Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
Ю.В. Яковых, председатель спортивного клуба, к.п.н.,
А.Ю. Тельпис, преподаватель кафедры философии и культурологи
Древние греки создали исключительную культуру и научились ею распоряжаться. История развития человечества показывает, что процветание того или иного народа в основном связано с его культурой. В общественном стремлении эллинов материальное богатство как таковое не являлось главным. Их идеалы были значительно шире. Это – истина и благородство, честность и физическое совершенство, нравственность и душевное равновесие, мудрость и прекрасное как в природе, так и в человеке. Таким образом, греки стремились, говоря современным языком, к гармонии физического, духовного и умственного развития. В современной теории физической культуры также все четче формируются тенденции использования философско-культурологического подхода при рассмотрении феномена физической культуры. В связи с этим все чаще ставится вопрос не о «физическом», а о «физкультурном» воспитании человека. Если в слове «физическое» акцент на двигательном и биологическом, то в термине «физкультурное» присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры.
Глобальные экономические преобразования в нашей стране приводят к полной переоценке культурных ценностей в обществе. Глубина этих преобразований такова, что общество рискует не получить полноценной смены поколений. Будущее нашего государства определяется физическим здоровьем, уровнем духовного развития и гражданского становления подрастающего поколения. Но показатели этих трех составляющих на сегодняшний день оставляют желать лучшего. В связи с этим наряду с физическим и гражданским воспитанием особую актуальность приобретает проблема формирования и развития духовной культуры молодежи и особенно студенческой. Для решения этой проблемы, в первую очередь, необходимо знать, какие представления о духовной культуре сформированы у нашей студенческой молодежи.
Для выявления уровня развития представлений о духовной культуре человека студентам предлагалось ответить на вопросы анкеты В.А. Мосолова. Опросом были охвачены студенты факультетов: физической культуры, сервиса и туризма, биолого-химического, исторического, социально-психологического, филологического. Всего было опрошено 104 человека. В процессе опроса 30% респондентов не проявили интереса к данной анкете, ограничившись формальными ответами. Остальные 70% представили развернутые, подробные ответы на вопросы. Встречались такие записи: «То, что Вы предложили нам эту анкету – это уже большой шаг к развитию духовной культуры личности».
При анализе ответов на вопросы анкеты выяснилось, что под «духовностью» студенты понимают стремление человека к высшим ценностям, самосовершенствованию, чистоте помыслов, желание жить не только для себя, но и для других. Примерно в 50% работ отмечается религиозная составляющая духовности: «Духовность – это внутреннее состояние человека»; «Духовность – это душа человека»; «Духовность – это жизнь в гармонии с душой». Связи духовной культуры с физическим развитием не отметил никто.
При ответе на вопрос – «Что такое нравственность?» 63% опрошенных студентов не могли дать ответ, хотя встречаются и такие мысли: «Порядочность в себе, прежде всего, а также по отношению к окружающим»; «Нравственность – это правила поведения человека, этикет, социальный статус»; «Нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести».
43% респондентов высказывали мнение о том, что проводимые реформы в России ведут к снижению уровня духовности и нравственности общества: «Сегодня нужно выжить, остаться на плаву, и естественно, практически никто о своем внутреннем мире не думает»; «Современные люди стремятся к обогащению, удовлетворению своих низменных потребностей, вовсе не заботясь о душе, хотя исключения есть всегда»; «Человеку культурному очень сложно жить в обществе, которое топчет этих людей, оно не принимает и даже отрицает таких людей». В то же время 22% студентов осознают, что стремление к духовным ценностям внутренне заложено в человеке, именно оно отличает человека от животных.
При ответе на вопрос, «Охарактеризуйте знакомого человека (литературного героя, знаменитость), которого можно назвать духовно-развитым, нравственным», проявились повышенные требования к окружающим. Всего в двух ответах образцом духовности названы родители и в шести – учителя, что свидетельствует о кризисных явлениях и росте отчуждения между поколениями. Исторические личности называются в необычайно широком диапазоне – от великомученицы Варвары до Солженицына. Чаще встречаются фамилии: А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, Евгений Онегин, В.В. Путин. Не назван ни один из героев советской эпохи. Не упоминается никто и из заполнивших молодежные журналы и телепрограммы «кумиров», «звезд», «культовых фигур». Можно предположить, что студенты осознают ущербность ценностей массовой культуры, их антидуховную направленность. Из литературных героев называются исключительно персонажи произведений, входящих в школьную программу, что свидетельствует о постепенном уходе чтения из круга студенческих увлечений. Не смотря на обилие спортивных передач, ни кем из студентов не названы в этом контексте Чемпионы мира и Олимпийских игр. 33% опрошенных не смогли привести примеры.
В целом ответы анкеты производят противоречивые впечатления. Интересен тот факт, что 44% опрошенных считает себя культурными, духовными, физически развитыми, нравственными людьми, хотя объяснить данные понятия не смогли. Никто из респондентов не смог перечислить компоненты духовной культуры. Анализ ответов анкеты заставляет сделать вывод, что у студенческой молодежи на сегодняшний день отсутствует стремление изучать и творить себя, формировать свое духовное начало в гармонии с физическим, развивать свое здоровьесохраняющее мышление, мотивированное на здоровый образ жизни. Поэтому духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи должно быть приоритетным направлением в молодежной политике. В связи с чем, особую актуальность приобретает поиск средств и методов решения данной проблемы на современном этапе, особенно таких, которые бы являли одновременно единство духовной и физической красоты человека.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи