Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи
Яковых Ю.В. , председатель спортивного клуба, к.п..н.
ТГСПА им. Д.И.Менделеева, г.Тобольск
Известно, что среди различных факторов, влияющих на формирование основных компонентов здоровья, в том числе физического, не менее важным является фактор двигательной активности, который обеспечивается средствами физической культуры. Также хорошо известно, что для нормального функционирования сердечнососудистой, дыхательной, эндокринной, костной, нервной систем, определяющих в конечном итоге состояние здоровья, первостепенное значение имеет уровень кондиционной физической подготовленности человека, особенно в подростковом и юношеском возрасте. Так, ежегодные обследования студентов первого курса академии выявило, что показатели развития кондиционных физических качеств у многих из них, не соответствуют требованиям государственного стандарта. Проводимые осенние исследования студентов 2-4 курсов выявили у них снижение показателей физического здоровья по сравнению с результатами весенних исследований, хотя летние каникулы – наиболее благоприятный период для улучшения здоровья, физической подготовленности и развития, восстановления сил и спортивной реализации физической активности студентов.
На наш взгляд, физическое воспитание как организованный процесс воздействия, включая в себя физические упражнения, гигиенические мероприятия и использование естественных сил природы для обеспечения необходимого уровня физического развития, физической подготовленности, призвано занять ведущее место в деятельности вуза, организуемое в период летних каникул.
Таким образом, повышения здоровья студентов средствами физической культуры в летний период в условиях спортивно-оздоровительного лагеря является актуальной проблемой сегодняшнего дня. Отдых в спортивно-оздоровительном лагере поможет обеспечить правильный двигательный режим для студенческой молодежи во время летних каникул, что является мощным оздоровительным средством.
Основными формами работы по физическому воспитанию в спортивно-оздоровительном лагере могут быть: ежедневная гимнастика с обязательным пробеганием 800-1500м; коррекционная гимнастика; закаливающие процедуры: обливание ног холодной водой, босохождение, принятие солнечных и воздушных ванн; занятия плаванием; спортивные и подвижные игры, прогулки, экскурсии и походы с играми на местности, развлечения на игровой площадке; специализированные спортивные праздники: «День стайера», «День спринтера», «День метателя», «День прыгуна», «День Нептуна», «Веселые старты». Необходимо отметить, что в этих мероприятиях будут участвовать все студенты. Таким образом, только за одну смену двигательная активность на одного человека может составить от 80 до 100 часов, что соответствует времени годовой учебной программы по физическому воспитанию. В тоже время по интенсивности воспитательного общения 21 день лагерной смены равен учебному году. Также в условиях лагерной смены физкультурно-оздоровительные мероприятия будут взаимосвязаны с общим режимом дня, с полноценным четырехразовым питанием, что окажет большое влияние на укрепление здоровья студенческой молодежи.
Востребованность в спортивно-оздоровительном лагере на сегодняшний день в нашей академии имеется у биолого-химического факультета, факультета физической культуры, спортивного клуба, студенческой профсоюзной организации, профкома сотрудников, воспитательного отдела, кафедры педагогики. Учебная программа БХФ предусматривает прохождение летней полевой практики. Учебная программа ФФК предусматривает прохождение учебно-тренировочных сборов по дисциплинам легкая атлетика, лыжный спорт, туризм. Спортивный клуб нуждается в проведении тренировочных сборов сборных команд вуза. Студенческая профсоюзная организация и профком сотрудников озабочены отдыхом и восстановлением здоровья своих членов. Воспитательный отдел вуза каждый год решает проблемы занятости в летний период малообеспеченных студентов и студентов-сирот. Кафедре педагогики для обучения студентов академии летней практике на 3 курсе необходима наглядная учебно-производственная база.
Решение данного вопроса требует больших материальных затрат. Поэтому необходим поиск привлечения таких денежных средств. Одним из способов может стать создание объединенной рабочей группы для подготовки документов к участию в грантовой деятельности на различных уровнях. Тем более что такой научный потенциал в нашей академии имеется. Но одной грантовой деятельностью тут не обойтись.
Такая проблема прослеживается во многих высших государственных учебных заведениях нашей страны. И нам кажется, что без государственной поддержки вопросы оздоровления студенческой молодежи не решить. Мы не говорим о дополнительном финансировании статьи на приобретение путевок в лагеря отдыха. Такие деньги имеются, но эффективность их использования минимальная. Так в нашей академии в период летних каникул могут отдохнуть до 70 человек. Это составляет 2% от общего числа студентов вуза. Таким образом, говорить о массовом оздоровительном отдыхе невозможно. Мы говорим об изменении вообще к подходу о финансировании летнего отдыха студентов. И выделять деньги не на приобретение путевок, а на строительство и укрепление материальной базы круглогодичных оздоровительных лагерей, баз отдыха, профилакториев, санаториев находящихся на балансе у вузов. В этих условиях себестоимость путевки будет гораздо меньше, а количество отдохнувших больше. Возможности отдыха смогут быть круглогодичными, в выходные и праздничные дни, в каникулярное зимнее время.
1 Здоровьесберегательные компоненты в управлении качеством образования курсантов образовательных учреждений МВД России: Практикоориентированная монография и метод, пособие / Под ред. А.А. Захарова. - Казань: КЮИ МВД России, 2011. -С. 21,24.
2 Физическая подготовка: учебное пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.
3 Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: учебное пособие для студентов в ВУЗах.- М: А.О. «Аспект пресс», 2010.-144 с.
4 Физическое воспитание: Учебник / Под. ред. Головина, Маслякова, Коробкова и др.- М.: Высшая школа, 1983-391 с.
5 Галеев И.Ш., Компоненты формирования здоровьесберегающей среды в высшем учебном заведении– Казань: КФУ, 2011. 62 с.
6 Настоящая статья подготовлена в рамках работы по проблеме «Совершенствование правового обеспечения спорта в современной России: межотраслевое правовое регулирование с гражданско-правовой составляющей, правовой режим инноваций и образовательной деятельности» по грантовой программе по конкурсу № НК-585П в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 года № 568.
7 См., подробнее Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года" // Собрание законодательства РФ, 2009. № 33. ст. 4110.
8 См.: п. 12) ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 2007. № 50. ст. 6242 (далее Закон о спорте).
9 См.: п. 13) Закона о сопрте.
10 См.: п. 26) Закона о сопрте.
11 См.: п. 25) Закона о сопрте.
12 См.: п. 27) Закона о сопрте.
13 Об этом см., подробнее: п. 6) ст. 2.1. Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 06.10.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // Собрание законодательства РФ, 1996. № 35. ст. 4135; Приказ Минобрнауки РФ от 27.02.2009 N 66 "Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс" // Российская газета, № 97. 29.05.2009.
14 Настоящая статья подготовлена в рамках работы по проблеме «Совершенствование правового обеспечения спорта в современной России: межотраслевое правовое регулирование с гражданско-правовой составляющей, правовой режим инноваций и образовательной деятельности» по грантовой программе по конкурсу № НК-585П в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 года № 568.
15 До недавнего времени категория «инновационная деятельность» рассматривалась исключительно как экономическое явление. Однако в последние годы ситуация изменилась, так как инновационное развитие экономики невозможно без наличия эффективных правовых механизмов осуществления инновационной деятельности. Инновация – это новое знание, преобразованное в нечто новое в любой сфере деятельности и дающее определенный экономический эффект. (См.: Зинов В.Г. Менеджмент инноваций: Кадровое обеспечение / В.Г. Зинов. – М.: «Дело». – 2005. – С.16.) С правовой точки зрения инновация это, прежде всего, вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том числе научные, знания с целью удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли. (См.: Волынкина М.В. Правовая сущность термина инновация // Инновации. – 2006. – № 1.)
16 Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. №33. Ст. 4110.
17 СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи