Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
Трофимов В.Н., зав.каф. ФВиС СамГТУ, доцент, к.п.н.
Красильников А.Н., ФВиС СамГТУ, доцент, к.б.н.
Спортивные достижения - интегральный показатель деятельности многих систем организма. Следовательно, с целью оптимизации двигательной деятельности необходимо знать, как изменяется возможность этих систем в процессе тренировки. Этим целям и служат различные испытания, тестирования и методы исследований с помощью которых как бы высвечивается тот "черный ящик", каковым является живой организм. Здесь используется терминология кибернетики, где под "черным ящиком" понимается сложная система в которой известны входные и выходные параметры, но не ясно, что происходит внутри. Применительно к спортсмену входом можно считать традиционные и нетрадиционные средства повышения работоспособности, в том числе и использование принципов биоуправления. А выход - спортивный результат.
Так в исследованиях, проводимых В.А. Румянцевым (1989г.), по моделированию соревновательных упражнений пловцов с помощью методов лидирования и срочной обратной связи, говорится о необходимости моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе. Автор советует пловцам контролировать темп и качество гребковых движений и информировать спортсмена (в порядке срочной или срочно-отставленной обратной связи) в случае выхода указанных параметров из заданной (рациональной) зоны. Следует отметить, что выполнение объемов тренировочной работы различной направленности характерной для чемпиона, не дает гарантии аналогичных достижений для других спортсменов.
Изучение режимов тренировочной работы в различных зонах знергообеспечения у высококвалифицированных спортсменов на принципах биоуправления проводилось на пловцах сборной команды России во время УТС в городе Самаре. Во время проплывания тестовых заданий регистрировалось время проплывания заданных отрезков, количество двигательно-дыхательных циклов (Д-Д-Ц), в восстановительном периоде определялась ЧСС максимальная и сумма ЧСС, а также содержание лактата в крови (метод Штрома) с помощью прибора «Витатрон» (Голландия). Всего проведено 64 исследования по самооценке пловцами своих функциональных изменений, после чего им сообщались реальные параметры (обучение со срочной вербальной ОС).
В ходе проведенных исследований выявлена зависимость между количеством дыхательных (двигательных) циклов (по 50 метровым отрезкам) и величиной лактата в крови.
Также отмечено, что при повышении скорости плавания увеличивается количество дыхательно-двигательных циклов.
Методом парных корреляций оценивалась величина корреляционных связей между субъективными (сенсорными) и объективными (физиологическими) компонентами физиологических реакций работающего человека.
Результаты исследований показали, что человек способен с высокой степенью точности оценивать динамику не только соматических, но и изменение вегетативных сдвигов (ЧСС, ЧСС, Lа и Д-Д-Ц). Для рассмотрения механизмов повышения точности самооценки и расширению количества контролируемых физиологических параметров проведен корреляционный и регрессионный анализы между величиной лактата крови и другими физиологическими параметрами. Результаты корреляционного анализа показали, что наиболее высокая связь отмечается с показателями величины лактата крови, двигательно-дыхательных циклов и суммой ЧСС. По всей видимости эти параметры могут служить косвенными показателями напряженности выполняемой нагрузки, с помощью которых можно контролировать величину тренировочной работы, и управлять степенью их воздействия на организм.
В наших исследованиях показано, что эта закономерность проявляется только после однократного выполнения нагрузки, по-видимому, показатели величины лактата более точно отражают физиологические изменения и не связаны с характером выполняемой нагрузки.
Использование этих показателей удобно в повседневной работе и не требует сложной дорогостоящей аппаратуры. Предыдущие исследования показали, что задача обучения спортсменов, самооценке этих и других физиологических показателей легко выполняема с помощью методики БОС-тренинга. Лучше обучить спортсмена самооценке не одного, а нескольких (2-3) физиологических параметров с тем, чтобы получать более объективную информацию о происходящих в организме изменениях при работе различной интенсивности. В то же время представляет интерес анализ изменения коэффициента линейной и нелинейной регрессии в процессе исследования. Этот показатель позволяет судить о форме связи, то есть о том, как изменяется одна величина по мере измения другой. Коэффициент регрессии также как и коэффициент корреляции определялся во время всего исследования между теми же параметрами.
Результаты показали, что высокая степень регрессии отмечается между параметрами лактата и Д-Д Ц, между лактатом и ЧСС (Р0,05-0,001). У двоих испытуемых отмечена высокая линейная и нелинейная регрессия между лактатом и суммой ЧСС (Р0,05-0,001). Линейная регрессия (Р0,01) между лактатом и скоростью плавания отмечается только у одного испытуемого.
Для более подробного анализа величины регрессии между величиной лактата крови и другими физиологическими показателями, все результаты одного испытуемого были разбиты по величине лактата на 3 группы: результаты с величиной до 4 ммоль/л (n=10), от 4 до 8 ммоль/л (n=10 и от 8 ммоль/л и более (n=7) соответственно.
Из представленных результатов видно, что между величинами лактата и количеством двигательно-дыхательных циклов существует сильная нелинейная регрессионная связь (Р<0,01), если величина лактата не превышает 4 ммоль/л, то есть по интенсивности нагрузки до уровня ПАНО. С другими параметрами физиологических функций достоверной (линейной или нелинейной) связи с величиной лактата не обнаружено.
При нагрузке выше уровня ПАНО и до уровня МПК (доLа=8 ммоль/л по Ламбо, 1986), обнаруживается нелинейная зависимость между величинами лактата и количеством двигательно-дыхательных циклов (Р<0,05), лактатом и скоростью передвижения (Р <0,05), лактатом и максимальной ЧСС (Р<0,01). А при интенсивности работы выше уровня МПК выявляется сильная нелинейная регрессия между величинами лактата и Д-Д Ц (Р<0,001), а также между лактатом и суммой ЧСС (Р<0,05). Причем параметр суммы ЧСС оказался более информативным, чем ЧСС максимальная, так как при одном значении ЧСС максимальной могут быть весьма различные показатели суммы ЧСС.
Ориентир на эти параметры может обеспечить самоконтроль спортсменом напряженности выполняемых тренировочных нагрузок и более эффективное выполнение мышечных нагрузок, а также управление глубиной их воздействия на организм.
Для понимания механизма контроля за режимом тренировочной работы с использованием методики БОС был проведен интеркорреляционной и граф-анализы тесноты взаимосвязи между самооценками изучаемых физиологических параметров у спортсменов различного уровня функциональной подготовленности. Результаты эксперимента показали, что с ростом уровня функциональной подготовленности увеличивается количество и достоверность интеркорреляционных связей между показателями лактата и другими физиологическими параметрами (ЧД, ЧСС, ЧСС, V).
Введение информации по каналам БОС о величине различных сдвигов физиологических функций способствует поддержанию оптимальной техники плавания и повышению спортивного результата.
Обучение спортсменов на принципах БОС способствует дальнейшему повышению точности самооценки и расширению количества контролируемых физиологических параметров (максимальная ЧСС, сумма ЧСС, величина лактата, скорость плавания и количество двигательно-дыхательных стереотипов). Это позволяет использовать самооценку физиологических параметров в виде своеобразного мониторинга, с помощью которого путем изменения параметров двигательной деятельности спортсмен может выходить в необходимый режим энергообеспечения тренировочной работы.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи