содержанию, способам, условиям и т.д.) видов физкультурно-спортивной деятельности, социальных отношений, поведения при установлении субъектно-деятельностных отношений с осваиваемой действительностью.
Физическая активность выбора, его оптимального варианта предметного и физического совершенствования наиболее полно обеспечивает познание студентом своих физических, психологических, функциональных и других возможностей, формируется отношение к себе. Новый уровень развития самопознания и самоотношения выступает условием организации собственной деятельности, стимулом к осуществлению личностно-смысловой активности, в стремлении проверить себя, реализовать свои возможности (интеллектуальные, коммуникативные, операциональные, творческие, физические). Самодеятельность выступает итоговым звеном в этом процессе, как необходимое звено сущностных сил профессионала. Проявив себя в физкультурно-спортивной деятельности, студент стремится, используя средства физической подготовки, завоевать определенную личностную позицию, найти свое место в жизни, самоутвердиться.
Таким образом, успех готовности к профессиональной деятельности, безусловно, связан с тесной интеграцией всех ее компонентов. Содержательная сторона каждого из этих компонентов требует основательного научного обоснования и практического подтверждения, что обусловлено новизной и технологии подготовки специалистов новой формации.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи