logo
сборник конференции по студ

Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов

Ярушин С.А., заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета, доцент, кандидат педагогических наук

В области физической и спортивной культуры целью образования является формирование физически развитой личности, способной активно использовать ценности данных видов культуры для формирования, повышения и длительного сохранения резервов собственного здоровья, оптимизации учебной и профессиональной деятельности, рациональной организации индивидуального отдыха и досуга. При этом должна быть сформирована компетентность здоровьобеспечения учебной и будущей профессиональной деятельности.

Проведенные исследования позволили предложить следующую педагогическую систему формирования здоровьеобеспечивающей компетентности (активного здоровьеформирования) в высших учебных заведениях.

Реализация данной системы предполагает: наличие здоровьеформирующей среды применительно к условиям жизнедеятельности и требованиям современного образования: материально-техническая база, соответствующая требованиям ГОСТа; рациональная организация образовательного процесса в учебных корпусах, общежитиях, в семье; квалифицированное кадровое обеспечение и т.п.; объединение различных видов и форм оздоровления в единую и устойчивую функциональную систему, обеспечивающую «массированное», «тотальное» и природосообразное воздействие на основные компоненты здоровья студенческой молодежи; формирование и реализацию личностных ценностных ориентаций, переход от регулируемой деятельности к саморегуляции активного здоровьеформирования. При этом данная система должна предусматривать реализацию высокого потенциала двигательной активности в расширении и увеличении резервов здоровья, физических и функциональных возможностей организма человека: разработку и внедрение в систему высшего образования современных технологий мониторинга состояния здоровья, физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов; повышение качества общего физкультурного образования, предполагающее развитие интереса, формирование умений и навыков и связанных с ними специальных знаний, представляющих собой основу для персонализации активного здоровьеформирования [2] (в соответствии с рисунком 1).

Общее физкультурное образование

Активность

Интеллектуализация

Самостоятельность

Физическая и спортивная культура личности

Оздоровительно-профилактическая направленность

Физкультурно-спортивная направленность

Оздоровительно-физкультурная направленность

Индивидуализация, персонализация и интеграция оздоровительных технологий

Здоровый образ и стиль жизни

Оздоровительный потенциал, обеспечивающий высокую адаптируемость к условиям среды, способность продуктивно выполнять биологические и социальные функции, осуществлять активную творческую жизнь в процессе обучения

Рисунок 1 – Алгоритм «развертывания» общего физкультурного образования

студентов

Реализация высокого оздоровительного потенциала общего физкультурного образования достигается через активность, интеллектуализацию и самостоятельность.

Активность, интеллектуализации и самостоятельность студентов в процессе общего физкультурного образования обеспечивает формирование

физической и спортивной культуры личности. Физическая культура личности характеризует качественное, системное и динамичное образование, определяющее ее образованность, физическую подготовленность и совершенство, отраженное в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности, здоровом образе

и стиле жизни.

Феномен спортивной культуры – один из самых динамичных и многовекторных ресурсов развития современной цивилизации. Глобальные тенденции развития мировой культуры обеспечения прогресса гуманитарной направленности ее развития не могли не отразиться на росте приоритетности использования ценностей спорта в мировой и национальной системах образования и воспитания человека.

Под спортивной культурой следует понимать часть общей культуры, объединяющей категории, закономерности, а также учреждения и блага, созданные для интенсивного использования физических упражнений в рамках соревновательной деятельности, которая преследует, как правило, цель первенства или рекорда вследствие физического и духовного совершенствования человека. В связи с этим, становится понятным многоуровневое пространство, которая занимает спортивная культура в обществе [1, 3].

Физическая и спортивная культура личности, в зависимости от наличного уровня здоровья, предполагает реализацию в оздоровительно-профилактической (специальная медицинская группа), оздоровительно-физкультурной (подготовительная медицинская группа) и в физкультурно-спортивной (основная медицинская группа) направленности. В соответствии с конкретной направленностью осуществляется расстановка акцентов, выявляются «опорные точки» в содержании общего физкультурного образования.

Направленность реализации физической культуры личности определяет необходимость индивидуализации, персонализации и интеграции (консолидации) соответствующих оздоровительных технологий.

В результате должны быть сформированы здоровый образ и стиль жизни. Здоровый образ жизни рассматривают как типичную совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанной на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющих адаптивные возможности организма. Здоровый образ жизни определяют и как комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности и продление творческого долголетия людей. Он включает в себя плодотворную учебную и профессиональную деятельность, активную мировоззренческую позицию, отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание, дыхание и саморегуляцию.

В последнее время, наряду с понятием «здоровый образ жизни», широкое хождение получает термин «здоровый стиль жизни». Под последним понимают определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях [2].

Здоровый образ жизни и стиль жизни студентов имеет в виду формирование оздоровительного потенциала организма и здоровьеобеспечивающей компетентности, обеспечивающих способности адаптироваться к условиям среды, продуктивно выполнять биологические и социальные функции, осуществлять активную творческую жизнь в процессе учебной деятельности, формирование предпосылок к успешной будущей профессиональной деятельности.

Представленный и реализованный в течение двух лет алгоритм «развертывания» общего физкультурного образования, а также организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди студентов Челябинского государственного университета и Тюменского государственного нефтегазового университета позволила сформировать следующие компоненты здоровьеобеспечивающей компетенции: когнитивный, определяемый наличием знаний в области здорового образа и стиля жизни; операционно-деятельностный, включающий наличие практических умений и навыков по повышению и сохранению резервов здоровья; мотивационно-ценностный, отражающий понимание студентами роли различных оздоровительных, в первую очередь, двигательных, технологий в повышении и сохранении персонального здоровья и предполагающий личное поведение, обусловливающее здоровый образ и стиль жизни.

Реализации данных компонентов здоровьеобеспечивающей компетенции определило существенное увеличение объема двигательной активности и эффективности использования оздоровительных воздействий. Последнее позволило значительно повысить резервы здоровья студенческой молодежи.

В первую очередь, существенно увеличился двигательный потенциал и повысилась резистентность организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. За данный период времени у большинства студентов расширились и углубились знания о здоровом образе и стиле жизни, сформировались определенные умения и навыки самостоятельной организации двигательной активности, повысилась и конкретизировалась мотивация к физическому совершенствованию и самосовершенствованию.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Спортивная культура в контексте природосообразного подхода / В.К. Бальсевич // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития: материалы Междун. научн.-практ. конф., посвященной 15-летию факультета физической культуры и спорта. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. – Ч. 3. – С. 13-15.

2. Куликов, Л.М. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения: монография / Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков. С.А. Ярушин. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. – 275 с.

3. Лубышева, Л.И. Спортивная культура – новый образовательный ресурс / Л.И. Лубышева // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития: материалы Междун. научн.-практ. конф., посвященной 15-летию факультета физической культуры и спорта. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. – Ч. 3. – С. 63-65.

СЕКЦИЯ III. Проблемы подготовки и переподготовки специалистов в области физической культуры и спорта