Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
Б.В. Ермолаев, заведующий кафедрой «Физическое воспитание и здоровье» Московского государственного открытого университета, доктор биологических наук, профессор
К.Г. Габриелян, доцент кафедры «Физическое воспитание и здоровье» Московского государственного открытого университета, кандидат педагогических наук, доцент
Концепция «развития человеческого потенциала» квалифицирует человека («человеческий капитал») не только как фактор социального развития, но и как главного субъекта, использующего его результаты. В связи с чем приоритетной задачей для всех ступеней социализации и уровней образования является: сохранение человеческой природы; сохранение уникальной, естественной, данной по факту рождения человеческой жизни; сохранение жизнеспособности человеческого ресурса; формирование посредством воспитания и обучения жизнесохраняющих практик, способствующих реализации человеческого потенциала [1].
Проблема психической адаптации человека к все усложняющимся и экстремальным условиям жизни и деятельности и формирования стратегий (когнитивных, эмоциональных и поведенческих), используемых для того, чтобы справиться с запросами обыденной жизни (копинговых стратегий) поставила вопрос об их ресурсном обеспечении. Активно-приспособительный характер психической адаптации предполагает наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуально-личностная оценка биологических, психологических (индивидуально-личностных) и социально-средовых воздействий на человека. Ресурсный подход предполагает анализ широкого спектра различных личностных и средовых ресурсов, однако подчеркивается, что нарушение адаптационного барьера происходит только при исчерпывании резервных возможностей функциональной активности и отсутствии взаимокомпенсации в целостной системе, отражающей единство биологических и психосоциальных факторов [2]. В рамках предлагаемого подхода взаимодействие факторов (ресурсов различной природы) формирующих индивидуальное здоровье и обеспечивающих активную жизнедеятельность, необходимо развить представлениями об относительной компенсации (взаимозаменяемости) этих факторов. Недостаток некоторых факторов может быть в достаточной степени компенсирован другими.
Цель исследования заключалась в определении возможностей взаимной компенсации факторов, формирующих индивидуальное здоровье студентов.
В исследовании выявления потенциала и условий включения системных механизмов взаимокомпенсации факторов индивидуального здоровья принял участие 391 студент первого и второго года обучения Московского государственного открытого университета (180 юношей и 211 девушек).
Выяснялось, как факторы индивидуального здоровья могут быть полностью или частично скомпенсированы действием других. В качестве факторов индивидуального здоровья были выделены восемь интегральных характеристик, каждая из которых в разной степени является обобщенной. Они в совокупности описывают особенности формирования индивидуального здоровья (по выбранному порядку нумерации, а не по объективной значимости или обобщенности факторов): «режим дня» (сбалансированность учебных нагрузок, внеучебной деятельности, отдыха и сна), «характер питания» (полноценное, сбалансированное, регулярное, соответствующее гастрономическим предпочтениям), «физическая активность» (достаточная по объему и интенсивности), «социальное окружение» (отношение аффилиации, в том числе в целях предупреждения и противодействия стрессу), «личные доходы» (материальная доступность «благ цивилизации»), «экологическая обстановка» (влияние пространственно-географической, архитектурной и рекреационной среды), «генетика» (сочетание наследственных факторов, предрасположенности) и «медицина» (уровень развития технологий, медикаменты). Эти же показатели, обеспечивая разные уровни иерархического процесса адаптации (восприятие и переработка информации, эмоциональное реагирование, социальное взаимодействие), лежат в основе конкретных норм, оценок и установок самосохранительного поведения.
Результаты исследования демонстрируют не только весь спектр возможной взаимокомпенсации факторов индивидуального здоровья, но и меру степени замещаемости каждого отдельно взятого фактора другими – «эластичность замены».
При этом предполагается, что чем больше возможностей и средств компенсации – шире «компенсационный диапазон» – тем большим адаптационным потенциалом обладает организм. Разная природа и разноуровневость выбранных факторов индивидуального здоровья вместе с особенностями выявленного спектра демонстрируют «межстатусный» характер взаимокомпенсаций. Имея в виду различные статусы системы индивидуального здоровья: психический (психоэмоциональный), физический, физиологический, биохимический и клинико-соматический [3].
Асимметричность «матрицы кросскомпенсации» факторов индивидуального здоровья определяется естественным разделением факторов на «компенсирующие» (более других участвующие в замене и, соответственно, формирующие базис адаптационного потенциала) и «компенсируемые» (наиболее заменяемые). К первой группе относятся факторы: «режим дня», «питание», «физическая активность» и «социальное окружение» (последний фактор у юношей относится ко второй группе). Ко второй группе: «личные доходы», «экологическая обстановка», «генетика» и «медицина». Расчеты показывают, что самым компенсирующим фактором будет фактор «физическая активность», а самым компенсируемым – фактор «медицина». Несмотря на существенное расхождение в индивидуальных представлениях (индивидуально вариабельных механизмах компенсации и адаптации), тождественность показателей на большой совокупности у юношей и девушек свидетельствует о наличии «генеральной» тенденции (существующем «соглашении», системном механизме) в студенческой общности по проблеме взаимокомпенсации факторов индивидуального здоровья.
Диссоциация факторов индивидуального здоровья на компенсируемые и компенсирующие является прямой аналогией существующего в психологии разделения ресурсов на внутренние и внешние [4] и на средовые и личностные ресурсы в социологии для обеспечения копинговых стратегий [5]. Диапазон спектра используемых ресурсов, динамическое «распределение ресурсов» в процессе их владения и управления обеспечивают многообразные варианты самосохранительного поведения.
Формирование в студенческих представлениях устойчивого спектра взаимокомпенсации факторов индивидуального здоровья и его «межстатусный» характер составляют значимый результат для концепции ресурсного обеспечения копинговых стратегий. Компромисс совместного воздействия различных факторов индивидуального здоровья разрешается их компенсаторным потенциалом и делением на компенсирующие и компенсируемые, что формирует специфическую иерархию (при доминировании компенсирующего потенциала фактора «физическая активность») используемых ресурсов. Актуальное состояние физиологических, личностных и социально-психологических характеристик индивида выполняет протекторную функцию (отражая характер состояния компенсаторных и резервных возможностей) в базовом направлении – сохранении полноценной жизни – культивировании высокого уровня индивидуального здоровья, сохранении жизнеспособности человека, выборе самосохранительной стратегии поведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Веряскина В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования // Высшее образование в России.– 2005.– № 2.– С. 29-37.
Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.– 720 с.
Ушаков И.Б., Вартбаронов Р.А., Усов В.М. Системная концепция индивидуального здоровья с позиций практической медицины. Часть I. Теоретические аспекты // Гигиена и санитария.– 2004.– № 2.– С. 61-68.
Cobb S. Social support as a moderator of life stress // Psychosomatic Medicine.– 1976.– Vol. 38, № 5.– P. 300-314.
Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии.– 1998.– Т. 1, № 2.– С. 102-112.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи