logo
сборник конференции по студ

Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей

Столярова Н.В.доцент, к.б.н. ЮУрГУ, Челябинск

Данные многочисленных клинических исследований позволили установить, что прямостояние человека - это врожденный рефлекс и установка тела. На устойчивость человека в процессе поддержания вертикальной позы впервые обратили внимание специалисты еще в конце XIX-го века. Как отмечал в свое время И.М. Сеченов, биомеханические параметры позы и движения человека являются самыми "отзывчивыми" на изменение системных связей во внутренней и внешней среде организма.[1]

Методика точного количественного, пространственного и временного анализа устойчивости человека в заданной позе, названная стабилографией, была разработана группой ученых под руководством В.С. Гурфинкеля в 1952 году. Однако только с развитием современной компьютерной стабилографии появилась возможность широкого использования перспективных методов на ее основе. Только в таком варианте было снято основное препятствие по обработке сложных сигналов.[3]

Для изучения физиологии интегративной деятельности моторных структур ЦНС по организации движений используются метод компьютерной стабилографии.

Регуляция равновесия тела в пространстве базируется на понятии устойчивости. Устойчивость ортостатической позы измеряется большим количеством параметров, которые позволяют объективизировать отклонения функции равновесия от нормы. Главными параметрами являются – площадь и длина статокинезиограммы, скорость общего центра давления в различных плоскостях – все они демонстрируют сознательный контроль ортостатической позы, среднее положение гравитационной вертикали, дисперсию положения гравитационной вертикали, физическую мышечную активность, активность мышечного тонуса, позволяют выявить синдром постурального дефицита.

Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать особенности контроля вертикальной позы нетренированных студентов татаро-башкирской и русской национальностей с учетом изменений гравитационной вертикали.

Задачи исследования.

  1. Изучить дисперсию положения гравитационной вертикали при различных статических нагрузках.

  2. Обосновать положения врачебно-педагогического контроля за состоянием двигательной системы студентов 17-21 года татаро-башкирской и русской национальностей.

Материалы и методы исследования.

Исследование гравитационной вертикали и функции равновесия проводилось с использованием стабилометрического комплекса «Стабило-МБН». Для объективной оценки нами использовалась методика компьютерной стабилографии, основанная на графической регистрации колебаний общего центра давления тела человека, находящегося на специальной платформе в вертикальном положении. Характеристики постурального управления фиксировались графически и подвергались математической обработке. Для оценки равновесия использовались 6 тестов, рассмотрим четыре из них:

Тест 1 – основная стойка с открытыми глазами (ОГ)

Тест 2 – основная стойка с закрытыми глазами (ЗГ)

Тест 3 – проба Ромберга с открытыми глазами

Тест 4 – проба Ромберга с закрытыми глазами

Длительность каждой пробы составляла 30 секунд. Во время каждой пробы оценивались следующие показатели:

МАФ – максимальная амплитуда колебаний во фронтальной плоскости (мм),

МАС – максимальная амплитуда колебаний в сагиттальной плоскости (мм),

ДСКГ – длина статокинезиограммы (мм),

СОЦД – скорость общего центра давления (мм/с),

СФП – скорость общего центра давления во фронтальной плоскости (мм/с),

ССП – скорость общего центра давления в сагиттальной плоскости (мм/с),

По результатам проведенных пробных тестов для оценки адаптации антигравитационной системы вычислялись финальные показатели – коэффициент Ромберга (КР).

Исследование проводилось на базе нейрофизиологической лаборатории Областного клинического госпиталя для ветеранов войн.

Результаты исследования и их обсуждение.

При анализе данных исследования выявлены физиологические уровни всех параметров стабилограммы – измерение средней позиции центра тяжести и его дисперсии.

Результаты стабилографического исследования в ОГ представлены в таблице1.

Таблица 1

Стабилографические показатели студентов в позе «основная стойка» с открытыми глазами

Группы, статистич.показатели

МАФ-1

МАС-1

ДСКГ-1

СОЦД-1

СФП-1

ССП-1

Русские девушки,

М ± m, n=13

14,59±3,64

19,54±9,36

310,07±90,81

10,34±3,03

5,71±1,69

6,49±2,17

Татаро-башкирские девушки,

М ± m, n=12

17,03±2,93

15,93±0,97

320,26±42,03

10,68±1,4

6,33±1,19

6,29±0,74

Русские юноши,

М ± m, n=12

17,79±4,96

19,34±5,95

333,88±59,9

11,13±2,0

5,96±1,18

7,2±1,4

Татаро-башкирские юноши,

М ± m, n=13

16,27±1,62

16,15±1,59

327,34±56,34

10,91±1,88

6,10±1,55

6,8±1,62

Как видно из таблицы 1, достоверных различий между сравниваемыми значениями в группах девушек и юношей не наблюдалось.

В таблице 2 представлены аналогичные показатели в ЗГ.

Как видно из таблицы 2, достоверных различий между сравниваемыми значениями в группах девушек и юношей не наблюдалось, но наблюдалась явная тенденция к их увеличению в пробе ЗГ.

В таблице 3 представлены стабилографические значения при выполнении пробы Ромберга с ОГ и ЗГ.

Таблица 2

Стабилографические показатели студентов в позе «основная стойка» с закрытыми глазами

Группы, статистич.показатели

МАФ -4

МАС-4

ДСКГ-4

СОЦД-4

СФП-4

ССП-4

Русские девушки,

М ± m, n=13

19,8±7,31

17,63±5,38

396,42±75,21

13,21±2,21

7,65±2,16

8,19±1,26

Татаро-башкирские девушки,

М ± m, n=12

21,2±6,24

23,9±3,11

467,53±99,58

16,59±2,32

9,69±2,87

9,7±1,7

Русские юноши,

М ± m, n=12

18,53±5,65

19,84±7,88

437,36±127,98

14,58±4,27

8,7±3,27

9,14±2,47

Татаро-башкирские юноши,

М ± m, n=13

20,51±4,36

20,76±4,13

466,28±85,45

15,54±2,85

9,03±2,07

9,89±2,4

Таблица 3

Стабилографические показатели при применении пробы Ромберга с открытыми и закрытыми глазами

Группы, статистич.показатели

МАФ-5

МАС-5

ДСКГ-5

СОЦД-5

СФП-5

ССП-5

Русские девушки,

М ± m, n=13

ГО

15,7±3,57

14,46±1,92

301,75±44,33

10,06±1,48

5,83±1,09

4,97±0,8

ГЗ

26,64±7,56

24,61±10,25

519,68±154,01

17,32±5,13

11,21±4,28

9,99±2,37

Татаро-башкирские девушки,

М ± m, n=12

ГО

20,26±4,59

16,26±1,72

354,87±43,31

11,83±1,44

6,88±1,21

7,17±0,72

<0,05

ГЗ

33,97±6,02

32,73±9,84

597,24±88,38

19,91±2,95

12,89±1,95

11,58±2,08

Русские юноши,

М ± m, n=12

ГО

17,84±2,89

16,96±4,73

409,62±58,42

13,65±1,95

7,78±1,28

8,7±1,44

ГЗ

25,8±2,69

24,61±3,53

589,94±133,29

19,67±4,44

11,94±2,91

12,43±2,87

Татаро-башкирские юноши,

М ± m, n=13

ГО

19,95±2,44

17,3±3,42

413,49±66,37

13,78±2,21

7,98±2,1

8,56±1,64

ГЗ

31,99±7,43

26,74±4,65

628,85±150,9

20,96±5,03

11,91±2,95

13,91±4,08

Проведенные сравнения свидетельствуют о достоверных сдвигах у девушек по скорости общего центра давления в сагиттальной плоскости при применении пробы Ромберга с открытыми глазами. Остальные параметры в связи с большим разбросом значений существенно не различались. Однако в ранее рассмотренных нами работах мы наблюдали, что наиболее физически развитыми были татаро-башкирские студенты. Они также превосходили русских студентов по показателям внешнего дыхания (ЖЕЛ, ЖИ) и показателям физической подготовленности (100 м, 1000м, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине у юношей, пресс у девушек).

Максимальная амплитуда колебаний во фронтальной плоскости (МАФ) общего центра давления в основной стойке у русских девушек составила 14,59 мм, у татаро-башкирских 17,03 мм, ее изменения при основной стойке с закрытыми глазами у русских девушек увеличились на 35,7%, а у татаро-башкирских на 24,5%, максимальные сдвиги показателя произошли в пробе Ромберга с закрытыми глазами 82,6% и 99,5% соответственно.

Максимальная амплитуда колебаний во фронтальной плоскости (МАФ) общего центра давления в основной стойке у русских юношей составила 17,79 мм, у татаро-башкирских 16,27 мм, ее изменения при основной стойке с закрытыми глазами у русских юношей практически не увеличились, а у татаро-башкирских увеличились на 26%, максимальные сдвиги показателя произошли в пробе Ромберга с закрытыми глазами 45% и 96,6% соответственно.

Заключение. Метод компьютерной стабилографии является ценным инструментом мониторинга резервов функции равновесия для выяснения интимных физиологических механизмов регуляции вертикальной позы с учетом межполушарной асимметрии и оценке влияния на нее различных факторов: уровня тренированности, психофизиологического состояния студентов, степени утомления после нагрузок.

Литература

  1. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М.: Медицина, 1966. – 350 с.

  2. Гурфинкель, В.С. Эффекты переключения в системе равновесия человека / В.С. Гурфинкель, М.А. Лебедев, Ю.С. Левик // Нейрофизиология. – 1992. –Т.24. –№ 4. – С.462-466.

  3. Евтушенко, В.В. Компьютерная стабилография в дифференциальной диагностике атаксий при поражении периферических отделов вестибулярной и зрительной систем : Автореферат дис. … кандидата медицинских наук / В.В. Евтушенко. – СПБ, 2005. – 30 с.

  4. Филимонов, В.И. Физиологические основы психофизиологии / В.И. Филимонов. – М.: МЕДпресс-информ, 2003. – 320 с.