Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
Бондин В.И., зав. кафедрой медико-педагогических дисциплин, доктор педагогических наук, профессор; Мануйленко Э.В., доцент, кандидат педагогических наук; Жаброва Т.А., старший преподаватель.
Уровень профессионализма педагога по физической культуре и спорту играет важнейшую роль в укреплении и сохранении здоровья населении. Безграмотное внедрение физических нагрузок для здоровья привело к тому, что сотни тысяч людей «побежали от инфаркта», но для некоторых забег оказался последним на пути к инфаркту.
Как недостаток движений, так и чрезмерные физические нагрузки являются факторами риска различных заболеваний. Основная физиологическая сущность физических нагрузок, действующих на организм человека, сводится к увеличению его энергетических возможностей. Для определения двигательных нагрузок оздоровительной направленности необходимо соблюдение равновесия между потреблением энергии индивидуумом и ее затратами на сокращение мышечных волокон. Для осуществления этой задачи важную роль может оказать новое научное направление – «кинезисэнергономия» (от греческого «kinesis» - движение, «energia» - общая количественная мера различных форм движения, «nomos» - закон, правила) правила об энегозатратах при движениях человека, прикладные аспекты которого еще недостаточно разработаны.
Определение оптимальной для здоровья дозы физических нагрузок по длительности и интенсивности с учетом энергетических возможностей индивида и энергозатрат в современных условиях окружающей среды являются основными направлениями в кинезисэнергономии.
В состоянии физического равновесия потребление энергии индивидуумом должно равняться ее затратам. И, следовательно, интенсивность и продолжителность упражнений должны соответствовать мощности и емкости энергетических систем. Отсюда – необходимость углубленного определения и того, и другого.
Организм человека в состоянии относительного покоя использует в сутки около 8000 кДж энергии. Одна часть энергии расходуется на синтез белков, жиров, углеводов и составляет 1700 кДж и другая часть энергии на синтез аденозинтрифосфат (АТФ) – 3700 кДж. Для поддержания работы сердца и дыхательных мышц расходуется 1130 кДж и на транспорт веществ идет 900 кДж.
Значительно расход энергии увеличивается при физических нагрузках и доходит до 21000 кДж. Распад питательных веществ и освобождение из них энергии происходит в организме постепенно в несколько этапов. Получаемая энергия аккумулируется в молекулах АТФ и может использоваться клетками для обеспечения различных функций, а может преобразовываться в другие формы энергии. Энерготраты на мышечную деятельность у детей довольно высокие: 8,4-10,5 МДж.
При суточной двигательная активность ниже гигиенической нормы развивается состояние гипокинезии и гиподинамии, влияние которых на здоровье зависит от величины дефицита двигательной активности и длительности его воздействия.
О норме двигательной активности взрослых людей существует насколько мнений. По данным А.Н.Крестовникова, взрослый человек должен ежедневно затрачивать сверх основного обмена на мышечную работу минимум 5,0-5,4 МДж, что обеспечивает нормальное функционирование организма, необходимую работоспособность, предохраняет от детренированности. Ряд авторов в качестве физиологической нормы физической нугрузки для человека определяют энерготраты в 13,12,1 кДж/мин. По мнению Г.Лемана, оптимальные энерготраты для здорового человека со средним физическим развитием должны составлять11,3-15,9 МДж в сутки, из них5-8,4 МДж – на мышечную работу. По данным К.М.Смирнова, при физической деятельности, энергетическая стоимость которой составляет менее 50% основного обмена, необходима компенсация дефицита двигательной активности. По мнению экспертов ВОЗ, при определении должных индивидуальных величин двигательной активности необходимо учитывать предельно допустимые её объёмы. Суточные энерготраты при этом не должны превышать 30% МПК. По данным исследований, проведённых в рамках Международной биологической программы, с 16 до 70 лет и более у мужчин суточные энерготраты снижаются с 15 до 9,2 МДж, у женщин – с 10 до 6,7 МДж.
Связь двигательной активности с состоянием здоровья, функциональными резервами организма, физическим развитием человека должна выступать в качестве основного аргумента при определении должных её величин.
Снижение двигательной активности рассматривается как один из основных факторов, способствующих развитию целого ряда так называемых болезней цивилизации. В их числе: гипертоническая болезнь; атеросклероз; ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда; вегето-сосудистая дистония; ожирение; часто встречающиеся нарушения осанки с повреждением костного, связочного и мышечного аппарата; облитерирующий эндартериит; некоторые гериартрические заболевания, характеризующиеся преждевременной функциональной слабостью внутренних органов и др.
Среди множества средств по улучшению самотического здоровья, наиболее эффективным является физическая тренировка, при которой дозирование физических нагрузок осуществляется в соответствии с метаболическими показателями на основе кинезисэнергономии. Суть этого подхода заключается в подборе различных видов мышечной деятельности, в том числе физических упражнений, не превышающих по своей энергетической стоимости индивидуальных энергетических пределов организма. При массовых формах физической культуры такой подход может быть использован для определения предельно допустимых, тренировочных и минимальных нагрузок в конкретных видах упражнений.
Определение максимально допустимых величин нагрузок возможно с учётом энергетических пределов организма. С возрастом наблюдается снижение энергетических пределов на 10-15% в сравнении с предыдущим десятилетием жизни. Если в 20-29 лет значение максимальных энергетических затрат составляет 10-15 и более МЕТ, то в 30-39 лет – 9-13 и более МЕТ, в 40-49 лет – 8-12 и более МЕТ, в 50-59 лет – 5,6-11,6 и более МЕТ. При этом в каждой возрастной подгруппе более высокие значения энергетических пределов отмечены у лиц с высоким уровнем физического состояния, а наименьшие – с низким. Величины энергетических пределов менее 5-6 МЕТ встречаются только у лиц старше 50 лет с низким уровнем физического состояния, а более 15 МЕТ – в группе молодых с высоким уровнем физического состояния. За минимальную границу тренировочных нагрузок принята величина порога аэробного обмена, ниже которой в условиях 20-30-минутных занятий максимальная стимуляция кислородтранспортной системы не наблюдается. Физические упражнения, мощность которых ниже ПАНО на 10-15%, могут быть рекомендованы как восстанавливающие нагрузки в качестве активного отдыха. Энергетический уровень, равный 50-75% от максимального, соответствует тренирующим нагрузкам оздоровительной направленности.
Помимо энергозатрат на выполнение двигательных действий необходимо также определять необходимую энергию, получаемую в результате сбалансированного питания.
Определение энергозатрат осуществляется с помощью рекомендации по частоте сердечных сокращений (Орешкин Ю.А., 1990), а расчет сбалансированного питания проводится на основе, выполняемого комплекса упражнений. Так например, студенты выполняли комплексы физических упражнений аэробно-анаэробной направленности. Анаэробная нагрузка осуществлялась в течение 25 мин. при ЧСС 160 ударов в минуту, где расход энергии при такой работе составил: 25 мин х 12,5 ккал = 315 ккал, а при аэробной нагрузке в течение 25 мин., при ЧСС 140 ударов в минуту расход энергии оказался: 25 мин х 10,0 ккал = 250 ккал. В подготовительной и заключительной части занятия интенсивность упражнений была при ЧСС до 100 ударов в минуту в течение 10 мин. с расходом энергии: 10 мин х 3,5 ккал = 35 ккал. Всего за час занятий студенты израсходовали в пределах 600 ккал.(315ккал + 250ккал+ 35ккал).
Учитывая, что энергозатраты при выполнении комплекса упражнений осуществлялись за счет лактацидной и окислительной систем, в рацион питания необходимо включать как простые сахара (глюкоза, фруктоза, сахароза) и сложные полимерные формы углеводов (клетчатка, крахмал), так и продукты, содержащие белки, как животного, так и растительного происхождения.
Разработанные и апробированные нами кинезисэнергометрические подходы к проведению физкультурно-оздоровительных занятий значительно улучшают уровень состояния здоровья у занимающихся и могут быть рекомендованы в качестве основного ресурса повышения профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи