logo
сборник конференции по студ

Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации

Алексеева О.И., старший преподаватель,Григорьев В.И., заведующий кафедрой физического воспитания Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Д.П.Н., профессор

Дальнейший рост уровня спортивных достижений пловцов, осуществляющих подготовку на отделении спортивного совершенствования вуза, зависит от эффективности тренировочного процесса, определения приоритетов в тренировке на разных этапах формирования спортивного мастерства.

В результате опроса 32 тренеров по плаванию, анализа литературы, документов планирования и отчетности, установлено, что студенческий спорт имеет существенную специфику, проявляющуюся в обеспечении преемственности и системной взаимосвязи с детским спортом и спортом высших достижений и может быть самостоятельной предметной областью исследования. Выявлены проблемные ситуации, характерные для организации подготовки пловцов в вузе: во-первых, недостаточное использование научных достижений, низкая технологическая оснащенность и недостаточное методическое сопровождение тренировочного процесса; во-вторых, бессистемное использование специальных нагрузок, нацеленных на решение разнонаправленных задач подготовки; в-третьих, превышение допустимого уровня нагрузок и их форсирование вследствие игнорирования дистанционной специализации пловцов.

В результате проведения серии пилотажных экспериментов на диагностическом стенде «АРТ-2», разработанном А.В. Петряевым и И.В. Клешневым (НИИФК), выявлены критерии, по которым определяется предрасположенность пловцов к спринту, работе на средних и стайерских дистанциях, исследованы процессы адаптации организма пловцов к нагрузкам разной мощности. По основным биодинамическим критериям рабочей деятельности пловцов – максимальному и среднецикловому усилию F max (N), F cycle (N), максимальной мощности P max (Wt), мощности в рабочей фазе P pull phase (Wt), темпу (SR), величине «шага» (SL), определен спектр тренировочных средств специальной подготовки спринтеров, средневиков и стайеров. Полученные результаты легли в основу дифференцированной программы подготовки пловцов модульного типа, учитывающей дистанционную специализацию пловцов.

Структура тренировочного процесса представлена в виде целевой пирамиды, иерархически определяющей цели-мишени специальной подготовленности пловцов. Программа подготовки разработана по модульному принципу, предусматривающему концентрацию используемых средств в развивающих микроциклах, их оперативную коррекцию, учет и непрерывный педагогический контроль. Дифференциация целей тренировочного процесса связана с реализацией функций проектирования спортивной тренировки пловцов, специализирующихся на разных дистанциях. С целью определения эффективности дифференцированной методики подготовки проведен годичный сравнительный педагогический эксперимент. Были сформированы: опытная (n = 18 чел.) и контрольная (n = 16 чел.) группы, в которые вошли пловцы различной квалификации (от КМС до мастера спорта) – студенты трех вузов: Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Университета технологии и дизайна и Инженерно-экономического университета. В начале педагогического эксперимента определены: структура специальной подготовленности испытуемых; выявлены индивидуальные параметры рабочей деятельности пловцов; определено их функциональное состояние; проведена оценка регуляторных функций психомоторики спортсменов. Диагностика структуры специальной подготовленности пловцов опытной и экспериментальной групп осуществлялась на диагностическом комплексе «АРТ-2» с регистрацией гемодинамических и респираторных показателей: ПО2 , ЧСС, МОК, АД, СОК, АВР, МОД, ЧД, ДО, МПК, ПАНО. Сравнительный анализ исходного состояния специальной подготовленности, спортивной квалификации, выполненных суммарных объемов нагрузок и спортивных достижений обеих групп не выявил существенных различий.

Тренировочный процесс пловцов опытной группы осуществлялся по дифференцированной программе подготовки, предусматривающий внесение коррективов в содержание спортивной тренировки с учетом выявленных различий между спринтерами, средневиками и стайерами. Тренировочные акценты осуществлялись на основе мониторинга динамики развития специальных качеств и состояния регуляторных функций пловцов путем персонифицированного подбора наиболее приемлемых средств, методов и организационных форм спортивной тренировки. Контрольная группа осуществляла подготовку по унифицированной программе, не предусматривающей внесение каких-либо существенных изменений. Условия и количество тренировочных занятий в группах не имели существенных различий. Испытуемые опытной и контрольной группы приняли участие в Чемпионате Санкт-Петербурга, Чемпионате России по плаванию среди студентов.

Сравнительный анализ полученных в заключительном тестировании результатов свидетельствует о положительных изменениях структуры подготовленности в обеих группах. Вместе с тем, в опытной группе достигнуты более выраженные положительные сдвиги в параметрах максимального Fmax (N) и среднециклового усилия F cycle (N), среднецикловой мощности гребка, темпа SR, шага SL. К окончанию эксперимента у испытуемых этой группы выявлены признаки экономизации функций сердечно-сосудистой системы – возрастание продолжительности сердечного цикла (R-R) на 0,20,01 с, фазы изометрического сокращения (IC) на 0,0080,002 с и величины индекса напряжения миокарда (ИНМ) (t=2,1 p0,05). Достигнутые положительные сдвиги в параметрах рабочей деятельности и функционального состояния оказались тесно связаны с ростом скорости плавания на разных участках дистанции – в стартовом компоненте, в зоне поворота и на финишном участке. Улучшение структуры специальной подготовленности и функционального состояния пловцов опытной группы сопровождалось повышением самооценок САН, готовности пловцов к максимальному результату (ГМР) (t=2,3 p0,05). Выявлено повышение вариабельности временных и амплитудных характеристик физиологических функций и их ритмов, что указывает на гармонизацию процессов адаптации пловцов на моторном, психофизическом и функциональном уровнях, обеспечивающие мобилизацию функциональных резервов на соревнованиях.

Полученные результаты позволяют утверждать, что дифференцированное построение подготовки пловцов, связанное с коррекцией акцентов тренировочных воздействий с учетом дистанционной специализации, обеспечивает:– повышение спортивного результата за счет увеличения мощности работы и силовых параметров рабочей деятельности увеличение;– увеличение функциональных резервов и гармонизацию рабочей деятельности, функционального состояния и механизмов энергообеспечения. – мобилизацию готовности к соревновательной деятельности пловцов.

Из числа 18 пловцов 1-й группы более 80% существенно повысили индивидуальный уровень спортивных достижений, в то время как в контрольных группах этот показатель не превышает 12%. Из их числа 30% выполнили норматив Мастера спорта, что в четыре раза превышает результативность контрольных групп.

Уровень спортивных результатов испытуемых контрольной группы 2 оказался ниже, чем в экспериментальной группе. Пловцы контрольной группы демонстрировали в соревнованиях чрезмерную вариативность скорости на отдельных участках дистанции, что стало причиной сравнительно низких спортивных достижений. Более того, у двух пловцов этой группы выявлены признаки срыва адаптации, на что указывает снижение мощности работы и потребления О2 на уровне ПАНО. У них выявлены признаки перенапряжения сердечно-сосудистой системы, преобладание диссимиляционных процессов, что указывает на предельный порог резервов адаптации к нагрузке.

Дифференцированная подготовка пловцов, учитывающая их дистанционную специализацию, оказывает гармонизирующее воздействие на двигательную сферу, системный биоэнергетический гомеостаз организма пловцов, улучшает структуру подготовленности за счет преимущественного развития специальных качеств, повышение мотивации спортсменов без перенапряжения функций организма спортсменов и угрозы их здоровью. Резервом повышения эффективности подготовки пловцов на отделении спортивного совершенствования вуза является использование дифференцированной методики, позволяющей вносить коррективы в тренировочную программу в соответствии с индивидуальными особенностями и дистанционной специализацией пловцов. Полученные результаты раскрывают новые аспекты представлений о путях формирования спортивного мастерства пловцов вуза и определяют содержание инновационного подхода к совершенствованию их подготовки.

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ физической культуры и спорта К КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аухадеева Л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. пед. н

С культурно-исторических позиций современная коммуникация представляет собой новое условие для развития социально-культурной практики мирового сообщества и жизнедеятельности каждого человека, формирования общественного и индивидуально-личностного сознания. Глобальная система коммуникации затрагивает каждого человека, приобщает его к общечеловеческим ценностям, становится условием осознания своей свободы, индивидуальности, осознания себя как личности, обладающей этической и нравственной ответственностью.

В связи с этим перед высшим образованием ставится проблема совершенствования коммуникативной подготовки современных специалистов, особенно профессий типа «Человек- Человек».

Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов, и среди них особое место занимает успешная коммуникативная деятельность специалиста как основа продуктивных взаимоотношений, достижения взаимопонимания и реализации целей и задач профессиональной деятельности и преодоления личностных кризисов. Коммуникативная культура – это системная характеристика человека, позволяющая эффективно определиться в культурно-образовательном пространстве, способствующая успешной социальной адаптации, саморазвитию и самореализации в жизни и профессиональной деятельности.

Коммуникативная культура как часть общей культуры реализует определенные, присущие мировой культуре цели и функции, и позволяет человеку овладеть, «присвоить» ценности культуры, войти в мировое культурное пространство, совершенствовать себя и участвовать в творческом позитивном преобразовании общества. Такой подход дает основание рассматривать коммуникативную культуру специалиста как свойство личности интегрировать свое индивидуальное сознание в глобальное (не узко профессиональное) пространство общественного сознания и достижение на этой основе высших результатов в духовном развитии и профессиональной деятельности.

Сегодня недостаточно видеть в культуре лишь фрагмент социального окружения человека, а связь культуры и человека трактовать как некоторое направленное воздействие на объект воспитания, или специальную деятельность по освоению культуры. Культура должна рассматриваться как культурная реальность или специфически человеческий способ бытия, который определяет все многообразие практической и духовной активности людей, их миропонимание и систему отношений к обществу, природе, деятельности, другим людям и к самим себе.

Коммуникативная культура является определяющим фактором профессиональной деятельности и общей и профессионально-педагогической культуры специалистов в области физической культуры, выступает основой, средством, условием воспитания, развития, обучения, взаимодействия, сотрудничества, воздействия, и реализации всех функций и видов педагогической деятельности, и определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Целенаправленное, системное, управляемое, поэтапное формирование коммуникативной культуры будущего специалиста в области физической культуры и спорта должно пронизывать все формы организации учебного процесса, УИРС, НИРС, самообразовательную и внеучебную воспитательную деятельность, производственную (педагогическую) практику, все культурно-коммуникативное образовательное пространство и использовать возможности социума.

Формирование коммуникативной культуры понимается как процесс управления ее развитием; специально организованный и целенаправленный процесс диагностики, проектирования, практической реализации и мониторинга формирования коммуникативной культуры как приоритетного направления личностного развития и профессиональной подготовки студентов на основе системного использования: культуроформирующих ресурсов профессионального образования в учебной и внеучебной деятельности студентов; компетентностного подхода как концептуального направления модернизации образования; результатов эмпирического исследования реального состояния и особенностей проявления коммуникативной культуры, обусловленных социально-культурной дифференциацией студентов; понимания коммуникативной культуры учителя как интегративного, системообразующего компонента его общей и профессионально-педагогической индивидуально-личностной культуры. Системность определяется не только профессиональной подготовкой, но и личностным развитием, и культура коммуникативной деятельности как интегративно-системное свойство личности становится ведущим элементом его индивидуально-личностной культуры, проявляется в профессиональной и социально-педагогической деятельности, и определяет возможности самосовершенствования будущего специалиста в области физической культуры и спорта.

Технология системного формирования коммуникативной культуры будущего специалиста в области физической культуры и спорта, должна включать следующие взаимосвязанные компоненты: целевой компонент (содержит номенклатуру целей и задач формирования (как цель деятельности преподавателя) и саморазвития (как цель деятельности студентов) коммуникативной культуры, направленных на развитие коммуникативных профессионально важных свойств и качеств в процессе учебной, учебно-профессиональной и профессиональной коммуникативной деятельности);диагностический компонент (включает блок методик эмпирического исследования реального состояния коммуникативной культуры современных студентов); содержательный компонент (включает содержание учебного материала, структурированного в соответствии с целями и задачами формирования и саморазвития коммуникативной культуры студентов и содержание учебной, учебно-профессиональной и профессионально-педагогической коммуникативной деятельности студентов и преподавателей); процессуальный компонент (включает интерактивные методы обучения и воспитания, педагогические стратегии, стили взаимодействия студентов и преподавателей, направленные на развитие и обогащение опыта субъект-субъектного взаимодействия и продуктивной коммуникативной деятельности); аналитический компонент (включает поэтапный мониторинг процесса и результатов формирования и саморазвития коммуникативной культуры). Реализация технологии предполагает организационно-методическое обеспечение коммуникативной подготовки будущего специалиста в области физической культуры и спорта и может быть основана на следующих принципах: общеметодологических; психолого-педагогических; авторских стратегических и тактических принципах. Таким образом, важнейшим направлением повышения качества образовательного процесса и совершенствования профессиональной подготовки, является совершенствование коммуникативной подготовки и целенаправленное, системное формирование коммуникативной культуры будущего специалиста в области физической культуры и спорта.