Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
Столярова Н.В.доцент, к.б.н. ЮУрГУ, Челябинск
Данные многочисленных клинических исследований позволили установить, что прямостояние человека - это врожденный рефлекс и установка тела. На устойчивость человека в процессе поддержания вертикальной позы впервые обратили внимание специалисты еще в конце XIX-го века. Как отмечал в свое время И.М. Сеченов, биомеханические параметры позы и движения человека являются самыми "отзывчивыми" на изменение системных связей во внутренней и внешней среде организма.[1]
Методика точного количественного, пространственного и временного анализа устойчивости человека в заданной позе, названная стабилографией, была разработана группой ученых под руководством В.С. Гурфинкеля в 1952 году. Однако только с развитием современной компьютерной стабилографии появилась возможность широкого использования перспективных методов на ее основе. Только в таком варианте было снято основное препятствие по обработке сложных сигналов.[3]
Для изучения физиологии интегративной деятельности моторных структур ЦНС по организации движений используются метод компьютерной стабилографии.
Регуляция равновесия тела в пространстве базируется на понятии устойчивости. Устойчивость ортостатической позы измеряется большим количеством параметров, которые позволяют объективизировать отклонения функции равновесия от нормы. Главными параметрами являются – площадь и длина статокинезиограммы, скорость общего центра давления в различных плоскостях – все они демонстрируют сознательный контроль ортостатической позы, среднее положение гравитационной вертикали, дисперсию положения гравитационной вертикали, физическую мышечную активность, активность мышечного тонуса, позволяют выявить синдром постурального дефицита.
Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать особенности контроля вертикальной позы нетренированных студентов татаро-башкирской и русской национальностей с учетом изменений гравитационной вертикали.
Задачи исследования.
Изучить дисперсию положения гравитационной вертикали при различных статических нагрузках.
Обосновать положения врачебно-педагогического контроля за состоянием двигательной системы студентов 17-21 года татаро-башкирской и русской национальностей.
Материалы и методы исследования.
Исследование гравитационной вертикали и функции равновесия проводилось с использованием стабилометрического комплекса «Стабило-МБН». Для объективной оценки нами использовалась методика компьютерной стабилографии, основанная на графической регистрации колебаний общего центра давления тела человека, находящегося на специальной платформе в вертикальном положении. Характеристики постурального управления фиксировались графически и подвергались математической обработке. Для оценки равновесия использовались 6 тестов, рассмотрим четыре из них:
Тест 1 – основная стойка с открытыми глазами (ОГ)
Тест 2 – основная стойка с закрытыми глазами (ЗГ)
Тест 3 – проба Ромберга с открытыми глазами
Тест 4 – проба Ромберга с закрытыми глазами
Длительность каждой пробы составляла 30 секунд. Во время каждой пробы оценивались следующие показатели:
МАФ – максимальная амплитуда колебаний во фронтальной плоскости (мм),
МАС – максимальная амплитуда колебаний в сагиттальной плоскости (мм),
ДСКГ – длина статокинезиограммы (мм),
СОЦД – скорость общего центра давления (мм/с),
СФП – скорость общего центра давления во фронтальной плоскости (мм/с),
ССП – скорость общего центра давления в сагиттальной плоскости (мм/с),
По результатам проведенных пробных тестов для оценки адаптации антигравитационной системы вычислялись финальные показатели – коэффициент Ромберга (КР).
Исследование проводилось на базе нейрофизиологической лаборатории Областного клинического госпиталя для ветеранов войн.
Результаты исследования и их обсуждение.
При анализе данных исследования выявлены физиологические уровни всех параметров стабилограммы – измерение средней позиции центра тяжести и его дисперсии.
Результаты стабилографического исследования в ОГ представлены в таблице1.
Таблица 1
Стабилографические показатели студентов в позе «основная стойка» с открытыми глазами
Группы, статистич.показатели | МАФ-1 | МАС-1 | ДСКГ-1 | СОЦД-1 | СФП-1 | ССП-1 |
Русские девушки, М ± m, n=13 | 14,59±3,64 | 19,54±9,36 | 310,07±90,81 | 10,34±3,03 | 5,71±1,69 | 6,49±2,17 |
Татаро-башкирские девушки, М ± m, n=12 | 17,03±2,93 | 15,93±0,97 | 320,26±42,03 | 10,68±1,4 | 6,33±1,19 | 6,29±0,74 |
Русские юноши, М ± m, n=12 | 17,79±4,96 | 19,34±5,95 | 333,88±59,9 | 11,13±2,0 | 5,96±1,18 | 7,2±1,4 |
Татаро-башкирские юноши, М ± m, n=13 | 16,27±1,62 | 16,15±1,59 | 327,34±56,34 | 10,91±1,88 | 6,10±1,55 | 6,8±1,62 |
Как видно из таблицы 1, достоверных различий между сравниваемыми значениями в группах девушек и юношей не наблюдалось.
В таблице 2 представлены аналогичные показатели в ЗГ.
Как видно из таблицы 2, достоверных различий между сравниваемыми значениями в группах девушек и юношей не наблюдалось, но наблюдалась явная тенденция к их увеличению в пробе ЗГ.
В таблице 3 представлены стабилографические значения при выполнении пробы Ромберга с ОГ и ЗГ.
Таблица 2
Стабилографические показатели студентов в позе «основная стойка» с закрытыми глазами
Группы, статистич.показатели | МАФ -4 | МАС-4 | ДСКГ-4 | СОЦД-4 | СФП-4 | ССП-4 |
Русские девушки, М ± m, n=13 | 19,8±7,31 | 17,63±5,38 | 396,42±75,21 | 13,21±2,21 | 7,65±2,16 | 8,19±1,26 |
Татаро-башкирские девушки, М ± m, n=12 | 21,2±6,24 | 23,9±3,11 | 467,53±99,58 | 16,59±2,32 | 9,69±2,87 | 9,7±1,7 |
Русские юноши, М ± m, n=12 | 18,53±5,65 | 19,84±7,88 | 437,36±127,98 | 14,58±4,27 | 8,7±3,27 | 9,14±2,47 |
Татаро-башкирские юноши, М ± m, n=13 | 20,51±4,36 | 20,76±4,13 | 466,28±85,45 | 15,54±2,85 | 9,03±2,07 | 9,89±2,4 |
Таблица 3
Стабилографические показатели при применении пробы Ромберга с открытыми и закрытыми глазами
Группы, статистич.показатели | МАФ-5 | МАС-5 | ДСКГ-5 | СОЦД-5 | СФП-5 | ССП-5 | |
Русские девушки, М ± m, n=13 | ГО | 15,7±3,57 | 14,46±1,92 | 301,75±44,33 | 10,06±1,48 | 5,83±1,09 | 4,97±0,8 |
ГЗ | 26,64±7,56 | 24,61±10,25 | 519,68±154,01 | 17,32±5,13 | 11,21±4,28 | 9,99±2,37 | |
Татаро-башкирские девушки, М ± m, n=12 | ГО | 20,26±4,59 | 16,26±1,72 | 354,87±43,31 | 11,83±1,44 | 6,88±1,21 | 7,17±0,72 <0,05 |
ГЗ | 33,97±6,02 | 32,73±9,84 | 597,24±88,38 | 19,91±2,95 | 12,89±1,95 | 11,58±2,08 | |
Русские юноши, М ± m, n=12 | ГО | 17,84±2,89 | 16,96±4,73 | 409,62±58,42 | 13,65±1,95 | 7,78±1,28 | 8,7±1,44 |
ГЗ | 25,8±2,69 | 24,61±3,53 | 589,94±133,29 | 19,67±4,44 | 11,94±2,91 | 12,43±2,87 | |
Татаро-башкирские юноши, М ± m, n=13 | ГО | 19,95±2,44 | 17,3±3,42 | 413,49±66,37 | 13,78±2,21 | 7,98±2,1 | 8,56±1,64 |
ГЗ | 31,99±7,43 | 26,74±4,65 | 628,85±150,9 | 20,96±5,03 | 11,91±2,95 | 13,91±4,08 |
Проведенные сравнения свидетельствуют о достоверных сдвигах у девушек по скорости общего центра давления в сагиттальной плоскости при применении пробы Ромберга с открытыми глазами. Остальные параметры в связи с большим разбросом значений существенно не различались. Однако в ранее рассмотренных нами работах мы наблюдали, что наиболее физически развитыми были татаро-башкирские студенты. Они также превосходили русских студентов по показателям внешнего дыхания (ЖЕЛ, ЖИ) и показателям физической подготовленности (100 м, 1000м, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине у юношей, пресс у девушек).
Максимальная амплитуда колебаний во фронтальной плоскости (МАФ) общего центра давления в основной стойке у русских девушек составила 14,59 мм, у татаро-башкирских 17,03 мм, ее изменения при основной стойке с закрытыми глазами у русских девушек увеличились на 35,7%, а у татаро-башкирских на 24,5%, максимальные сдвиги показателя произошли в пробе Ромберга с закрытыми глазами 82,6% и 99,5% соответственно.
Максимальная амплитуда колебаний во фронтальной плоскости (МАФ) общего центра давления в основной стойке у русских юношей составила 17,79 мм, у татаро-башкирских 16,27 мм, ее изменения при основной стойке с закрытыми глазами у русских юношей практически не увеличились, а у татаро-башкирских увеличились на 26%, максимальные сдвиги показателя произошли в пробе Ромберга с закрытыми глазами 45% и 96,6% соответственно.
Заключение. Метод компьютерной стабилографии является ценным инструментом мониторинга резервов функции равновесия для выяснения интимных физиологических механизмов регуляции вертикальной позы с учетом межполушарной асимметрии и оценке влияния на нее различных факторов: уровня тренированности, психофизиологического состояния студентов, степени утомления после нагрузок.
Литература
Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М.: Медицина, 1966. – 350 с.
Гурфинкель, В.С. Эффекты переключения в системе равновесия человека / В.С. Гурфинкель, М.А. Лебедев, Ю.С. Левик // Нейрофизиология. – 1992. –Т.24. –№ 4. – С.462-466.
Евтушенко, В.В. Компьютерная стабилография в дифференциальной диагностике атаксий при поражении периферических отделов вестибулярной и зрительной систем : Автореферат дис. … кандидата медицинских наук / В.В. Евтушенко. – СПБ, 2005. – 30 с.
Филимонов, В.И. Физиологические основы психофизиологии / В.И. Филимонов. – М.: МЕДпресс-информ, 2003. – 320 с.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи