Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
О.М.Идрис, аспирант кафедры адаптивной физической культуры
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры предназначен для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья, главными из которых являются самоактуализация, максимально возможная самореализация своих способностей и сопоставление (сравнение) их со способностями других людей, имеющих подобные проблемы со здоровьем. Кроме того, в число ведущих потребностей этого комплекса входят потребности общения (коммуникативной деятельности), преодоления отчужденности, выхода за пределы замкнутого пространства своей квартиры, в более обобщенном выражении социализации и социальной интеграции.
90-е годы внесли серьезные изменения в отношение общества к инвалидам в России. В последние годы и в нашей стране адаптивный спорт выходит на новый уровень развития, и связано это с тем, что растет внимание государства к людям с ограниченными возможностями. Заметно выросло число спортивно-массовых мероприятий, у инвалидов появляется больше возможностей участвовать в различных соревнованиях, а набор спортивных дисциплин с каждым годом отличается все большим разнообразием.
Адаптивный спорт-это спорт, для людей с ограничением в состояние здоровья. Одно из его направлений представлено адаптивным плаванием.
Адаптивное плавание - вид плавания, направленный на решение общих или частных задач профилактики и предотвращения заболеваний.
В ноябре 2000г. в составе факультета адаптивной физической культуры Санкт-Петербургского института физической культуры имени П.Ф.Лесгафта, была образована кафедра «Гидрореабилитации и технологий физкультурно-спортивной деятельности» - эту кафедру и можно считать прородительнецей адаптивного плавания в нашей стране.
Адаптивное плавание-это отличный способ решения общих и частных проблем, у людей с разными категориями заболевания. Но, как и во всех видах деятельности, и в адаптивном плавание имеются свои проблемы.
Первая и основная это подготовка специалистов по адаптивному плаванию, так как тренер по плаванию не всегда может понять проблему неготовности инвалидов различных нозологических групп к обучению или тренировочной деятельности в плавании.
Так же, это нехватка специального инвентаря, правильно оборудованных бассейнов, недостаточное количество методических и научных разработок в данном направление. Но все же одной из самых важных и самых основных проблем в адаптивном плавание-это проблема подготовки специалистов в данном виде деятельности, специальная подготовка тренера по адаптивному плаванию.
В частности именно тренер определяет, какую нагрузку, какие упражнения, в каком количестве, с какой интенсивность и т.д. давать своим подопечным для достижения поставленной перед ним задачи.
Проблема подготовки тренера по адаптивному плаванию заключается в том, что пока нет человека который может передать свои знания какому то другому человеку. Нет уже готового специалиста в данной сфере. С этой проблемой сталкиваются все «новые проекты» - нет уже готового грамотного специалиста, который может передать свои знания другим людям. Тренер по адаптивному плаванию, должен иметь огромный запас знаний и различных методик преподавания, различных упражнений и т.д. При занятиях с инвалидами нельзя применять методики обучения плавания, которыми пользуются при обучение плавание со здоровыми детьми. Для каждого вида заболевания нужны новые, индивидуальные и порой инновационные упражнения, подходящие именно для этого вида заболевания. У каждого вида заболевания должно быть свое количество времени проведенного в воде, свои упражнение, интенсивность, основная направленность, инвентарь и т.д.
Но мало знать все эти упражнения и наличие хорошего инвентаря - очень важно умело и грамотно его применить. Тренер по адаптивному плаванию должен следить за состоянием здоровья своих подопечных постоянно, и в зависимости от их состояния, улучшения или ухудшения тренированности, применять разные вариации того багажа знаний который у него имеется. Специалист данного рода должен обладать хорошей выдержкой и психической устойчивостью, должен иметь азы общения с больными детьми в зависимости от того заболевания которым они страдают. Должен знать и понимать психологию инвалида для более лучшего эффекта проводимых занятий. Ведь именно особенности общения на уровне «спортсмен-тренер» в большей части являются основными на пути к успешному результату.
Необходимо иметь представление о главных нарушениях в организме у детей, с которыми проводятся занятия, сортировать их по нозологиям. Знать особенности общения с разными типами больных. К примеру для занятий с глухими необходимо осваивать базовые основы жестового языка, для занятий с умственно отсталыми и психически больными детьми- важно иметь азы психологии, и особенности психологии для данного вида заболевания. Для занятий со слепыми необходимо умение работать с человеком находясь с ним рядом в воде. И так для каждого типа заболевания.
Немало важно для тренера по адаптивному плаванию, самому иметь азы в плавание. Таким образом мы имеем человека который «знаком» с водой, знает особенности данного вида двигательной деятельности. Может на собственном опыте, подсказать занимающимся, как правильно выполнить то, или иное упражнение для достижения наиболее лучшего результата.
Организация занятий в таком виде деятельности имеет немало важную роль. Специалист, который проводит занятие должен заинтересовать детей таким образом, что им должно быть интересно ходить на занятия. Многие дети страдают «боязнью воды», задача специалиста состоит в том, что бы дети смогли преодолеть свой страх при этом исключая возможности того, что бы страх не усилился и не перешел в панический.
Адаптивное плавание – очень молодое направление двигательной деятельности в современном мире. Оно только начинает свое становление. Только набирает обороты. Проводятся много исследований и новых разработок в данном направление. И, как и все новые виды деятельности, которые образуются в мире - этот вид деятельность тоже столкнулся с определенными трудностями на этапе своего становления.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи