Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
Дубов А.М.Московский педагогический государственный университет
Одной из важнейших задач деятельности специалиста в области физической культуры и спорта является воспитание спортсмена. В этом процессе принимают участие тренеры, педагоги, родители, специалисты физкультурно-спортивных организаций, спортивные менеджеры. Одна из сторон, участвующих в этом процессе во всем мире, в нашей стране остается в тени. Речь идет о спортивных агентах.
Одна из важнейших проблем всего российского спорта заключается в том, что спортсмен-юниор не может самостоятельно адаптироваться в профессиональном спорте или просто теряется. Происходит это по разным причинам: неспособность переносить физические нагрузки в профессиональном спорте, недостаточная психологическая подготовленность молодого спортсмена к борьбе за место в основном составе и т.д. Но есть и трудности, связанные с взрослением: после подписания первого профессионального контракта в возрасте 16-18 лет у молодого человека нередко выходят на первый план сугубо меркантильные интересы в связи с постоянными доходами (дискотеки, развлечения, нездоровый образ жизни и т.д.). Родители желают добра своему ребенку, но, уровень их профессиональной компетентности, проявляющийся в теоретико-методической и организационно-практической сферах деятельности, не соответствует требованиям современного спорта. Именно поэтому спортсмену необходим агент. При переходе спортсмена в профессиональный спорт и должна проявиться одна из сторон профессиональной сущности спортивного агента: оградить спортсмена от необдуманных поступков, поддержать психологически, помочь с выбором места трудоустройства, где спортсмену будет легче адаптироваться к профессиональному спорту, в том числе, и в физическом плане. Уровень нагрузок и конкуренции в современном спорте настолько велик, что профессиональный спортсмен просто не в состоянии отвлекаться на бытовые и коммерческие проблемы. За него это делают доверенные лица.
Подводя некоторые итоги, можно сказать, что спортивный агент – это физическое лицо, ведущее переговоры об условиях контракта спортсмена, оказывающее ему юридические, бытовые, консалтинговые и прочие услуги и получающее за это вознаграждение.
В агентской деятельности существенную роль играет учет возрастного фактора, поскольку существуют различия в сопровождении спортсмена в разные периоды его карьеры. Говоря о детско-юношеском спорте, основной упор стоит делать на контроле здоровья и физиологического состояния спортсмена. При переходе из детско-юношеского спорта во взрослый и подписании первого профессионального контракта стоит обращать внимание на психологическую поддержку спортсмена, оберегать его от различных необдуманных поступков при неослабном контроле физического состояния. При работе со взрослыми спортсменами на первый план (т.к. к 25 годам спортсмен способен самостоятельно отслеживать и адекватно оценивать собственное функциональное состояние) выходит юридическое, экономическое сопровождение и консалтинг.
Таким образом, основными функциями деятельности спортивного агента, на наш, взгляд являются: 1. Юридическое сопровождение. Главная функция – составление контракта между спортсменом и работодателем. 2. Психологическое сопровождение. Одна из задач – мотивировать спортсмена. Необходимо, чтобы спортсмен всегда был мотивирован, только в этом случае у него будет происходить карьерный рост. 3. Научно-методическое сопровождение и планирование карьеры. Агент должен разбираться в нюансах того вида спорта, каким занимается его клиент, отслеживать, на какой вектор ориентируются тренеры и руководители команд. 4. Медико-биологическое сопровождение. Одним из важнейших факторов при трудоустройстве спортсмена являются медицинские показатели. Не секрет, что наша восстановительная медицина отстает от зарубежной. Здесь агент должен контролировать все, что связано со здоровьем спортсмена и его восстановлением. Неотъемлемой составляющей здесь является страхование жизни и здоровья спортсмена.5. Экономическое сопровождение. Агент должен разбираться в экономических реалиях, чтобы подсказать спортсмену, куда грамотно вложить заработанные деньги и в дальнейшем управлять капиталом. 6. Консалтинг. Требуется оградить спортсмена и его семью от бытовых вопросов.7. Подготовка спортсмена к жизни после окончание карьеры. 8. Public Relations. Как и в любом другом бизнесе, правильно проработанный медиа-план является залогом коммерческого успеха.
Основные проблемы в процессе агентской деятельности, в том числе по опросам специалистов, заключаются в следующем: - отсутствие законодательной базы и четкой системы лицензирования агентской деятельности; - разовость действий агента; - агенты проводят работу только с наиболее перспективными спортсменами уровня сборных команд России; - отсутствие должного образования агентов, в том числе незнание иностранных языков; - сугубо меркантильные интересы подавляющего числа ныне действующих спортивных агентов; - «кастовость».
Необходимо четкое правовое регулирование агентской деятельности; - необходимо междисциплинарное образование специалистов в области агентской деятельности, включающее правовые, психологические, спортивные, медицинские (в т.ч. страхование) и экономические составляющие, а также обязательное знание иностранного языка; - необходимо создавать атмосферу нетерпимости в обществе к непрофессиональным агентам. Нами было проведено интервьюирование специалистов в области физической культуры и спорта. В нем приняли участие: спортсмены; агенты (футбол, хоккей); родители спортсменов; педагоги учреждений высшего и среднего профессионального образования спортсменов; руководители и тренеры ДЮСШ (футбол, хоккей); сотрудники профсоюза КХЛ; журналисты ведущей спортивной газеты «Спорт-Экспресс» и ведущего спортивного интернет-портала «Чемпионат.ру»; представители КХЛ, РФС, РФПЛ; сотрудники Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и региональных органов управления; специалисты в области спортивного страхования; спортивные юристы. Все специалисты отнеслись положительно к возможности введения курса лекций «Агентская деятельность в спорте» в программы обучения педагогов в сфере физической культуры и спорта.
Так же нами было проведено анкетирование студентов факультета физической культуры Московского педагогического государственного университета. В анкетировании приняли участие 103 студента. Отвечая на вопрос №5 анкеты «Хотели бы вы, чтобы дисциплина «Агентская деятельность в спорте» была включена в образовательную программу?», больше 60% респондентов проявили заинтересованность во включении дисциплины «Агентская деятельность в спорте» в образовательную программу. Стоит отметить, что почти 18% респондентов не определились с ответом на этот вопрос. По нашему мнению, это говорит о том, что данные студенты мало осведомлены о данной деятельности и при должном разъяснении об агентах, это количество респондентов присоединится к категории «Да» и данная категория составит фактически 80%.
Учитывая актуальность специальной подготовки спортивных агентов и в свете выявленных проблем агентской деятельности в сфере физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет вводит в программы обучения педагогов по физической культуре и менеджеров соответствующие дисциплины. При подготовке бакалавров педагогического образования по профилю физическая культура в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами вводится в вариативную часть курс лекций «Агентская деятельность в спорте». Он позволит в дальнейшем углубить эту подготовку в рамках магистратуры. Бакалавры педагогического образования получают профессиональную подготовку в области педагогики, психологии, теории и методики физической культуры и спорта, правоведения, менеджмента, и в сочетании с новыми курсами это позволит сформировать профессиональные компетенции, в первую очередь в детско-юношеском спорте. Московский педагогический государственный университет открыл также другую образовательную программу, которая позволит готовить специалистов в области агентской деятельности. Это магистерская программа «Спортивный менеджмент», которая, помимо решения практических вопросов, позволит сформировать навыки научно-исследовательской деятельности в вопросах сопровождения спортсмена. Введена и профильная программа повышения квалификации работающих специалистов в области агентской деятельности в спорте. Таким образом, введение этих образовательных программ позволяет выстроить целостную систему подготовки специалистов в агентской деятельности в спорте.
Использованные источники:
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» с изм. от 17.12.2009г.
Трудовой кодекс Российской Федерации.
Михно Л.В., Винокуров Б.Н., Марьянович А.Т. Основы хоккейного менеджмента. – СПб: «Издательство Диан», 2004. – 352 с.
Алексеев С.В. Спортивное право России: Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2005. – 671 с.
Гуськов С.И. Профессиональный спорт и российская действительность: Сб. Физическая культура и спорт в Российской Федерации. – М.: ВНИИФК, 2000. – с. 66-85.
Гуськов С.И., Платонов В.Н., Линец М.М., Юшко Б.Н. Профессиональный спорт. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 391 с.
Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Физкультура и спорт», 2006. – 464 с.
Починкин А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России: монография – М.: Советский спорт, 2006. – 216 с.
Прокопец М.А., Рогачев Д.И. Ярмарка футбола: книга о футбольных агентах. – М.: Новая юстиция, 2009. – 424 с.
Уловистова Н.В. Трудовые отношения в профессиональном спорте: комментарий юриста. – М.: Советский спорт, 2004. – 128 с.
Шааф Ф. Спортивный маркетинг: пер. с англ. – М.: Филинъ, 1998. – 464 с.
Положения об аккредитации хоккейных агентов при Профсоюзе Игроков Континентальной Хоккейной Лиги. – www.khlptu.ru
Регламент по агентской деятельности Российского Футбольного Союза. - www.rfs.ru
Положение об агентах Российской Федерации Баскетбола. – www.basket.ru
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи