Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
Масалова О.Ю., доцент кафедры педагогики и физического воспитания Смоленского гуманитарного университета, доцент, кандидат педагогических наук
Результативность образовательного процесса по физической культуре (воспитанность, образованность, компетентная готовность к продуктивной деятельности) выявляется в субъективных и объективных показателях сформированности компонентов ценностных отношений студента к здоровью, физкультурно-спортивной деятельности и себе как субъекту физической культуры, присвоении универсальных и специальной компетенций.
Воспитанность (направленность на ценности физической культуры, сознательная адекватная эмоционально-волевая активность) показывает сформированность мотивационно-ценностного (владение ценностно-смысловой и коммуникативной компетенциями) и эмоционально-волевого (владение компетенцией личностного самоуправления) компонентов. Объективно в учебном процессе она проявляется в поведении студента: отношении к дисциплине «Физическая культура», самообразованию в этой сфере (выраженный интерес, положительное, безразличное, негативное); субъектности, продуктивности общения, направленности на социально-педагогическое взаимодействие (творческо-поисковой, высокой, средней, низкой).
Образованность отражает сформированность операционального компонента, владение специальной, общекультурной, учебно-познавательной и информационной компетенциями. Ее объективными показателями в учебном процессе может служить уровень их присвоения, который проверяется контрольными вопросами учебной программы или учебника и овладении соответствующими практическими умениями и навыками физической культуры.
Компетентная готовность к продуктивной деятельности в сфере физической культуры проявляется в сформированности практико-деятельностного компонента, владении специальной и универсальными компетенциями. Ее могут отражать такие показатели как: регулярность физкультурно-спортивной деятельности; посещаемость занятий по физической культуре; необходимый уровень психофизической и функциональной подготовленности; продуктивность общения. Объективно в образовательном процессе компетентную готовность к продуктивной деятельности в сфере физической культуры можно оценить с помощью контрольных тестов физической и функциональной подготовленности.
Через адекватную самооценку студентом критериальных показателей компонентов ценностных отношений в физической культуре [1], можно определить имеющийся уровень их развития - индифферентный, слабо заинтересованный, деятельный и деятельно-творческий, четко осознать направления для саморазвития.
Индифферентный (низкий) уровень складывается стихийно и наблюдается у студентов с бедными по содержанию профессионально-ориентационными и функционально-рекреационными ценностными ориентациями здорового образа жизни, негативным или безразличным отношением к физической культуре. Ценность здоровья для них является декларируемой, они не задумываются о нем как о средстве и цели личностного развития. Учебная дисциплина «Физическая культура» рассматривается как нежелательная, ненужная для личностного развития, никак не связанная с подготовкой к профессиональной деятельности. Познание и самопознание в этой сфере им неинтересно. Отмечается поверхностный уровень знаний физической культуры (имеется общее представление об изучаемых темах, могут воспроизвести их основные положения, но житейские представления в этой сфере преобладают над научными). Методико-практическими умениями использования средств физической культуры для управления своим здоровьем и личностным развитием владеют на уровне отдельных умений, самостоятельные цели физкультурно-спортивной деятельности отсутствуют. Как правило, имеют неадекватную (заниженную или завышенную) самооценку, невысокий социометрический статус. Проявляют низкую продуктивность общения на учебных занятиях: пассивность, отсутствующий вид, нежелание взаимодействовать. Компетентностью в сфере физической культуры не обладают, хотя уровень физических возможностей и состояния здоровья может быть различным.
Слабо заинтересованный (средний) уровень характеризуется направленностью на профессионально-ориентационные и функционально-рекреационные ценности здорового образа жизни. Здоровье студенты осознают как данность: считают, что оно в большей степени зависит от внешних факторов. Значимость дисциплины «Физическая культура», ее смысл видят только в физической активности. Познавательная деятельность определяется внешними мотивами: надо освоить этот раздел, так как он входит в содержание образования. Знания носят фрагментарный характер, ограничены и бессистемны (выполняют учебные задания, следуя побуждающим указаниям преподавателя, по инструкции, образцу; раскрывают предложенную тему с помощью дополнительных вопросов; приводя примеры, часто не различают факты и субъективное мнение). Методами и средствами физической культуры владеют частично (показывают их необходимый уровень с консультационной помощью преподавателя), о сознательном управлении физкультурно-спортивной деятельностью не задумываются. Могут проявлять активность в физкультурно-спортивной или учебной деятельности, но в ее мотивации, как правило, преобладают престижные и гедонистические мотивы. Для них типичен неустойчивый, зависящий от ситуации, положительный настрой на здоровый образ жизни и физкультурно-спортивную деятельность, которые они ведут эпизодически и прекращают при возникающих трудностях. Часто имеют неадекватную самооценку. Навыки продуктивного общения на занятиях проявляют ограниченно: высказывая свое мнение, не всегда могут его аргументировать. Компетентность в сфере физической культуры недостаточна для сохранения здоровья в перспективе.
Деятельный (необходимый) уровень отличается направленностью на самосовершенствование, усилением духовно-эстетических ценностных ориентаций здорового образа жизни. Студенты осознают зависимость здоровья от образа жизни и собственных усилий, роль физической культуры в социальном, личностном и профессиональном развитии. Дисциплина «Физическая культура» оценивается ими как «необходимая», они видят для себя несомненную пользу ее знаний, умений и навыков в профессии, семейной жизни, быту. Обладают системой знаний (информацию излагают обоснованно и аргументировано с опорой на научные данные и социальный опыт; раскрывая теоретические положения, могут приводить подтверждающие их факты, примеры), проявляют необходимый уровень владения практическими умениями физической культуры. С помощью эмоционально-волевого саморегулирования преодолевают трудности, связанные с приобретением знаний, умений и навыков физической культуры. Имеют адекватную самооценку, высокий социометрический статус, рационально применяют навыки продуктивного общения и взаимодействия: участвуют в диалогах, дискуссиях, поддерживают хорошие отношения с преподавателем и в группе, проявляют чувство эмпатии. Они компетентны в сфере физической культуры, хотя ведение здорового стиля жизни, регулярная физкультурно-спортивная деятельность могут зависеть от внешних обстоятельств.
Деятельно-творческий (высокий) уровень характеризуется стремлением к полноте развития ценностных ориентаций здорового образа жизни (духовно-эстетических, профессионально-ориентированных, функционально-рекреационных) и устойчивой внутренней позицией, ставящей здоровье и личностное развитие во главе жизненных ценностей. Для них первостепенным является достижение гармонии с самим собой и миром, сопряженность культуры духовной и физической, последнюю они рассматривают как важнейшее условие личностного совершенствования и управления своим здоровьем. Имеют сформированную систему знаний (умеют логически стройно изложить теорию, привести подтверждающие примеры и факты, раскрыть и проанализировать функциональные и причинно-следственные связи явлений в этой сфере, сделать обоснованные выводы). Владеют умениями творческого применения умений и навыков в сфере физической культуры (решают проблемы различной сложности, связанные со здоровьем, работоспособностью, формированием телесности в соответствии с индивидуальными особенностями и ресурсами здоровья). Самостоятельно ставят, реализуют и корректируют близкие и перспективные цели и способы деятельности в сфере физической культуры с учетом субъективной вероятности успеха, расхода времени и сил на достижение в ней планируемых результатов. Имеют ярко выраженную интернальную позицию по отношению к своему здоровью и личностному развитию. Творчески подходят к решению учебных задач, настойчиво преодолевают возникающие трудности, воспринимая их как стимул к дальнейшему личностному развитию. Обладают адекватной высокой самооценкой: чувством собственной значимости, самоуважением, уверенностью в себе, своих способностях, собственной компетентности. Имеют высокий социометрический статус, в учебном процессе активно, аргументировано и доказательно участвуют в дискуссиях, осознают себя субъектами физической культуры, готовы не только к самосовершенствованию в этой сфере, но и передаче окружающим своего опыта. После окончания вуза проявляют инициативу во многих сферах деятельности.
Студент может иметь признаки различных уровней физической культуры, однако признаки одного из них выражены более ярко, проявляются более устойчиво, с доминированием над остальными. Уровневые различия, отражая несоответствие между современными требованиями к профессионально-личностному развитию будущего специалиста и реальностью, могут изменяться под влиянием целенаправленных педагогических воздействий и самовоздействий личности. Развиваясь в сфере физической культуры, студент достигает такого уровня самосознания, ценностных ориентаций и рефлексии, при котором здоровый стиль жизни, повседневная физкультурно-спортивная деятельность становятся частью образа «Я», основой его интеллектуального, духовного и физического совершенствования.
Литература
Масалова О.Ю. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / О.Ю. Масалова: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений; под ред. д-ра пед. наук, проф. М.Я. Виленского. – М.: КноРус, 2011. – 184 с.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи