Проблема интенсивнойсти разминки
Хайруллин Р.А. – доцент, кандидат биологических наук
Как известно, в процессе выполнения каждого вида работы у человека наблюдается постепенное повышение работоспособности, выражающееся в улучшении продуктивности как умственного, так и физического труда. Этот начальный этап работы носит название периода врабатываемости. Раньше всего врабатывание заканчивается в двигательном аппарате, несколько позднее - в вегетативных органах. Ускорения процесса врабатывания можно добиться применением кратковременных упражнений, характер которых аналогичен предстоящей мышечной деятельности. Выполнение предварительных упражнений перед учебно-тренировочным занятием или соревнованиями в спорте называется разминкой.
Рассмотрение процесса врабатывания при мышечной деятельности человека с физиологических позиций выявляет сложность этого явления и крайнюю необходимость его всестороннего изучения.
Установлено, что в результате разминки учащается сердцебиение, повышается артериальное давление, усиливаются легочная вентиляция и поглощение кислорода, ускоряется формирование биопотенциалов работающих мышц, увеличивается возбудимость и укорачивается хронаксия скелетных мышц, повышается возбудимость сенсорных областей коры головного мозга, уменьшается время сенсорно-моторной реакции. Выполняемая после разминки работа характеризуется большей скоростью формирования двигательных функций скелетных мышц, уменьшением выраженности «начального усилия».
Изменение реакции организма на мышечную работу после разминки обусловлено возникновением новой «установки» центральной нервной системы на формирование двигательной активности, что является результатом следовых процессов в центральной нервной системе, сохраняющихся еще некоторое время (5-15 минут) после разминки. Однако важно выяснить не только эффективность разминки в спорте, но и установить характер оптимальной разминки. Разминка может различаться по длительности и интенсивности, продолжительности отдыха между разминкой и основным упражнением, по методическим приемам.
Результаты исследований, проводимых более 40 лет, указывают на большую противоречивость в подходе к вопросу о параметрах разминки в спорте. Подтверждают это и результаты анкетирования спортсменов и специалистов по физической культуре и спорту. В анкетировании принял участие 271 человек (127 мастеров спорта и мастеров спорта международного класса. 133 кандидата в мастера и спортсмена 1-го разряда. 11 спортсменов массовых разрядов). Результаты анкетирования показывают, что и у специалистов, и у спортсменов значительно расходятся мнения по началу и продолжительности общей разминки. В последние годы наблюдается увлечение упражнениями на растягивание различных групп мышц. Специалистов и спортсменов должны насторожить участившиеся факты спортивных травм и повреждений опорно-двигательного аппарата. Среди причин возникновения спортивных травм значительное количество респондентов называют недостаточную, несовершенную разминку и подчеркивают необходимость ее проведения.
Многие авторы методических пособий по различным видам спорта, признавая профилактическое и методическое значения разминки, недостаточно полно раскрывают значимость проведения разминки во время тренировок и перед соревнованиями. Большинство рекомендаций носит общий, описательный характер.
Известно, что каждый вид спорта имеет свою, специфическую для него последовательность выполнения разминочных упражнений. Но есть нечто такое, отмечает старший научный сотрудник сектора спортивной психологии ВНИИФКа А.В. Алексеев (1995), что объединяет все варианты разминок, несмотря на большое их разнообразие, - подавляющее большинство спортсменов разминаются «вообще». Вообще пытаются разогреть и размять мышцы, добиться подвижности суставов и т.д. Между тем требуется проведение разминки не «вообще», а с соблюдением принципа предельной конкретности.
Как известно, разминка кроме общих вегетативных сдвигов в организме оказывает целый ряд воздействий на опорно-двигательный аппарат. В частности, под влиянием разминки происходит повышение возбудимости и лабильности двигательного аппарата, устанавливается изохронизм мышц и нервов, ускоряются биохимические процессы, улучшаются биоэлектрические показатели. Большое значение для предстоящей работы имеет увеличение обмена веществ и, как следствие этого, повышение температуры тела, что способствует раскрытию и расширению капилляров в мышцах, тем самым увеличивая их кровоснабжение. Кроме того, повышение температуры снижает вязкость мышц и усиливает их эластичность, предохраняя от возникновения спортивных травм и повреждений.
Однако нужно иметь в виду, что эффективность разминки существенно может зависеть от характера ее проведения. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные электротермометрические исследования над различными группами мышц у 133 спортсменов различной квалификации (от новичков до мастеров спорта). Всего проведено около 800 измерений температуры над различными группами мышц до и после работы.
В первом варианте испытуемым предлагалось выполнить привычную разминку, рекомендуемую большинством учебно-методических пособий по различным видам спорта (бег, упражнения на гибкость, быстроту, прыжковые упражнения). После такой разминки температура исследуемых участков тела повышалась в среднем на 0,4-0,6°С. А после предложенного варианта разминки было зарегистрировано повышение температуры в среднем на 0,9-1,3 °С. Второй вариант разминки проводился по следующей схеме: бег в медленном темпе в течение одной минуты; 6-8 упражнений локального воздействия на различные группы мышц; 4-5 упражнений с легкими отягощениями.
Особенность второго (предложенного) варианта разминки в том, что динамическая работа на сокращение и расслабление мышц выполнялась в умеренном темпе, а упражнения с отягощениями не вызывали чувства утомления.
Для выявления зависимости изменений температуры участков тела от характера выполняемой мышечной работы были проведены эксперименты. В них изучалось влияние темпа выполнения разминочных упражнений на динамику температуры над дельтовидной мышцей. Испытуемым предлагалось выполнить одинаковую по содержанию разминку в двух вариантах (подбор упражнений, последовательность их выполнения и количество повторений были одинаковыми). В первом варианте разминочные упражнения предлагалось выполнить в умеренном темпе и в неполную амплитуду. По ходу выполнения разминки при необходимости делались методические замечания: «медленнее», «не до отказа». Во втором варианте предлагалось разминочные упражнения выполнять в быстром темпе и в полную амплитуду. Исследования проводились с участием одних и тех же спортсменов в разные дни, в одни и те же часы. После окончания разминки регистрация температуры над работавшей мышцей продолжалась непрерывно до 45 минут.
После разминки, выполненной в умеренном темпе, у всех без исключения испытуемых было отмечено значительное повышение температуры над работавшей мышцей. В среднем оно составило 1,3±0,17°С. Выполнение же разминочных упражнений в быстром темпе и в полную амплитуду привело к незначительному повышению температуры - в среднем, на 0,5±0,08°С. Причем в шести случаях из девяти температура исследуемого участка тела первоначально снижалась. К третьей минуте после окончания разминки было зарегистрировано достоверное понижение температуры в среднем на 0,4±0,14°С (Р < 0,05). Затем она постепенно начинала повышаться.
Результаты наших многочисленных исследований также убедительно показывают, что соотношение температуры над работавшими мышцами находится в зависимости от режима мышечной деятельности. Разминка, состоящая преимущественно из упражнений на растягивание, махового характера и проводимая в быстром темпе, способствует незначительному повышению температуры над работавшими мышцами, нередко вызывая отрицательные температурные сдвиги.
Известно, что слабый раздражитель вызывает слабую реакцию, с увеличением силы раздражителя возрастает и сила ответной реакции, но до известного предела, за которым дальнейшее увеличение силы раздражителя ведет к уменьшению ответной реакции. И.П. Павлов назвал это состояние запредельным (охранительным) торможением. Такой режим работы не может нормально усваиваться центральной нервной системой, так как для этого кроме времени необходим еще и постепенный переход от медленных и слабых раздражений к быстрым и сильным. Напряжение, превышающее функциональную готовность, в результате сильного раздражения проприорецепторов вызывает сужение кровеносных сосудов, снижает скорость кровотока и температуру над работавшими мышцами.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи