logo
сборник конференции по студ

Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа

Жидких Т.М., к. п. н., директор, Минеев В.С., к. т. н., профессор, заместитель директора, Неведрова О.В., начальник отдела, ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский государственный колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии», г. Санкт-Петербург

В современном мире возрастает роль физической культуры в формировании человека, реализации его потенциала и прогрессивном развитии общества в целом.

Физическая культура и спорт – приоритетное социальное направление развития Санкт-Петербурга.  За последнее время в городе построен 301 школьный стадион, 23 площадки для скейтборда, 17 футбольных полей, 18,5 км велосипедных трасс. В 336 школах города создаются спортивные клубы, которые будут работать с детьми до вечера. Объем финансирования Программы на 2011 и 2012 годы составляет 11, 5 млрд.руб. Ожидается, что к 2014 году количество петербуржцев систематически занимающихся физкультурой и спортом увеличится с 16,4% до 28%. С 3,2% до 4,5% вырастет число спортивных сооружений и учреждений для людей с ограниченными возможностями.

Одним из главных направлений работы ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский государственный колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии» по обеспечению готовности студентов к будущей профессиональной деятельности являются воспитание профессиональных навыков обучающихся с использованием возможностей спортивно-патриотического клуба (Рис.1), популяризация физической культуры, спорта и здорового образа жизни силами студенческого и преподавательского актива среди жителей города, профилактика правонарушений и наркозависимости среди молодежи с использованием спортивно-педагогических технологий, предоставление возможности студентам для освоения новых видов спорта.

В соответствии с ФГОС СПО специалист в области физической культуры и спорта со средним профессиональным образованием, должен уметь оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК 3); осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий (ОК 9). Важно, чтобы обучающиеся обладали не только способностью к глобальному мышлению в сочетании со способностью к конкретным действиям; но и креативностью, как способом бытия в меняющемся мире; компетентностью при решении задач профессионального характера.

Предложенная инновационная программа в колледже использует системно-синергетический подход и спортивно-педагогические технологии, ориентирована на результат и позволяет оценить достижения студентов, предполагает участие студентов и преподавателей в программах Центра творческих инициатив колледжа. Ежегодно студенты участвуют в массовых городских мероприятиях «Выбираю спорт!», «Молодежная волна», Всероссийских соревнованиях по уличному баскетболу «Оранжевый мяч», Звездной эстафете, Спартакиадах города и районов Санкт-Петербурга. Студенты имеют возможность познакомится со всеми основными видами спорта, пройти тренировочные тесты, получить советы и консультации профессионалов, на практике попробовать свои силы в качестве тренеров, преподавателей, судей, участников соревнований.

Волонтерское движение, направленное на оказание содействия в организации и проведении соревнований среди лиц с ограниченными возможностями, позволило получить студентам опыт работы с различными категориями населения.

Для достижения поставленных целей важное значение имеют процессы самоорганизации и эволюции преобразований. Педагогическое значение самоорганизации в нашем понимании состоит в том, что оно не сводится к прямым влияниям одного человека на другого с целью формирования у последнего суммы знаний, качеств и умений, определенных общественными требованиями, стандартами и программами воспитания и обучения. Самоорганизация – это субъект - субъектный процесс последовательного создания условий для выбора обучающимся индивидуально – ценностных траекторий его жизнедеятельности как экзистенциального способа собственной внутренней самоорганизации.

Синергетический компонент управления образовательными процессами состоит в необходимости накопления энергии педагогического и студенческого коллективов колледжа, на решение задач более высокого уровня по социальной и профессиональной подготовке обучающихся. Профессиональный рост и движение обучающихся связаны с аккумуляцией подобных синергетических преобразований внутри педагогического коллектива в целом, и в характеристиках творческой деятельности отдельных педагогических и студенческих персоналий, в частности.

Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов колледжа, которая использует возможности спортивно-патриотического клуба, служит важнейшим инструментом учебно-воспитательного процесса и позволила улучшить качество подготовки специалистов в соответствии с современными требованиями рынка труда.

Литература

1.Жидких Т.М. Педагогическая сущность синергетических принципов управления воспитанием и развитием студентов колледжа. Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург), 2006. Вып.10 №5.

2. Жидких Т.М. Сравнительный анализ общенаучных и педагогических значений синергетики как социального процесса. Вестник Поморского университета . 2006 г. № 4.

3. Жидких Т.М., Минеев В.С., Неведрова О.В. Спортивно-патриотический клуб как средство сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Сборник докладов Международного спортивного форума «Россия – спортивная держава». – М.: СпортАкадемРеклама, 2011. – с. 131-135.

Использованные электронные ресурсы.

1. Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга URL: http://www.gov.spb.ru/economics

2. Сайт Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга URL: http://kfis.spb.ru/index.php?pg=57&news=1818