Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
Солтамурадова Халипат Мовлаевна к.п.н., доцент, зав. кафедрой физического воспитания Чеченского государственного университета
г. Грозный
Исследование литературы по проблеме организации индивидуальной педагогической работы, анализ опыта практической деятельности заведующего кафедрой физической культуры позволили выделить методические подходы в совершенствовании индивидуального подхода при развитии инновационной культуры в виде двух уровней, характеризующих взаимоотношения заведующий кафедрой физической культуры преподаватель, которые определяют качественную особенность участия заведующего кафедрой физической культуры во взаимоотношении.
К ним можно отнести: уровень непосредственного взаимоотношения (взаимодействия) и уровень опосредованного взаимодействия с преподавателями кафедры физической культуры вуза.
Уровень непосредственного взаимоотношения заведующего кафедрой физической культуры с преподавателями в процессе индивидуального подхода при развитии инновационной культуры включает: непосредственное педагогическое действие - практическое применение того или иного средства, метода, формы в педагогическом воздействии с конкретным преподавателем в данной ситуации; систему деятельности по развитию инновационной культуры на определенный период (день, неделю, месяц, весь год профессиональной деятельности в учебном заведении).
Непосредственное педагогическое действие — это когда заведующий кафедрой физической культуры, зная индивидуальные особенности преподавателя, определяет наиболее целесообразное в данном конкретном случае средство, форму (приказание, распоряжение, совет) индивидуального подхода к нему и, главное, методику их практического применения (именно к этому педагогу), реализует ее во взаимоотношении с ним. С накоплением педагогического опыта, мастерства заведующий кафедрой физической культуры все больше и больше, чаще всего индивидуально, педагогически грамотно выбирает нужный подход и умело применяет его в работе с конкретным преподавателем
(С.Е.Аверьянов, 2003).
Анализ практики различных руководителей показывает, что встречаются самые различные варианты подобного проявления: первые — не всегда могут выбрать в данной ситуации педагогическое средство, формулу индивидуального подхода; другие — не проявляют творчества в выборе, используя одно и то же (например, беседу, одни те же высказывания и пр.); третьи - могут выбрать наиболее предпочтительное педагогическое средство взаимодействия с данным педагогом, но не владеют достаточным мастерством его практического применения, есть и другие варианты.
Учеными давно подмечено, что способность в педагогической ситуации определить по отношению к конкретному обучаемому наиболее целесообразный подход свидетельствует об уровне педагогического мастерства. Например, способность по незначительным внешним признакам понять внутреннее состояние человека, искусство проведения беседы, способность видеть (создавать) педагогические ситуации и умело их реализовать по отношению к конкретному человеку, умение использовать возможности совместной деятельности к побуждению обучаемого к осознанной работе по самосовершенствованию и т.д.
Система в индивидуальном подходе по развитию инновационной культуры к преподавателю физического воспитания недостаточно исследована и слабо представлена в научной литературе. Изучение опыта учебных заведений, а также специальное исследование в Чеченском государственном университете позволили создать технологию индивидуального подхода к развитию инновационной культуры преподавателей, в основе которой лежит познание их возможностей, определение перспектив совершенствования и развития, создания оптимальных условий, в которых он мог бы успешно реализовать себя как личность. Задачи педагогу ставятся в начале каждого семестра учебного года, но в течение семестра они при необходимости могут уточняться. В конце семестра, учебного года с ним подводятся итоги достигнутого результата.
По результатам учебного года выявленные итоги и рекомендации данному конкретному преподавателю излагаются в аттестации. Итоги выступают важнейшей основной аттестации преподавателя по физическому воспитанию и оценки качества инновационной деятельности.
Важно заметить, что корректирование характера взаимодействия в индивидуальном подходе к развитию инновационной культуры у преподавателя проводится по результатам анализа эффективности его профессиональной деятельности, с учетом отзывов на выпускников.
Уровень опосредованного взаимодействия заведующего кафедрой физической культуры с преподавателями. Заведующий кафедрой физической культуры большое внимание уделяет прямому взаимодействию с каждым педагогом. Однако управленческая деятельность не исключает создания необходимого благоприятного психологического климата в коллективе. Речь идет о том, чтобы обеспечить для каждого преподавателя по физическому воспитанию такие оптимальные условия, в которых его возможности к инновационной деятельности получили бы наибольшее проявление и развитие.
Анализ практической реализации индивидуального подхода к развитию инновационной культуры преподавателя показывает, что формы его проявления различны: деловая (руководитель —подчиненный); шефская по выполнению поручения руководителя вуза, кафедры физической культуры или личная инициатива (наиболее подготовленный педагог — менее подготовленный); взаимоотношения преподавателей в процессе профессиональной деятельности; личные интересы; совместная деятельность
В различных ситуациях один и тот же педагог оказывается в роли объекта или субъекта индивидуального подхода. Внимание, оказываемое субъектом, по своей социальной направленности различно. Организационная деятельность заведующего кафедрой физической культуры вуза признана стимулировать позитивное воздействие (взаимодействие) одних, нейтрализацию действий —других, преодоление негативных последствий — третьих (Н.Н. Кирилова, 1982; И.В.Кларин, 1989).
Педагогически грамотный заведующий кафедрой физической культуры, организуя индивидуальный подход к преподавателю, руководит практическим обеспечением его результативности. Собственно руководство представляет собой такую деятельность, которая направлена на обеспечение оптимального функционирования системы изучения индивидуальных особенностей преподавателей и целенаправленного педагогического воздействия на каждого из них, с целью достижения необходимых результатов в его инновационном развитии, профессиональной деятельности и самосовершенствовании (В.И.Ковалев, 1988; Э.Н.Коротков, 1988 и др.).
В исследовании указанных авторов интересовало, что следует отнести в содержание руководства индивидуальным подходом к развитию инновационной культуры педагога. В результате анализа было выявлено, что в содержание руководства входит: уяснение цели и задачи развития инновационной культуры; оценка возможностей педагогов как субъектов и объектов реализации индивидуального подхода; постановка задач по реализации индивидуального подхода; анализ протекания учебно-воспитательного процесса по физической культуре и его результативности на основе текущих оценок (характеристик), результатов сдачи зачетов и экзаменов, данных повседневного поведения, действий и поступков отдельных преподавателей; формулирование выводов об эффективности (действенности) индивидуального подхода к развитию инновационной культуры педагогов и принятие решений в процессе руководства; повседневный контроль за ходом педагогической работы с отдельными преподавателями и коллективом, внесение в нее необходимых корректив.
К наиболее характерным формам руководства индивидуальным подходом в коллективе кафедры физической культуры вуза можно отнести следующие: постановку задач, инструктирование; подведение итогов (анализ педагогической деятельности преподавателей и ее результативности); совещания (научно-практические семинары) педагогического актива; обобщение опыта практической реализации индивидуального подхода по развитию инновационной культуры его пропаганда и рекламирование; индивидуальная помощь, поддержка; общение с ветеранами, отличившимися в профессиональной деятельности и др.
Важнейшая роль в организации индивидуального подхода к развитию инновационной культуры принадлежит заведующему кафедрой физического воспитания. Обобщение опыта его деятельности позволяет выделить важные (основные) направления организации индивидуального подхода к развитию инновационной культуры у преподавателей.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи