Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
Лопатин Л.А., заведующий кафедрой гимнастики и лыжного спорта ТГГПУ, доцент, к.п.н.
Важнейшей задачей коллективов педагогических вузов является существенное повышение качества подготовки учителя-предметника. Обусловлено это тем, что качество образования выпускников вуза в настоящее время пока не отвечает современным требованиям.
Наши исследования показывают, что качество подготовки учителя физической культуры в педагогическом вузе можно не только повысить, но и сделать более управляемым процесс подготовки, если формирование основ педагогического мастерства студента сверять с освоением профессиональных ролей. В структуре физкультурно-спортивной работы учителя физкультуры наиболее актуальным являются следующие роли: дежурный, групповод, спортивный информатор, руководитель физкультурно-спортивной подготовки, организатор различных форм занятий физическими упражнениями, воспитатель, судья соревнований, организатор массовых физкультурно-спортивных праздников и выступлений. Каждая роль требует от учителя совершенно определенных качеств. И если он готов и способен качественно выполнять названные роли, его профессиональная деятельность является полноценной.
Однако проведенные нами исследования показывают, что многие выпускники факультетов физической культуры не готовы и не способны качественно выполнять отдельные профессиональные роли. Нередко именно это становится причиной того, что многие выпускники вуза, придя в школу затрудняются в решении многообразных задач физического воспитания детей, применяют ограниченный круг средств. В частности, роль организатора массовых физкультурных праздников и выступлений, педагоги боятся браться за проведение этих мероприятий; многие педагоги не могут квалифицированно обеспечить страховку или оказать помощь учащемуся при исполнении им физического упражнения и т.д.
В этой связи, степень подготовленности студентов факультета физкультурного образования к выполнению профессиональных ролей является объективным критерием его подготовленности к практической работе в школе. Она конкретно позволяет представить, насколько педагогический коллектив вуза обеспечивает качественную подготовку учителя физической культуры.
Однако, при подготовке учителя физической культуры нельзя удовлетвориться только такой оценкой качества освоения студентами профессиональных ролей. Ее освоение любой роли складывается из ряда этапов, и на каждом есть свои особенности. Кроме того, чтобы понять, почему в освоении роли достигается тот или иной результат, необходимо проанализировать в обучении все его компоненты, выявить, какие действия продуктивны, а какие нет? Какие факторы влияют на ход освоения роли? Поэтому в практику управления освоением ролей необходимо внедрить систему непрерывного контроля, анализа и оценки качества их освоения на протяжении всего периода обучения.
Состав и содержание осваиваемых ролей студентами на предметах практического цикла, специфичны, что обуславливается особенностями организации занятий и характером их содержания. Наименьшие различия проявляются в составе осваиваемых ролей, поскольку большая их часть присутствует при разных формах занятий физическими упражнениями, наибольшая – в содержании, так как в различных формах занятий существуют специфические особенности организации и характера выполнения физических упражнений.
При рассмотрении общей структуры освоения роли мы выделяем следующие этапы:Формирование у студентов значимого мотива в освоении роли;Формирование знаний о ролевых действиях и о процессе освоения;Поэлементное освоение роли; Контроль, анализ, оценка и коррекция освоения основных элементов роли. Контроль, анализ, оценка и коррекция действий при комплексном выполнении роли студентами.
Рассмотрим более подробно содержание и критерии оценки качества освоения ролей на выделенных этапах. Формирование у студентов значимого мотива в освоении роли сводится к знакомству студентов с основными профессиональными ролями, выполняемыми при проведении различных форм занятий физическими упражнениями; раскрытию значения освоения различных ролей в дальнейшей профессиональной деятельности; приобретение личного опыта в овладении предлагаемой роли; прогнозирование использования этой функции в профессиональной деятельности.
Контроль сводится к выявлению у студентов отношения и освоению предлагаемых ролей, степени проявления активности студентов в знакомстве с необходимыми действиями для их выполнения.Формирование у студентов знаний о ролевых действиях и о процессе их освоения на занятиях физическими упражнениями направлено на организацию наблюдений студентов за образцовым выполнением конкретной роли и ее элементов учителями физической культуры в школе; знакомство студентов с программой действий, связанных с выполняемой ролью; создание у студентов зрительного, логического, кинетического образов действий, предлагаемых для освоения роли; знакомство студентов с инструкцией по освоению отдельных элементов предлагаемой роли; выполнение студентами пробных действий в освоении роли.
Контроль за ходом освоения материала на данном этапе должен обеспечить контроль качества осознания задачи по освоению роли, оценку способности студента точно сформулировать ее смысл и определить основные условия успешного выполнения.
К поэлементному освоению роли относятся отдельные значимые действия. Любая роль, выполняемая учителем, связана, во-первых, с действиями по установлению правильных взаимоотношений с учащимися и поддержке их; во-вторых, с действиями по организации учащихся на решение поставленных задач; в-третьих, с действиями по управлению учащимися при решении поставленных перед ними задач; в-четвертых, со специфическими двигательными действиями, направленными на показ образца в решении поставленных задач перед учащимися. Для развития данных качеств у студентов, овладевающих мастерством учителя физической культуры, целесообразно использовать психотенические упражнения.
Контроль преподавателя за ходом освоения студентом элементов роли, связан с постоянным оцениванием умений студента выполнять их в практической деятельности; это умение устанавливать с занимающимися правильные взаимоотношения; умение организовать занимающихся для выполнения физических упражнений; умение правильно решать образовательные, воспитательные, оздоровительные задачи; умение качественно показать образец решения поставленной задачи и т.д. Без контроля, анализа, оценки и коррекции освоения основных элементов роли. Преподаватель должен организовать деятельность студентов по самоконтролю, самоанализу и коррекции своих действий.
Такая деятельность подводит студентов к осмыслению степени освоения роли и к уяснению условий и факторов, благоприятствующих ее выполнения. Эту информацию студент получает не только от преподавателя, но в процессе своей деятельности, что заставляет задуматься студента о своей готовности к профессиональной деятельности. Комплексное освоение роли на данном этапе студентами осуществляется полностью самостоятельно при постепенном снижении контроля со стороны преподавателя. Для комплексного освоения роли используются методы ступенчатого усложнения заданий и вариативно-переменное их выполнение.
Контроль, анализ, оценка и коррекция действий при комплексном выполнении роли. определяет готовность студентов к умению анализировать свои действия с учетом их конечного результата. Основными критериями являются: стабильность в решении поставленных задач; уверенность в своих действиях; культура отношения с занимающимися; точность действий при выполняемой роли; организация творческой деятельности занимающихся; достоверность самооценки.
Это дает основание для вывода о том, что системно-ролевой подход является ориентиром в перестройке подготовки учителей физической культуры. Он позволяет по-новому определить систему решаемых задач, производных от профессиональных ролей. Поэтапное освоение каждой роли позволяет студенту чаще упражняться в профессиональных действиях, понять содержание своей будущей профессии.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи