Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
Фролов А.Ф. доктор медицинских наук, профессор (РГСУ)
Литвинов В.А., зав.кафедрой ФВиС, доцент (РГСУ)
Результативность, эффективность и качество занятий физической культурой и спортом требуют обязательного научно-методического обеспечения образовательного процесса, соблюдения строгого режима, всех элементов личной и общественной гигиены, соблюдения принципов здорового образа жизни и полного исключения вредных привычек. Лишь тогда двигательная активность, физические тренировки на оптимальном уровне обеспечат человека физическим, психологическим и социальным здоровьем.
Физкультурнику и спортсмену необходимо иметь высокий уровень воспитания, иметь глубокие теоретические знания, практические навыки и культуру, базу духовно-нравственных качеств. Все это возможно иметь лишь в здоровом социальном поле.
Отсутствие мотивации к знаниям у учащейся молодежи грозит обернуться тяжелыми последствиями не только для них, но и для всей страны. Пугает тотальное стремление любым путем достичь цели (набрать баллы).
Более 10 лет мы практикуем контроль уровня усвоения теоретических знаний студентов по ходу проведения лекционного курса по физической культуре, с проставлением оценок. Письменные творческие ответы с аргументированными обоснованиями позволяют выявить более одаренных, мыслящих, мотивированных на образовательную деятельность студентов. Последующий разбор (вместе со студентами) доминирующих ошибок, позволяет воспитывать творческий, осмысленный, научно-обоснованный подход студентов к работе на лекции (конспектирование, освоение, цели, задачи, главной мысли, содержания темы, работа над теоретическим материалом дома с учебником и конспектом). Эта система позволяет дифференцировать каждого студента, в работе которого четко проявляется его культура, кругозор, прилежание, дисциплина, психологическое и интеллектуальное здоровье человека, его образ жизни. К сожалению, большой процент первокурсников (30-40%) из-за низкого интеллектуального развития , плохого воспитания, проживания в регионах с недостаточным социально-экономическим и культурным уровнем обеспеченности, из неблагополучных семей – не способны ответить на простые вопросы учебной программы вуза.
Замалчивание, игнорирование факта внутреннего конфликта в сознании и мировосприятие, в умах подрастающего поколения не позволяют нам понять скрытные негативные предрасположенности к конфликтному поведению, наркозависимости, нарушению закона и другим чрезвычайным явлениям. В образовательных учреждениях теряется воспитательный потенциал физической культуры и спорта.
Если учащиеся или студенты болеют (хроническое нарушение здоровья), его нарушенное психофизическое состояние требует ежедневной помощи врача, психолога, индивидуального подхода, щадящего режима, дозированных умственных и физических нагрузок. У него нарушено внимание, память, повышена утомленность при умственной деятельности. Если нарушено мозговое кровообращение, то не эффективно работают все механизмы адаптации, психо-эмоциональное приспособление к внешним факторам, к новой среде обитания. Интеллектуальные функции и структуры мозга дают сбой. Все это не дает человеку нормально учиться, у него затруднен процесс обучения, усвоения учебного материала. При возрастающих нагрузках, стрессах нездоровая нервная система проявляет реакцию защиты неадекватными эмоциями и действиями: протест, непослушание, неподобающее поведение или полное отклонение от учебного процесса, непосещение лекций и занятий.
В сознательном или бессознательном поведении скрывается психо-эмоциональный конфликт индивида между общественными рамками ограничений и самим собой, личностной логикой разума, характера, внутреннего мира, склонностей, нераскрытых потенций и желаний.
В вузе преподаватели физического воспитания и спорта работают по учебной программе для здоровых и условно здоровых студентов. Для больных нет залов ЛФК, нет соответствующей инфраструктуры и кадров, специалистов по ЛФК. На кафедрах ФВиС нет врачей психотерапевтов, психологов, психиатров, врачей по лечебной физкультуре и врачебному контролю за занимающимися физкультурой и спортом. Политика и педагогика должны быть со взаимным проникновением. В последнее время в осознании людей все больше проявляется мнение низкой ценности и практической значимости занятий научной деятельностью. Из опыта повседневной жизни люди убеждаются, что большие знания, профессиональный опыт, даже крепкое здоровье и здоровый образ жизни не гарантирует достижения материального благополучия и социальной защиты в нашей суровой и экстремальной действительности. Вот на что должно быть направлено все внимание стратегии предстоящих преобразований в нашей стране надо спасать человека.
Кто сегодня работает в вузах на кафедрах физического воспитания? Это люди, которые давно трудятся в системе физкультуры и спорта, любят свою профессию, преданы ей, даже при имеющихся мизерных зарплатах(в 7-10 тысяч в месяц). Работа с молодежью – их образ жизни. Это в большинстве своем бывшие спортсмены, чаще без ученой степени и ученого звания, не склонные к научно-исследовательской деятельности, статистическому анализу, эксперименту, в университетах на кафедрах необходимо создать условия для эффективной высокоинтеллектуальной деятельности, педагогов-ученых, педагогов-практиков, тренеров, которые способны выдавать конечный продукт труда – всесторонне здорового человека, гармонически развитую личность, квалифицированного специалиста.
Если педагог не работает над собой, не обучается на курсах повышения квалификации, ФПК, в ординатуре, аспирантуре – он теряет уровень своей квалификации. Значит все новинки специальных знаний, (по педагогике, психологии, спортивной медицине и гигиене, врачебному контролю за занимающимися), не доходят до него. Ему не знакомы современные методики занятий физическими упражнениями и спортивной тренировки в популярных среди молодежи видах спорта.
Педагог-энтузиаст работает на результат, на качество. Он заслуживает поощрения, за качественный учебно-воспитательный процесс, стимулирования своей продуктивной деятельности. Его зарплата должна зависеть от результатов работы. Федеральные и местные, региональные средства, предназначенные для стимулирования квалифицированных педагогов, ученых, тренеров, энтузиастов, новаторов должны доходить до них. Высокий КПД и качество воспитательно-образовательных услуг возможны лишь у высоко квалифицированных педагогов.
К сожалению, большой редкостью стали циклы авторских лекций профессоров на основе их научной концепции, монографии, учебника, учебно-методических пособий, внедренных в практику научных открытий, рекомендаций. В университетах не видно портретов академиков и профессоров. Все больше теряется престиж, авторитет педагогов, ученых.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи