Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
Алексеева О.И., старший преподаватель,Григорьев В.И., заведующий кафедрой физического воспитания Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Д.П.Н., профессор
Дальнейший рост уровня спортивных достижений пловцов, осуществляющих подготовку на отделении спортивного совершенствования вуза, зависит от эффективности тренировочного процесса, определения приоритетов в тренировке на разных этапах формирования спортивного мастерства.
В результате опроса 32 тренеров по плаванию, анализа литературы, документов планирования и отчетности, установлено, что студенческий спорт имеет существенную специфику, проявляющуюся в обеспечении преемственности и системной взаимосвязи с детским спортом и спортом высших достижений и может быть самостоятельной предметной областью исследования. Выявлены проблемные ситуации, характерные для организации подготовки пловцов в вузе: во-первых, недостаточное использование научных достижений, низкая технологическая оснащенность и недостаточное методическое сопровождение тренировочного процесса; во-вторых, бессистемное использование специальных нагрузок, нацеленных на решение разнонаправленных задач подготовки; в-третьих, превышение допустимого уровня нагрузок и их форсирование вследствие игнорирования дистанционной специализации пловцов.
В результате проведения серии пилотажных экспериментов на диагностическом стенде «АРТ-2», разработанном А.В. Петряевым и И.В. Клешневым (НИИФК), выявлены критерии, по которым определяется предрасположенность пловцов к спринту, работе на средних и стайерских дистанциях, исследованы процессы адаптации организма пловцов к нагрузкам разной мощности. По основным биодинамическим критериям рабочей деятельности пловцов – максимальному и среднецикловому усилию F max (N), F cycle (N), максимальной мощности P max (Wt), мощности в рабочей фазе P pull phase (Wt), темпу (SR), величине «шага» (SL), определен спектр тренировочных средств специальной подготовки спринтеров, средневиков и стайеров. Полученные результаты легли в основу дифференцированной программы подготовки пловцов модульного типа, учитывающей дистанционную специализацию пловцов.
Структура тренировочного процесса представлена в виде целевой пирамиды, иерархически определяющей цели-мишени специальной подготовленности пловцов. Программа подготовки разработана по модульному принципу, предусматривающему концентрацию используемых средств в развивающих микроциклах, их оперативную коррекцию, учет и непрерывный педагогический контроль. Дифференциация целей тренировочного процесса связана с реализацией функций проектирования спортивной тренировки пловцов, специализирующихся на разных дистанциях. С целью определения эффективности дифференцированной методики подготовки проведен годичный сравнительный педагогический эксперимент. Были сформированы: опытная (n = 18 чел.) и контрольная (n = 16 чел.) группы, в которые вошли пловцы различной квалификации (от КМС до мастера спорта) – студенты трех вузов: Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Университета технологии и дизайна и Инженерно-экономического университета. В начале педагогического эксперимента определены: структура специальной подготовленности испытуемых; выявлены индивидуальные параметры рабочей деятельности пловцов; определено их функциональное состояние; проведена оценка регуляторных функций психомоторики спортсменов. Диагностика структуры специальной подготовленности пловцов опытной и экспериментальной групп осуществлялась на диагностическом комплексе «АРТ-2» с регистрацией гемодинамических и респираторных показателей: ПО2 , ЧСС, МОК, АД, СОК, АВР, МОД, ЧД, ДО, МПК, ПАНО. Сравнительный анализ исходного состояния специальной подготовленности, спортивной квалификации, выполненных суммарных объемов нагрузок и спортивных достижений обеих групп не выявил существенных различий.
Тренировочный процесс пловцов опытной группы осуществлялся по дифференцированной программе подготовки, предусматривающий внесение коррективов в содержание спортивной тренировки с учетом выявленных различий между спринтерами, средневиками и стайерами. Тренировочные акценты осуществлялись на основе мониторинга динамики развития специальных качеств и состояния регуляторных функций пловцов путем персонифицированного подбора наиболее приемлемых средств, методов и организационных форм спортивной тренировки. Контрольная группа осуществляла подготовку по унифицированной программе, не предусматривающей внесение каких-либо существенных изменений. Условия и количество тренировочных занятий в группах не имели существенных различий. Испытуемые опытной и контрольной группы приняли участие в Чемпионате Санкт-Петербурга, Чемпионате России по плаванию среди студентов.
Сравнительный анализ полученных в заключительном тестировании результатов свидетельствует о положительных изменениях структуры подготовленности в обеих группах. Вместе с тем, в опытной группе достигнуты более выраженные положительные сдвиги в параметрах максимального Fmax (N) и среднециклового усилия F cycle (N), среднецикловой мощности гребка, темпа SR, шага SL. К окончанию эксперимента у испытуемых этой группы выявлены признаки экономизации функций сердечно-сосудистой системы – возрастание продолжительности сердечного цикла (R-R) на 0,20,01 с, фазы изометрического сокращения (IC) на 0,0080,002 с и величины индекса напряжения миокарда (ИНМ) (t=2,1 p0,05). Достигнутые положительные сдвиги в параметрах рабочей деятельности и функционального состояния оказались тесно связаны с ростом скорости плавания на разных участках дистанции – в стартовом компоненте, в зоне поворота и на финишном участке. Улучшение структуры специальной подготовленности и функционального состояния пловцов опытной группы сопровождалось повышением самооценок САН, готовности пловцов к максимальному результату (ГМР) (t=2,3 p0,05). Выявлено повышение вариабельности временных и амплитудных характеристик физиологических функций и их ритмов, что указывает на гармонизацию процессов адаптации пловцов на моторном, психофизическом и функциональном уровнях, обеспечивающие мобилизацию функциональных резервов на соревнованиях.
Полученные результаты позволяют утверждать, что дифференцированное построение подготовки пловцов, связанное с коррекцией акцентов тренировочных воздействий с учетом дистанционной специализации, обеспечивает:– повышение спортивного результата за счет увеличения мощности работы и силовых параметров рабочей деятельности увеличение;– увеличение функциональных резервов и гармонизацию рабочей деятельности, функционального состояния и механизмов энергообеспечения. – мобилизацию готовности к соревновательной деятельности пловцов.
Из числа 18 пловцов 1-й группы более 80% существенно повысили индивидуальный уровень спортивных достижений, в то время как в контрольных группах этот показатель не превышает 12%. Из их числа 30% выполнили норматив Мастера спорта, что в четыре раза превышает результативность контрольных групп.
Уровень спортивных результатов испытуемых контрольной группы 2 оказался ниже, чем в экспериментальной группе. Пловцы контрольной группы демонстрировали в соревнованиях чрезмерную вариативность скорости на отдельных участках дистанции, что стало причиной сравнительно низких спортивных достижений. Более того, у двух пловцов этой группы выявлены признаки срыва адаптации, на что указывает снижение мощности работы и потребления О2 на уровне ПАНО. У них выявлены признаки перенапряжения сердечно-сосудистой системы, преобладание диссимиляционных процессов, что указывает на предельный порог резервов адаптации к нагрузке.
Дифференцированная подготовка пловцов, учитывающая их дистанционную специализацию, оказывает гармонизирующее воздействие на двигательную сферу, системный биоэнергетический гомеостаз организма пловцов, улучшает структуру подготовленности за счет преимущественного развития специальных качеств, повышение мотивации спортсменов без перенапряжения функций организма спортсменов и угрозы их здоровью. Резервом повышения эффективности подготовки пловцов на отделении спортивного совершенствования вуза является использование дифференцированной методики, позволяющей вносить коррективы в тренировочную программу в соответствии с индивидуальными особенностями и дистанционной специализацией пловцов. Полученные результаты раскрывают новые аспекты представлений о путях формирования спортивного мастерства пловцов вуза и определяют содержание инновационного подхода к совершенствованию их подготовки.
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ физической культуры и спорта К КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аухадеева Л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. пед. н
С культурно-исторических позиций современная коммуникация представляет собой новое условие для развития социально-культурной практики мирового сообщества и жизнедеятельности каждого человека, формирования общественного и индивидуально-личностного сознания. Глобальная система коммуникации затрагивает каждого человека, приобщает его к общечеловеческим ценностям, становится условием осознания своей свободы, индивидуальности, осознания себя как личности, обладающей этической и нравственной ответственностью.
В связи с этим перед высшим образованием ставится проблема совершенствования коммуникативной подготовки современных специалистов, особенно профессий типа «Человек- Человек».
Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов, и среди них особое место занимает успешная коммуникативная деятельность специалиста как основа продуктивных взаимоотношений, достижения взаимопонимания и реализации целей и задач профессиональной деятельности и преодоления личностных кризисов. Коммуникативная культура – это системная характеристика человека, позволяющая эффективно определиться в культурно-образовательном пространстве, способствующая успешной социальной адаптации, саморазвитию и самореализации в жизни и профессиональной деятельности.
Коммуникативная культура как часть общей культуры реализует определенные, присущие мировой культуре цели и функции, и позволяет человеку овладеть, «присвоить» ценности культуры, войти в мировое культурное пространство, совершенствовать себя и участвовать в творческом позитивном преобразовании общества. Такой подход дает основание рассматривать коммуникативную культуру специалиста как свойство личности интегрировать свое индивидуальное сознание в глобальное (не узко профессиональное) пространство общественного сознания и достижение на этой основе высших результатов в духовном развитии и профессиональной деятельности.
Сегодня недостаточно видеть в культуре лишь фрагмент социального окружения человека, а связь культуры и человека трактовать как некоторое направленное воздействие на объект воспитания, или специальную деятельность по освоению культуры. Культура должна рассматриваться как культурная реальность или специфически человеческий способ бытия, который определяет все многообразие практической и духовной активности людей, их миропонимание и систему отношений к обществу, природе, деятельности, другим людям и к самим себе.
Коммуникативная культура является определяющим фактором профессиональной деятельности и общей и профессионально-педагогической культуры специалистов в области физической культуры, выступает основой, средством, условием воспитания, развития, обучения, взаимодействия, сотрудничества, воздействия, и реализации всех функций и видов педагогической деятельности, и определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения.
Целенаправленное, системное, управляемое, поэтапное формирование коммуникативной культуры будущего специалиста в области физической культуры и спорта должно пронизывать все формы организации учебного процесса, УИРС, НИРС, самообразовательную и внеучебную воспитательную деятельность, производственную (педагогическую) практику, все культурно-коммуникативное образовательное пространство и использовать возможности социума.
Формирование коммуникативной культуры понимается как процесс управления ее развитием; специально организованный и целенаправленный процесс диагностики, проектирования, практической реализации и мониторинга формирования коммуникативной культуры как приоритетного направления личностного развития и профессиональной подготовки студентов на основе системного использования: культуроформирующих ресурсов профессионального образования в учебной и внеучебной деятельности студентов; компетентностного подхода как концептуального направления модернизации образования; результатов эмпирического исследования реального состояния и особенностей проявления коммуникативной культуры, обусловленных социально-культурной дифференциацией студентов; понимания коммуникативной культуры учителя как интегративного, системообразующего компонента его общей и профессионально-педагогической индивидуально-личностной культуры. Системность определяется не только профессиональной подготовкой, но и личностным развитием, и культура коммуникативной деятельности как интегративно-системное свойство личности становится ведущим элементом его индивидуально-личностной культуры, проявляется в профессиональной и социально-педагогической деятельности, и определяет возможности самосовершенствования будущего специалиста в области физической культуры и спорта.
Технология системного формирования коммуникативной культуры будущего специалиста в области физической культуры и спорта, должна включать следующие взаимосвязанные компоненты: целевой компонент (содержит номенклатуру целей и задач формирования (как цель деятельности преподавателя) и саморазвития (как цель деятельности студентов) коммуникативной культуры, направленных на развитие коммуникативных профессионально важных свойств и качеств в процессе учебной, учебно-профессиональной и профессиональной коммуникативной деятельности);диагностический компонент (включает блок методик эмпирического исследования реального состояния коммуникативной культуры современных студентов); содержательный компонент (включает содержание учебного материала, структурированного в соответствии с целями и задачами формирования и саморазвития коммуникативной культуры студентов и содержание учебной, учебно-профессиональной и профессионально-педагогической коммуникативной деятельности студентов и преподавателей); процессуальный компонент (включает интерактивные методы обучения и воспитания, педагогические стратегии, стили взаимодействия студентов и преподавателей, направленные на развитие и обогащение опыта субъект-субъектного взаимодействия и продуктивной коммуникативной деятельности); аналитический компонент (включает поэтапный мониторинг процесса и результатов формирования и саморазвития коммуникативной культуры). Реализация технологии предполагает организационно-методическое обеспечение коммуникативной подготовки будущего специалиста в области физической культуры и спорта и может быть основана на следующих принципах: общеметодологических; психолого-педагогических; авторских стратегических и тактических принципах. Таким образом, важнейшим направлением повышения качества образовательного процесса и совершенствования профессиональной подготовки, является совершенствование коммуникативной подготовки и целенаправленное, системное формирование коммуникативной культуры будущего специалиста в области физической культуры и спорта.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи