logo
сборник конференции по студ

Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза

Крамской С.И., профессор, зав. кафедрой физического воспитания и спорта,

канд. соц. наук,Амельченко И.А., доцент, канд. биол. наук

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

В Белгородской области уделяется серьезное внимание созданию условий для оздоровления студенчества. Это тесно перекликается с губернаторской программой повышения качества жизни белгородцев, в которой отмечается, что «традиционные ценности и нравственные идеалы нашего народа — заслон бездуховности, нравственной деградации. На дорогах к храмам, к культурным ценностям, к стадионам не должно быть препятствий».

Сфера вопросов, охватывающих выполнение программ в сфере физической культуры и спорта в образовательных учреждениях на Белгородчине, включает укрепление материально-спортивной базы, рост мастерства белгородских спортсменов, совершенствование форм работы, решение кадровой политики в области физической культуры и спорта. Усилиями органов власти всех уровней, физкультурного актива, руководителей трудовых и, прежде всего, учебных коллективов, молодежных организаций, медицинских работников, представителей средств массовой информации, общественности происходит формирование здорового образа жизни населения области. Предпринимаются все попытки, чтобы физическая культура и спорт все прочнее входили в быт каждого белгородца, каждой семьи. А культ сильного духом и крепкого телом, гармонично развитого человека, стал привлекательным и престижным в нашей области.

Физическая культура в образовательных учреждениях как образовательная область, как учебная дисциплина, важнейший базовый компонент гуманитарного образования, гармоничного развития личности обучающегося направлена на обеспечение необходимого уровня развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие [3].

В настоящее время в ряду актуальных проблем в системе высшего профессионального образования важное место занимает проблема социального управления формированием физической культуры студентов, без которой невозможно поддержание и укрепление их здоровья. Это объясняется тем, что современный учебный процесс в вузе отличается не только большими интеллектуальными нагрузками, но и высокими требованиями к физическому здоровью студентов, способствующему эффективному освоению ими профессиональных знаний и навыков с последующей их реализацией в трудовой деятельности. В решении этой проблемы ведущая роль принадлежит занятиям физической культурой, а именно: использованию ее средств, форм и методов оздоровления, соответствующих целенаправленному повышению уровня оздоровительной культуры студентов [2].

Становится все более явным, что классическая модель занятий физической культурой и спортом в вузе не всегда адекватна современным требованиям общества. Сегодня, по мнению известных российских учёных, необходимо искать новые пути изменения социальных, педагогических и философских взглядов на организацию таких занятий по физической культуре, которые способствовали бы формированию новых концепций образовательного процесса, разработке авторских программ социального и физического здоровья.

Исходя из вышеизложенного в БГТУ им. В.Г. Шухова была разаботана программа по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта.

Цель программы  комплексное решение проблем физического воспитания и оздоровления студентов, направленное на физическое и духовное совершенствование, формирование у молодежи осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) Проанализировать динамику состояния здоровья студентов.

2) Изучить ценностные ориентации студентов в отношении сохранения и укрепления здоровья.

3) Дать научное обоснование моделей модернизации индивидуальной системы жизнедеятельности студентов для вовлечения максимально возможного числа молодых людей в систематические занятия физической культурой и спортом;

4) Разработать механизмы совершенствования материально-технической, научно-образовательной, организационно-управленческой базы развития физической культуры и спорта в университете.

Проблемы формирования здорового образа жизни на кафедре физического воспитания и спорта рассматриваются в рамках дисциплины «Физическая культура».

Авторский коллектив кафедры физического воспитания и спорта за последние 3 года подготовил учебник, учебно-методическое пособие, 2 монографии и авторскую рабочую программу по проблемам формирования здорового образа жизни:

Ежегодно на базе кафедры с участием профессорско-преподавательского состава проводятся Международные научные конференции по проблемам здоровьесбережения, физической реабилитации и рекреации в высших учебных заведениях.

Серьезное внимание уделяется научно-исследовательской деятельности студентов по проблемам формирования здорового образа жизни. Стали традиционными ежегодные студенческие научные конференции «Физическая культура, спорт и здоровье студентов». Студенты под руководством преподавателей кафедры принимали активное участие в областных и Международных конкурсах научных работ, неоднократно отмечались грамотами и дипломами.

Проведённые исследования показали, что обследуемые студенты по состоянию физического здоровья в большинстве своём имеют различные отклонения и нуждаются в поддержке, помощи и разработке для них социальной, медицинской, физической реабилитации и рекреации со стороны ведомств здравоохранения, образования, физической культуры, молодёжных и научных организаций.

Одним из действующих механизмов повышения эффективности формирования физической культуры у студентов является совместная разработка преподавателями физической культуры, врачами кафедры физического воспитания и спорта, а также самого студента «Авторской программы здоровья студента».

Алгоритм оздоровления в вузе должен включать, в первую очередь, научно-методическое и медико-биологическое обеспечение работы по рациональной организации образовательного процесса студентов в области физического воспитания и спорта, а именно: использование средств физической культуры, ее методов и форм занятий, естественных факторов природы, а также гигиеническое и валеологическое воспитание и образование студентов на всех курсах обучения [1] .

Ректорат вуза делает всё, чтобы современное поколение студентов-шуховцев имело возможность заниматься физкультурно-спортивной деятельностью в полном объёме. Физическая культура и спорт в нашем вузе рассматривается не только как путь к здоровью нации, как социальное явление, но и как важная составляющая в подготовке современного квалифицированного специалиста, востребованного на рынке труда. Ведь только здоровый специалист сможет в полной мере реализовать весь тот потенциал, все знания, которые дал ему университет в будущей самостоятельной деятельности.

В настоящее время более 1500 студентов дневной формы обучения тренируются в свободное время в более чем 35 секциях по 28 физкультурно-спортивным направлениям. Идет постоянное строительство и реконструкция учебно-спортивного комплекса университета. В спортивный комплекс университета сейчас входят: стадион, с трибуной на 2000 посадочных мест, естественным футбольным газоном, беговыми дорожками, соответствующими всем международным параметрам, модуль с современными раздевалками на 150 человек, тремя теннисными кортами и двумя плоскостными спортивными площадками для гандбола и мини-футбола с современным спортивным покрытием, площадка для пляжных видов спорта, два игровых зала и раздевалки, стрелковый тир, манеж, зал атлетической подготовки, шахматный клуб, специализированный спортивный зал гиревого спорта «силовой городок». В настоящее время ведутся работы по строительству бассейна. Результатами этой активной деятельности стали спортивные успехи студентов-шуховцев. Именно, кадровый потенциал и учебно-спортивная база позволяют нашим студентам-спортсменам добиваться больших успехов не только на городских, областных, региональных соревнованиях, но и на чемпионатах России, Европы и мира.

Подводя итоги, следует отметить, что процесс физического воспитания студентов, как составная часть воспитательного процесса в вузе в целом, является важнейшим условием социального и духовного развития полноценной личности. Социальное управление этим процессом придает ему целенаправленный организованный характер, повышает его эффективность и качество. Поэтому высокий уровень физической культуры становится важной составляющей профессионального и жизненного успеха.