logo
сборник конференции по студ

Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.

Клочкова Е.В - к.п.н., ст. преподаватель ИФКиС ДГПУ

Магомедов А.М- к.п.н., доцент ИФКиС ДГПУ

Можно констатировать, что настоящее время уделяется значительное внимание рассмотрению проблемы адаптации человека к непривычным условиям среды [1.3.4.] и др. Вместе с тем, высоко оценивая указанные исследования, следует отметить, что проблема адаптации в педагогической науке высшей школы разработана пока недостаточно. Как нам представляется, этот факт актуализирует проблему исследования механизма адаптации студентов в новую физкультурно-образовательную среду, где решаются задачи профессионального развития, самоорганизации деятельности и самоактуализации в ней.

Целью исследования является диагностика личностных характеристик, определяющих механизм адаптации студентов в физкультурно- образовательной среде. В исследовании приняли участие студенты первого курса педагогического факультета ИФКиС ДГПУ г. Махачкала республики Дагестан. Результаты были получены путем анкетирования и личной беседы со студентами.

Это позволило представить в сопоставимых оценках значительный объем данных, полученных при исследовании студентов по следующим методикам: дифференциально-диагностический опросник по Е.А.Климову; индивидуально-типологический опросник (ИТО) по Л.Н. Собчик: краткий ориентировочный тест (КОрТ). Исследовались характеристики: стеничность, депрессия, лидерство, коммуникативность, дезадаптация, агрессия, конфликт.Статистическая обработка полученных данных осуществилась при помощи корреляционного и факторного анализа.

Результаты исследования показали, что «стеничность» оказалась существенно ниже средних популяционных норм (4.60+ 0.18). Это говорит о том, что низкие значения по данному показателю не способствуют уверенной тенденции самоутверждения, самореализации в учебной деятельности, отстаивания своих интересов. В то же время отсутствия высоких стэнов на отсутствие эгоцентризма и склонности к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, вплоть до явных агрессивных высказываний или действий, что может расцениваться как положительный момент в адаптации. Показатель «депрессия» оказался весьма высоким (7.07- 0.61), что указывает на наличие в состояние у студентов первого курса нежелательного эмоционального фона. Вероятно, это свидетельствует о субъективных переживаниях, связанных с ощущениями беспомощности и бесперспективности при взаимодействии в системе «субъект- субъектных» отношений.

Показатель «лидерство» ниже средних популяционных норм ( 4.78+0.47). Можно предположить, что у студентов первого курса не сложились окончательные взаимодействия в системе «студент- студент», они еще не до конца изучили индивидуальные особенности каждого члена учебной группы. Поэтому организация совместной деятельности и регуляция взаимоотношений в студенческой группе пока еще происходит стихийно. Исследования, проведенные нами, параллельно со студентами других факультетов дают основания говорить, что такие результаты являются общей тенденцией, характерной для студентов 1 курсов педагогического курса. Коммуникативность несколько превышает средние значения показателей популяционных норм (6.11+0.43), что является существенным фактом в установлении межличностных контактов по типу «студент- преподаватель», «студент- студент», «студент- куратор» и т.п. Показатель «дезадаптации» у студентов 1 курса оказался самым низким среди всех исследуемых показателей (4.06+0.15). Это дает нам основание предположить, что у студентов на данном временном периоде обучения отсутствует значительное психофизиологическое напряжение, нет конфликтов с сокурсниками и преподавателями. «Агрессивность» у студентов умеренно выражена (4.78+ 0.23), что соответствует достаточно уверенной тенденции формирования моральных норм, соответствующих поведению студенческой группы. Такое поведение, по-нашему мнению, можно трактовать с точки зрения активной самореализации, отстаивания свои интересов среди сверстников. Умеренно выраженный показатель можно толковать и с точки зрения развития на этом учебном этапе у студентов способности понимать других людей и сопереживать вместе с ними. «Конфликтность» (5.81+0.54). Этот показатель, по всей вероятности, свидетельствует о противоречиях между значимыми сторонами существующей учебно- профессиональной действительностью и непродуктивностью и непропорциональностью находить оптимальное решение выхода из фрустрирующей ситуации. Что может создать «почву» для перехода психофизиологических проблем в соматические расстройства. Рассмотренные результаты свидетельствуют, что студенты 1 курса педагогического факультета ИФКиС ДГПУ испытывают психологическое напряжение, связанное с адаптацией к обучению в физкультурно- образовательной среде.

Факторный анализ позволил выделить 8 значимых факторов, объясняющих 84,23% наблюдаемой дисперсии.

Факторы нами были интерпретированы следующим образом: фактор «адаптивность». Данный фактор обеспечивает благоприятное протекание адаптационных перестроек в период вхождения студента в новый режим труда, отдыха, смену социального статуса. Адаптация к новой обстановке может так же зависеть и от того, насколько быстро студент приведет в соответствие с новыми реалиями социальной жизнедеятельности свои личностные характеристики, которые основываются на умении управлять своим поведением, на способности проявлять активность, на адекватности функционирования физиологических функций и психических процессов. Фактор эгоцентризм. Этот фактор занимает промежуточное положение, и имеет невысокие значения. По нашему мнению, такие значения этого фактора, способствуют успешной адаптации студентов к процессу обучения в вузе. Показатели соответствуют достаточно уверенной тенденции самоутверждения и активной самореализации. Фактор «коммуникабельность». В данном факторе присутствует «сплав» трех параметров: коммуникативность, лидерство и экстраверсии. Социально активные коммуникабельные экстраверты отличаются успешным освоением новой информации, им дается легче разговорное общение.

Фактор «техническое мышление». Низкий вес этого фактора, по – видимому, объясняется особенностями выборки нашего исследования, которое несвязанно с профессиями типа «человек-техника». Фактор «конфликтная разнонаправленность». Появление подобного фактора в структуре адаптационного механизма студента объясняется следующим образом. Как известно, в переходных процессах, к каковым можно отнести обучение на 1 курсе вуза, резко возрастает вариативность функции организма. С другой стороны, вариативность необходима для поиска оптимальной стратегии адаптации с другой стороны, формируя психологическую компенсированность одного полярного признака другим, конфликтную разнонаправленность тенденций, может создавать предпосылки для перехода социально- психологических проблем в соматические расстройства. Фактор «рассудительность». Этот фактор обуславливает, присутствие характеристик, отвечающих за механизм оперативных действий, наступающих после принятия решения. К ним можно отнести фиксированность решения, планирование на пару, выстраивание промежуточных целей в процессе текущей деятельности, достижение высокопоставленных задач. Фактор «формульно- цифровое мышление». Появление этого фактора объясняется присутствием в современной жизни человека и особенно молодежи большого числа компьютерных технологий (Интернет и т.д.), а так же мобильной связи. Переход от вербального общения к общению через Интернет и SMS- связь требует хорошего владения клавиатурой компьютера или мобильного телефона, использование условных знаков, шифров, кодов, таблиц. Фактор «умственные способности». Данный фактор интегральный показатель общих умственных способностей, а так же способности к обучению, то есть познавательной активности субъекта и его возможности усвоения новых знаний, действий, сложных форм деятельности.

Корреляционный анализ полученных данных так же показывает, что успешность обучения взаимосвязан с личностными характеристиками. В то же время между ними установлено значительное количество отрицательных корреляционных связей. Это объясняется случайностью и непоследовательностью профессиональных ориентиров, а так же незрелостью данного возраста при освоении учебных дисциплин, что не способствует оптимальной адаптационной перестройки организма студентов к процессу обучения в вузе.

Именно систематизация знаний о личностных характеристиках студентов и на этой основе планирование психолого- педагогических воздействий кратковременного или долговременного вида, будет способствовать переходу от интуитивных и стихийных действий педагога к научно- обоснованному подходу в решении проблемы адаптации студентов к обучению в вузе. Все это позволит, с одной стороны способствовать учебно- профессиональной самоактуализации и самореализации студентов, с другой- повысить прогнозируемость результатов деятельности педагога, способствующей успешной адаптации студентов в новой физкультурно- образовательной среде.

Литература

1. Адаптационные возможности спортсменов-альпинистов Российской комплексной экспедиции «Антарктида-Россия-2003» / В.В.Кузин, О.В.Матицын, А.В.Смоленский и д.р.// Теория и практика физической культуры.- 2004.- №1.-С.28.

2. Аппаратно- программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр- 0.5» метод. Руководство М. Одинцова: РМПЦ , 2005- 134с.

3. Завьялова Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации . // Вестник Балтийской педагогической академии. Материалы научной сессии посвященной памяти профессора А.С. Мозжукина. –СПБ, 2001- вып. 40 , 55-58с

4. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. / Ф.З. Меерсон, М.Г.Пшенникова М. Медицина, 1988- 256 с.