logo
сборник конференции по студ

Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов

Трофимишин П.И., доцент, заслуженный тренер УССР, Автотранспортный и электромеханический колледж, Санкт-Петербург,Башмаков В.П., кандидат медицинских наук, доцент кафедры профилактической медицины и основ здоровья НГУ им.П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург

В современном спорте применяются различные методики проведения тестирования для оценки уровня физической и функциональной подготовленности спортсменов.Тесты используются при отборе начинающих спортсменов, для определения специализации, при массовых обследованиях физкультурников.

В практической деятельности, наряду со сложными инструментальными методам и исследования, как правило, дорогостоящими и доступными только для элитных спортсменов, широко применяются достаточно простые методы исследования функционального состояния организма и традиционный педагогический контроль за занимающимися спортом.

Для получения оперативной обширной информации о физическом и функциональном состоянии спортсменов нами были сконструированы несколько портативных приборов: - прибор для экспресс - тестирования спортсменов;- альтиметр, прибор для измерения высоты прыжка с места;- комплексный портативный прибор для проведения тестирования в любых условиях: спортзал, стадион, спортивный лагерь.

Комплексный прибор представляет собой походный чемоданчик: 260 х 260 х 60 мм, массой 450 г. Питание осуществляется от 8 дисковых батарей AG-13.

Прибор состоит из отдельных блоков связанных между собой: пульсометр, электронный метроном, электронный счетчик, 3 электронных секундомера, электронный телеграфный ключ, электронный сигнал, микрокалькулятор, альтиметр, прибор для измерения реакции на движущийся объект (РДО).

Созданные нами приборы позволяют проводит следующие тесты: - непрямой метод определения МПК, - гарвардский степ-тест, степ-тест PWC170, - темппинг-тест, - измерение высоты прыжка с места, измерение времени простой двигательной реакции, - исследование реакции на движущийся объект (РДО), - исследование способности к измерению интервалов времени, - исследование чувства ритма, - измерение быстроты реакции.

Кроме перечисленных тестов нами в практической работе использовались обычные педагогические тесты: - бег на 60 м, - бег на 300 м, - тест с определением скорости бега при пульсе 170 уд/мин.

Используя сконструированные и изготовленные нами приборы, мы получали своевременную и объективную информацию о состоянии уровня подготовленности спортсмена в любых условиях проведения учебно-тренировочных занятий на всех этапах его подготовки. Применение разработанных приборов позволило нам более эффективно работать и вносить своевременные и нужные коррективы в учебно-тренировочный процесс при подготовке спортсменов-легкоатлетов: 1 мсмк, 6 кмс и около 40 спортсменов 1 спортивного разряда.