Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
Логунова Е.И., аспирантка Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья,Григорьев В.И., заведующий кафедрой физического воспитания Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, доктор педагогических наук, профессор
Несмотря на имеющиеся в литературе сведения, раскрывающие связи между эффективностью учебного процесса и мерой его креативности, остаются недостаточно исследованными механизмы формирования творчества, включая выбор специализированных средств, соответствующих индивидуальным особенностям учащихся. Проблемная ситуация выражена несоответствием между сложившейся одномерной системой обучения, основанной на методиках прошлого столетия, и необходимостью преодоления унификации, повышения гибкости и вариативности учебного процесса. Недостатки традиционной управленческой концепции стали решающим фактором в поиске альтернативного подхода. Пилотажные исследовательские проекты последних лет сконцентрированы главным образом на изучение организационных аспектов учебной деятельности, оценку используемых методов обучения и методов педагогической диагностики и пр. Вместе с тем, творческий аспект построения учебного процесса оказался абсолютно не изучен. Поэтому предпринятое нами исследование различных аспектов этой проблемы представляется актуальным.
Выдвинута гипотеза, что дальнейшее развитие физической культуры обусловлено способностью педагогов достигать высоких целей и решать нестандартные задачи путем развития креативного мышления студентов.
В результате анализа литературы, интервьюирования 142 преподавателей физического воспитания вузов Санкт-Петербурга, обобщения собственного опыта установлено, что возрастание креативного потенциала физической культуры позиционирует ее как философию ХХI века, субкультуру со своими законами, семиотикой, личными отношениями и ценностями. Более 65% респондентов отметили, что сложившиеся в 80-90-е годы подходы к организации учебного процесса, в силу недостаточной гибкости и автократичности, становятся сегодня мало эффективными. Их применение сопряжено с чрезмерными затратами ресурсов, повышением рисков перенапряжения я, ростом травматизма. Специалисты отмечают, что для масштабного развития здоровьеформирующего потенциала физической культуры в вузе необходимо осуществление следующих преобразований: – создание организационных условий, обеспечивающих повышение привлекательности физических упражнений, игр на спортивно-ориентированных учебных занятиях;– внедрение в практику новейших технологий физического воспитания, обеспечивающих соответствие обучающих и тренирующих воздействий индивидуальным морфо-функциональным особенностям и интересам студентов;– освоение двигательных, эстетических, нравственных, духовных, интеллектуальных, мобилизационных и коммуникационных ценностей физической культуры и стимуляция положительного отношения к предмету «Физическая культура».
Наблюдаемый сегодня рост мозаичности и парадоксальности личностного самосознания студентов сопровождается снижением его регулятивной роли, что предусматривает повышение формирующих функций физической культуры в формировании экзистенциального потенциала студенческой молодежи. Их реализация создает предпосылки для обоснования новых форм занятий, где на практике и осуществляются восстановительно-развлекательная и созидательная функции, обеспечивающие удовлетворение материальных, социальных, интеллектуальных и духовных потребностей учащихся.
Воспитание ценностного отношения студентов к здоровому стилю жизни предусматривает коррекцию когнитивной сферы, эндогенных механизмов внутреннего мира, комплекса мотивационных подструктур, стимулирующих мотивы отношения к учебному труду, здоровью, социальному престижу и повышению самооценок. Безусловно, это требует обновления важнейших характеристик физической культуры, структур и программ по индивидуально-социализирующему, гуманитарно-образовательному и инновационно-педагогическому направлениям, предусматривающим диверсификацию используемых средств физического воспитания, внедрение в практику фитнес-технологий, элементов нейролингвистического программирования.
Представляется, что решение этой проблемы возможно при интеграции в учебный процесс технологий креативного коучинга (от англ. coaching – наставлять, тренировать), ставшем популярным на западе в последние годы. Он обеспечивает упорядочение учебного процесса, приведение его в соответствие с объективными закономерностями, действующими в физической культуре. Появление новых возможностей, связанных с разработкой инновационных программ обучения, диверсификацией методов, конструктивным решением проблемных ситуаций, приводят к расширению традиционных глоссолалий креативного коучинга. Он имеет куда больше коннотаций, чем традиционный процесс обучения. Его целью является оказание методической помощи студентам в том, чтобы они самостоятельно нашли решение поставленной задачи. Здесь гармонично сочетаются принцип осознанности и принцип личной ответственности – педагог помогает студенту найти собственное решение, а не решает задачу за него. Главной чертой педагогического процесса становится устойчивое инновационное развитие – как некая цепь реализованных новшеств и условий их применения, где проявляется связь между специальными знаниями – креативностью – способностью к инновациям. Ключевую роль здесь играет креативный потенциал студентов, характеризующий их способность к прогрессу и обеспечивающий переход от скрытой возможности к реальности.
Экспансия креативности в учебный процесс связана с обретением вертикальной акмической составляющей, поиск абсолютных ценностей физической культуры. Физическая культура воспринимаются студентами через призму креативности как огромный эмоциональный мир, имманентный культуре человека и общества, связанный системой исторических и социальных традиций и выдвигается на передний план личностно значимых ценностей.
На основании результатов проведенного дискриптивного исследования проблемы разработана экспериментальная учебная программы. Конкретизируясь в гносеологической и конструктивно-преобразующей функциях, она оптимизирует баланс управленческих функций по параметрам целенаправленности, организованности и комплексности учебного процесса. Программой предусмотрено использование современных обучающих технологий – innovatie learning, advanced control, feedback, cardio-step, ABT, combo-step, flex,таким образом, чтобы физическая культура стала средством саморазвития сущности, интеллекта, творческой энергии и духовно-нравственных сил учащихся. Предлагаемый подход сосредоточен на эффекте обратной связи «feedback», определяющий функциональную зависимость объекта педагогического воздействия и комплекса индивидуально ориентированных средств, методов и условий, с помощью которых в динамическом многофакторном процессе обеспечиваются высокие темпы улучшения физических кондиций.
Инновационная программа выполняет функции цели-проекта, цели-программы и цели-результата, позволяющая своевременно корректировать содержание учебного процесса. Ее приоритетная направленность ориентирована не на трансляцию накопленного в сфере физической культуры опыта, а на воспитание индивидуальности, формирование социально значимых качеств человека и его физкультурной компетентности. Она обеспечивает адресность управленческих решений, обеспечивая его целевую направленность на основе суперточечных воздействий на лимитирующие факторы физической подготовленности студентов, отнесенных к разным учебным отделениям. Тем самым достигается непрерывность управления, контроль на стыках отдельных процессов, при комбинации всех процессов организации в комплексной системе физического воспитания. Неизбежная интеллектуализация учебного процесса приводит к глубокой трансформации содержания двигательной деятельности, ее ориентации на освоение новых знаний. Существенно более сложный механизм физического воспитания и порождаемые этим проблемы проектирования физических состояний учащихся – та цена, которую приходится платить за полезные свойства предлагаемого управленческого подхода.
Для проверки эффективности разработанной программы, проведен педагогический эксперимент продолжительностью один год. Результаты эксперимента подтвердили рабочую гипотезу, что внедрение в учебный процесс креативных методов обеспечивает его структурную целостность и гибкость. Апробация программы показала ее высокую эффективность в отношении достоверного улучшения структуры физической подготовленности студентов. Выявлено превосходство испытуемых опытной экспериментальной группы по сравнению с испытуемыми контрольной группы в конце эксперимента по темпам прироста знаний, умений и физической подготовленности. Реализация программы обеспечила: повышение эффективности учебного процесса за счет целенаправленного использования имеющихся ресурсов. Совокупность рассмотренных положений указывает на достижение цели исследования в процессе обоснования креативной программы физического воспитания.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи