logo
сборник конференции по студ

Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов

Б.В. Ермолаев, заведующий кафедрой «Физическое воспитание и здоровье» Московского государственного открытого университета, доктор биологических наук, профессор

К.Г. Габриелян, доцент кафедры «Физическое воспитание и здоровье» Московского государственного открытого университета, кандидат педагогических наук, доцент

Концепция «развития человеческого потенциала» квалифицирует человека («человеческий капитал») не только как фактор социального развития, но и как главного субъекта, использующего его результаты. В связи с чем приоритетной задачей для всех ступеней социализации и уровней образования является: сохранение человеческой природы; сохранение уникальной, естественной, данной по факту рождения человеческой жизни; сохранение жизнеспособности человеческого ресурса; формирование посредством воспитания и обучения жизнесохраняющих практик, способствующих реализации человеческого потенциала [1].

Проблема психической адаптации человека к все усложняющимся и экстремальным условиям жизни и деятельности и формирования стратегий (когнитивных, эмоциональных и поведенческих), используемых для того, чтобы справиться с запросами обыденной жизни (копинговых стратегий) поставила вопрос об их ресурсном обеспечении. Активно-приспособительный характер психической адаптации предполагает наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуально-личностная оценка биологических, психологических (индивидуально-личностных) и социально-средовых воздействий на человека. Ресурсный подход предполагает анализ широкого спектра различных личностных и средовых ресурсов, однако подчеркивается, что нарушение адаптационного барьера происходит только при исчерпывании резервных возможностей функциональной активности и отсутствии взаимокомпенсации в целостной системе, отражающей единство биологических и психосоциальных факторов [2]. В рамках предлагаемого подхода взаимодействие факторов (ресурсов различной природы) формирующих индивидуальное здоровье и обеспечивающих активную жизнедеятельность, необходимо развить представлениями об относительной компенсации (взаимозаменяемости) этих факторов. Недостаток некоторых факторов может быть в достаточной степени компенсирован другими.

Цель исследования заключалась в определении возможностей взаимной компенсации факторов, формирующих индивидуальное здоровье студентов.

В исследовании выявления потенциала и условий включения системных механизмов взаимокомпенсации факторов индивидуального здоровья принял участие 391 студент первого и второго года обучения Московского государственного открытого университета (180 юношей и 211 девушек).

Выяснялось, как факторы индивидуального здоровья могут быть полностью или частично скомпенсированы действием других. В качестве факторов индивидуального здоровья были выделены восемь интегральных характеристик, каждая из которых в разной степени является обобщенной. Они в совокупности описывают особенности формирования индивидуального здоровья (по выбранному порядку нумерации, а не по объективной значимости или обобщенности факторов): «режим дня» (сбалансированность учебных нагрузок, внеучебной деятельности, отдыха и сна), «характер питания» (полноценное, сбалансированное, регулярное, соответствующее гастрономическим предпочтениям), «физическая активность» (достаточная по объему и интенсивности), «социальное окружение» (отношение аффилиации, в том числе в целях предупреждения и противодействия стрессу), «личные доходы» (материальная доступность «благ цивилизации»), «экологическая обстановка» (влияние пространственно-географической, архитектурной и рекреационной среды), «генетика» (сочетание наследственных факторов, предрасположенности) и «медицина» (уровень развития технологий, медикаменты). Эти же показатели, обеспечивая разные уровни иерархического процесса адаптации (восприятие и переработка информации, эмоциональное реагирование, социальное взаимодействие), лежат в основе конкретных норм, оценок и установок самосохранительного поведения.

Результаты исследования демонстрируют не только весь спектр возможной взаимокомпенсации факторов индивидуального здоровья, но и меру степени замещаемости каждого отдельно взятого фактора другими – «эластичность замены».

При этом предполагается, что чем больше возможностей и средств компенсации – шире «компенсационный диапазон» – тем большим адаптационным потенциалом обладает организм. Разная природа и разноуровневость выбранных факторов индивидуального здоровья вместе с особенностями выявленного спектра демонстрируют «межстатусный» характер взаимокомпенсаций. Имея в виду различные статусы системы индивидуального здоровья: психический (психоэмоциональный), физический, физиологический, биохимический и клинико-соматический [3].

Асимметричность «матрицы кросскомпенсации» факторов индивидуального здоровья определяется естественным разделением факторов на «компенсирующие» (более других участвующие в замене и, соответственно, формирующие базис адаптационного потенциала) и «компенсируемые» (наиболее заменяемые). К первой группе относятся факторы: «режим дня», «питание», «физическая активность» и «социальное окружение» (последний фактор у юношей относится ко второй группе). Ко второй группе: «личные доходы», «экологическая обстановка», «генетика» и «медицина». Расчеты показывают, что самым компенсирующим фактором будет фактор «физическая активность», а самым компенсируемым – фактор «медицина». Несмотря на существенное расхождение в индивидуальных представлениях (индивидуально вариабельных механизмах компенсации и адаптации), тождественность показателей на большой совокупности у юношей и девушек свидетельствует о наличии «генеральной» тенденции (существующем «соглашении», системном механизме) в студенческой общности по проблеме взаимокомпенсации факторов индивидуального здоровья.

Диссоциация факторов индивидуального здоровья на компенсируемые и компенсирующие является прямой аналогией существующего в психологии разделения ресурсов на внутренние и внешние [4] и на средовые и личностные ресурсы в социологии для обеспечения копинговых стратегий [5]. Диапазон спектра используемых ресурсов, динамическое «распределение ресурсов» в процессе их владения и управления обеспечивают многообразные варианты самосохранительного поведения.

Формирование в студенческих представлениях устойчивого спектра взаимокомпенсации факторов индивидуального здоровья и его «межстатусный» характер составляют значимый результат для концепции ресурсного обеспечения копинговых стратегий. Компромисс совместного воздействия различных факторов индивидуального здоровья разрешается их компенсаторным потенциалом и делением на компенсирующие и компенсируемые, что формирует специфическую иерархию (при доминировании компенсирующего потенциала фактора «физическая активность») используемых ресурсов. Актуальное состояние физиологических, личностных и социально-психологических характеристик индивида выполняет протекторную функцию (отражая характер состояния компенсаторных и резервных возможностей) в базовом направлении – сохранении полноценной жизни – культивировании высокого уровня индивидуального здоровья, сохранении жизнеспособности человека, выборе самосохранительной стратегии поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Веряскина В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования // Высшее образование в России.– 2005.– № 2.– С. 29-37.

  2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.– 720 с.

  3. Ушаков И.Б., Вартбаронов Р.А., Усов В.М. Системная концепция индивидуального здоровья с позиций практической медицины. Часть I. Теоретические аспекты // Гигиена и санитария.– 2004.– № 2.– С. 61-68.

  4. Cobb S. Social support as a moderator of life stress // Psychosomatic Medicine.– 1976.– Vol. 38, № 5.– P. 300-314.

  5. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии.– 1998.– Т. 1, № 2.– С. 102-112.