Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
Солодовникова М.В., руководитель физического воспитания,
Соломатина А.Г., преподаватель физической культуры
ФГОУ СПО «Тульский государственный коммунально-строительного техникум»)
Сохранение здоровья школьников и студенческой молодежи не один год является предметом обсуждения педагогов, врачей, ученых. В исследованиях отмечается, что подростки становятся менее выносливыми и жизнестойкими, снижаются защитные силы организма. Происходит снижение учебной активности студентов, замедление их психического и физического развития.
Сохранение и укрепление здоровья, внедрение здоровьесберегающих технологий в учреждения среднего профессионального образования – задача не столько медицинская, сколько социально-педагогическая, экономическая, политическая. Формирование здорового образа жизни всех участников образовательного процесса (студентов, педагогов, родителей) – основная задача учебного заведения.
Сегодня в образовательном учреждении главная задача – подготовка студента к будущей жизни в социуме в качестве хозяина своей судьбы, успешного и высокопрофессионального конкурентоспособного специалиста. Назначение воспитательного процесса в техникуме – всестороннее развитие личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, способность к самовоспитанию и самосовершенствованию.
В Тульском государственном коммунально-строительном техникуме для воспитания у студенческой молодежи позитивного отношения к здоровому образу жизни и соблюдения ими санитарно-гигиенических норм разработан комплекс воспитательных мероприятий. Они проводятся в рамках Программы «Здоровое поколение», ( 2007). Программа составлена при тесном взаимодействии работников медицинских учреждений с образовательным учреждением (МУЗ «Горбольница № 12», Тульский областной центр медицинской профилактики, социально-психологический центр «Шанс», Тульский наркологический диспансер). В основу реализации Программы «Здоровое поколение» заложены основные принципы по активизации политики укрепления здоровья, научный подход, межведомственное сотрудничество, профессионализм и эффективность.
В техникуме создана социально-психологическая служба, целью которой является оказание помощи в социальной адаптации студентов и преодоление трудностей, возникающих в процессе обучения в техникуме. Работа психологов техникума проходит в тесном сотрудничестве с психологическим центром «Шанс», социально-психологической службой планирования семьи, «Валеологическим центром», социально-психологическим центром «Помощь», областным центром «Здоровье».
Студенты являются активными участниками мероприятий по поддержанию чистоты и порядка. Традиционно проходят классные часы по здоровьесберегающим технологиям, на которых выступают представители Областного Центра медицинской профилактики, Областного наркологического диспансера. Проводится месячник по борьбе с асоциальными проявлениями в студенческой среде (наркомания, табакокурение, алкоголизм, токсикомания). В начале учебного года студенты знакомятся с Законом РФ № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака». Проводится конкурс плакатов, студенты защищают свои оздоровительные программы. Проводятся встречи с венерологами Областного кожно-венеро-логического диспансера. Интерес к подобным мероприятиям доказывает стремление молодого поколения к осознанному выбору здорового образа жизни.
Мероприятия по укреплению здоровья, профилактике вредных привычек и соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил поведения проводятся с проживающими в общежитии. В образовательном учреждении имеется столовая, которая обеспечивает всех желающих горячими обедами по доступным ценам.
Ежегодно в ГУЗ «Горбольница № 12» проводится диспансеризация, которая позволяет анализировать состояние здоровья студентов, своевременно выявлять его нарушения. Ведётся мониторинг состояния здоровья при сотрудничестве кафедры физического воспитания и подросткового врача. Воспитательная работа по реализации Программы «Здоровое поколение» является многоплановой и взаимосвязанной. Это позволяет всему педагогическому коллективу и студентам формировать положительное отношение к учёбе и работе, творчеству, общественно-полезным делам.
Занятия по физической культуре, внеклассные и спортивно-массовые мероприятия предоставляют широкие возможности социального роста личности. Развиваясь как личность, студент ставит перед собой цели и ищет эффективные стратегии для их достижения, учится управлять своими эмоциями и искренне выражать свои чувства и, как следствие, выстраивает гармоничные отношения с окружающими. Наравне с урочной формой работы создаются условия для существования всех активных форм внеклассной работы по физическому воспитанию студентов. Важнейшее место занимают самостоятельные формы занятий физическими упражнениями.
Воспитательная работа приобретает особое значение на учебных занятиях по физической культуре, которая позволяет студентам успешно познавать и преобразовывать самого себя, свою физическую природу. В техникуме организованы секции по видам спорта (волейбол, баскетбол, футбол, аэробика). Традиционно проводятся Спартакиада по видам спорта среди учебных групп техникума, «Веселые старты», военно-спортивные соревнования. Широко используются средства активного отдыха – походы выходного дня, военно-полевые лагеря, туристические походы. Студенты принимают участие во всех районных, городских, областных спортивных соревнованиях и часто занимают призовые места.
Важным направлением работы преподавателей физической культуры является деятельность, направленная на установление, поддержание и дальнейшее развитие социального партнёрства с другими учреждениями дополнительного образования в сфере физического воспитания. Техникум сотрудничает с ГОУ ДОД ТО «Областной центр детско-юношеского туризма», с Управлением по физической культуре, спорту и молодёжной политике.
Педагогам важен не только результат, но и процесс его достижения. Работа по укреплению здоровья, профилактика вредных привычек, создание благоприятного социально-психологического климата, улучшение санитарно-гигиени-ческих условий, материально-технической базы, налаживание эффективного межведомственного сотрудничества с секторами здравоохранения, спорта, культуры, общественными организациями, с представителями средств массовой информации – важные составляющие общеобразовательного процесса.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи