logo
сборник конференции по студ

Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях

Солодовникова М.В., руководитель физического воспитания,

Соломатина А.Г., преподаватель физической культуры

ФГОУ СПО «Тульский государственный коммунально-строительного техникум»)

Сохранение здоровья школьников и студенческой молодежи не один год является предметом обсуждения педагогов, врачей, ученых. В исследованиях отмечается, что подростки становятся менее выносливыми и жизнестойкими, снижаются защитные силы организма. Происходит снижение учебной активности студентов, замедление их психического и физического развития.

Сохранение и укрепление здоровья, внедрение здоровьесберегающих технологий в учреждения среднего профессионального образования – задача не столько медицинская, сколько социально-педагогическая, экономическая, политическая. Формирование здорового образа жизни всех участников образовательного процесса (студентов, педагогов, родителей) – основная задача учебного заведения.

Сегодня в образовательном учреждении главная задача – подготовка студента к будущей жизни в социуме в качестве хозяина своей судьбы, успешного и высокопрофессионального конкурентоспособного специалиста. Назначение воспитательного процесса в техникуме – всестороннее развитие личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, способность к самовоспитанию и самосовершенствованию.

В Тульском государственном коммунально-строительном техникуме для воспитания у студенческой молодежи позитивного отношения к здоровому образу жизни и соблюдения ими санитарно-гигиенических норм разработан комплекс воспитательных мероприятий. Они проводятся в рамках Программы «Здоровое поколение», ( 2007). Программа составлена при тесном взаимодействии работников медицинских учреждений с образовательным учреждением (МУЗ «Горбольница № 12», Тульский областной центр медицинской профилактики, социально-психологический центр «Шанс», Тульский наркологический диспансер). В основу реализации Программы «Здоровое поколение» заложены основные принципы по активизации политики укрепления здоровья, научный подход, межведомственное сотрудничество, профессионализм и эффективность.

В техникуме создана социально-психологическая служба, целью которой является оказание помощи в социальной адаптации студентов и преодоление трудностей, возникающих в процессе обучения в техникуме. Работа психологов техникума проходит в тесном сотрудничестве с психологическим центром «Шанс», социально-психологической службой планирования семьи, «Валеологическим центром», социально-психологическим центром «Помощь», областным центром «Здоровье».

Студенты являются активными участниками мероприятий по поддержанию чистоты и порядка. Традиционно проходят классные часы по здоровьесберегающим технологиям, на которых выступают представители Областного Центра медицинской профилактики, Областного наркологического диспансера. Проводится месячник по борьбе с асоциальными проявлениями в студенческой среде (наркомания, табакокурение, алкоголизм, токсикомания). В начале учебного года студенты знакомятся с Законом РФ № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака». Проводится конкурс плакатов, студенты защищают свои оздоровительные программы. Проводятся встречи с венерологами Областного кожно-венеро-логического диспансера. Интерес к подобным мероприятиям доказывает стремление молодого поколения к осознанному выбору здорового образа жизни.

Мероприятия по укреплению здоровья, профилактике вредных привычек и соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил поведения проводятся с проживающими в общежитии. В образовательном учреждении имеется столовая, которая обеспечивает всех желающих горячими обедами по доступным ценам.

Ежегодно в ГУЗ «Горбольница № 12» проводится диспансеризация, которая позволяет анализировать состояние здоровья студентов, своевременно выявлять его нарушения. Ведётся мониторинг состояния здоровья при сотрудничестве кафедры физического воспитания и подросткового врача. Воспитательная работа по реализации Программы «Здоровое поколение» является многоплановой и взаимосвязанной. Это позволяет всему педагогическому коллективу и студентам формировать положительное отношение к учёбе и работе, творчеству, общественно-полезным делам.

Занятия по физической культуре, внеклассные и спортивно-массовые мероприятия предоставляют широкие возможности социального роста личности. Развиваясь как личность, студент ставит перед собой цели и ищет эффективные стратегии для их достижения, учится управлять своими эмоциями и искренне выражать свои чувства и, как следствие, выстраивает гармоничные отношения с окружающими. Наравне с урочной формой работы создаются условия для существования всех активных форм внеклассной работы по физическому воспитанию студентов. Важнейшее место занимают самостоятельные формы занятий физическими упражнениями.

Воспитательная работа приобретает особое значение на учебных занятиях по физической культуре, которая позволяет студентам успешно познавать и преобразовывать самого себя, свою физическую природу. В техникуме организованы секции по видам спорта (волейбол, баскетбол, футбол, аэробика). Традиционно проводятся Спартакиада по видам спорта среди учебных групп техникума, «Веселые старты», военно-спортивные соревнования. Широко используются средства активного отдыха – походы выходного дня, военно-полевые лагеря, туристические походы. Студенты принимают участие во всех районных, городских, областных спортивных соревнованиях и часто занимают призовые места.

Важным направлением работы преподавателей физической культуры является деятельность, направленная на установление, поддержание и дальнейшее развитие социального партнёрства с другими учреждениями дополнительного образования в сфере физического воспитания. Техникум сотрудничает с ГОУ ДОД ТО «Областной центр детско-юношеского туризма», с Управлением по физической культуре, спорту и молодёжной политике.

Педагогам важен не только результат, но и процесс его достижения. Работа по укреплению здоровья, профилактика вредных привычек, создание благоприятного социально-психологического климата, улучшение санитарно-гигиени-ческих условий, материально-технической базы, налаживание эффективного межведомственного сотрудничества с секторами здравоохранения, спорта, культуры, общественными организациями, с представителями средств массовой информации – важные составляющие общеобразовательного процесса.