logo
сборник конференции по студ

Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры

Лопатин Л.А., заведующий кафедрой гимнастики и лыжного спорта ТГГПУ, доцент, к.п.н.

Важнейшей задачей коллективов педагогических вузов является существенное повышение качества подготовки учителя-предметника. Обусловлено это тем, что качество образования выпускников вуза в настоящее время пока не отвечает современным требованиям.

Наши исследования показывают, что качество подготовки учителя физической культуры в педагогическом вузе можно не только повысить, но и сделать более управляемым процесс подготовки, если формирование основ педагогического мастерства студента сверять с освоением профессиональных ролей. В структуре физкультурно-спортивной работы учителя физкультуры наиболее актуальным являются следующие роли: дежурный, групповод, спортивный информатор, руководитель физкультурно-спортивной подготовки, организатор различных форм занятий физическими упражнениями, воспитатель, судья соревнований, организатор массовых физкультурно-спортивных праздников и выступлений. Каждая роль требует от учителя совершенно определенных качеств. И если он готов и способен качественно выполнять названные роли, его профессиональная деятельность является полноценной.

Однако проведенные нами исследования показывают, что многие выпускники факультетов физической культуры не готовы и не способны качественно выполнять отдельные профессиональные роли. Нередко именно это становится причиной того, что многие выпускники вуза, придя в школу затрудняются в решении многообразных задач физического воспитания детей, применяют ограниченный круг средств. В частности, роль организатора массовых физкультурных праздников и выступлений, педагоги боятся браться за проведение этих мероприятий; многие педагоги не могут квалифицированно обеспечить страховку или оказать помощь учащемуся при исполнении им физического упражнения и т.д.

В этой связи, степень подготовленности студентов факультета физкультурного образования к выполнению профессиональных ролей является объективным критерием его подготовленности к практической работе в школе. Она конкретно позволяет представить, насколько педагогический коллектив вуза обеспечивает качественную подготовку учителя физической культуры.

Однако, при подготовке учителя физической культуры нельзя удовлетвориться только такой оценкой качества освоения студентами профессиональных ролей. Ее освоение любой роли складывается из ряда этапов, и на каждом есть свои особенности. Кроме того, чтобы понять, почему в освоении роли достигается тот или иной результат, необходимо проанализировать в обучении все его компоненты, выявить, какие действия продуктивны, а какие нет? Какие факторы влияют на ход освоения роли? Поэтому в практику управления освоением ролей необходимо внедрить систему непрерывного контроля, анализа и оценки качества их освоения на протяжении всего периода обучения.

Состав и содержание осваиваемых ролей студентами на предметах практического цикла, специфичны, что обуславливается особенностями организации занятий и характером их содержания. Наименьшие различия проявляются в составе осваиваемых ролей, поскольку большая их часть присутствует при разных формах занятий физическими упражнениями, наибольшая – в содержании, так как в различных формах занятий существуют специфические особенности организации и характера выполнения физических упражнений.

При рассмотрении общей структуры освоения роли мы выделяем следующие этапы:Формирование у студентов значимого мотива в освоении роли;Формирование знаний о ролевых действиях и о процессе освоения;Поэлементное освоение роли; Контроль, анализ, оценка и коррекция освоения основных элементов роли. Контроль, анализ, оценка и коррекция действий при комплексном выполнении роли студентами.

Рассмотрим более подробно содержание и критерии оценки качества освоения ролей на выделенных этапах. Формирование у студентов значимого мотива в освоении роли сводится к знакомству студентов с основными профессиональными ролями, выполняемыми при проведении различных форм занятий физическими упражнениями; раскрытию значения освоения различных ролей в дальнейшей профессиональной деятельности; приобретение личного опыта в овладении предлагаемой роли; прогнозирование использования этой функции в профессиональной деятельности.

Контроль сводится к выявлению у студентов отношения и освоению предлагаемых ролей, степени проявления активности студентов в знакомстве с необходимыми действиями для их выполнения.Формирование у студентов знаний о ролевых действиях и о процессе их освоения на занятиях физическими упражнениями направлено на организацию наблюдений студентов за образцовым выполнением конкретной роли и ее элементов учителями физической культуры в школе; знакомство студентов с программой действий, связанных с выполняемой ролью; создание у студентов зрительного, логического, кинетического образов действий, предлагаемых для освоения роли; знакомство студентов с инструкцией по освоению отдельных элементов предлагаемой роли; выполнение студентами пробных действий в освоении роли.

Контроль за ходом освоения материала на данном этапе должен обеспечить контроль качества осознания задачи по освоению роли, оценку способности студента точно сформулировать ее смысл и определить основные условия успешного выполнения.

К поэлементному освоению роли относятся отдельные значимые действия. Любая роль, выполняемая учителем, связана, во-первых, с действиями по установлению правильных взаимоотношений с учащимися и поддержке их; во-вторых, с действиями по организации учащихся на решение поставленных задач; в-третьих, с действиями по управлению учащимися при решении поставленных перед ними задач; в-четвертых, со специфическими двигательными действиями, направленными на показ образца в решении поставленных задач перед учащимися. Для развития данных качеств у студентов, овладевающих мастерством учителя физической культуры, целесообразно использовать психотенические упражнения.

Контроль преподавателя за ходом освоения студентом элементов роли, связан с постоянным оцениванием умений студента выполнять их в практической деятельности; это умение устанавливать с занимающимися правильные взаимоотношения; умение организовать занимающихся для выполнения физических упражнений; умение правильно решать образовательные, воспитательные, оздоровительные задачи; умение качественно показать образец решения поставленной задачи и т.д. Без контроля, анализа, оценки и коррекции освоения основных элементов роли. Преподаватель должен организовать деятельность студентов по самоконтролю, самоанализу и коррекции своих действий.

Такая деятельность подводит студентов к осмыслению степени освоения роли и к уяснению условий и факторов, благоприятствующих ее выполнения. Эту информацию студент получает не только от преподавателя, но в процессе своей деятельности, что заставляет задуматься студента о своей готовности к профессиональной деятельности. Комплексное освоение роли на данном этапе студентами осуществляется полностью самостоятельно при постепенном снижении контроля со стороны преподавателя. Для комплексного освоения роли используются методы ступенчатого усложнения заданий и вариативно-переменное их выполнение.

Контроль, анализ, оценка и коррекция действий при комплексном выполнении роли. определяет готовность студентов к умению анализировать свои действия с учетом их конечного результата. Основными критериями являются: стабильность в решении поставленных задач; уверенность в своих действиях; культура отношения с занимающимися; точность действий при выполняемой роли; организация творческой деятельности занимающихся; достоверность самооценки.

Это дает основание для вывода о том, что системно-ролевой подход является ориентиром в перестройке подготовки учителей физической культуры. Он позволяет по-новому определить систему решаемых задач, производных от профессиональных ролей. Поэтапное освоение каждой роли позволяет студенту чаще упражняться в профессиональных действиях, понять содержание своей будущей профессии.