logo
сборник конференции по студ

Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса

Коновалова Л.А.

доцент кафедры Физического воспитания Поволжского государственного университета сервиса (г. Тольятти), кандидат педагогических наук

Личностно-ориентированная направленность современной системы физического воспитания в высших учебных заведениях все чаще предусматривает спортивно-ориентированный подход к обучению студентов на занятиях физической культурой [1, 3]. Вместе с тем, при таком подходе недостаточно учитываются интересы и потребности в двигательной деятельности самих студентов, что приводит к постепенному снижению интереса к занятиям избранным видом двигательной активности [6].

Данное противоречие между теорией, связанной со спортизированным обучением и практической, методической обеспеченностью, требующей разработки новых форм, методов и средств реализации явилось предметом нашего исследования.

Для решения поставленной проблемы в рамках НИРС, проводимой на кафедре физического воспитания Поволжского государственного университета сервиса (ПВГУС) г. Тольятти был проведен опрос 130 студентов 1-4 курсов об их жизненных приоритетах. 58% опрошенных выделяют среди приоритетов: новые впечатления, путешествия, профессиональную реализацию в жизни, материальный достаток, общение с друзьями. Здоровье как приоритетная жизненная ценность выделяют для себя только 42% молодежи 18-22 лет.

Говоря о здоровом образе жизни, студенты в большинстве своем знают основные компоненты здорового образа жизни. На первое место ставят правильное питание 64,14%, на второе место – регулярные занятия физической культурой и спортом -63,64%; на 3 место – отказ от вредных привычек – 63,13%, соблюдение правил гигиены и режима дня на 4 и 5 месте и систематическому медицинскому наблюдению за состоянием здоровья – 16.67%, только 6 место.

Вместе с тем, дефицит двигательной активности у студентов составляет 30-40%. Организованные занятия физической культурой, предусмотренные учебной программой, удовлетворяют лишь 25-30% от общей суточной потребности студентов в двигательной активности [4]. Положение усугубляется отсутствием у большинства из них необходимого интереса к занятиям физической культурой.

Повышение мотивации студентов к занятиям физическими упражнениями во многом зависит от формы и содержания учебных занятий по физическому воспитанию, использованию популярных видов двигательной активности. Отвечая на вопрос: «Вам было бы интереснее на занятиях физкультурой, если бы у Вас был выбор программ спортивно-оздоровительных специализаций?», положительно ответило большинство студентов (80%).

Проведенный опрос о мотивации выбора вида спорта или систем физических упражнений студентами 1-2 курсов ПВГУС показал, что наряду с мотивом укрепления здоровья, для молодежи 17-20 лет не менее значимым мотивом является коррекция недостатков физического развития и телосложения, на третьем месте мотив повышения физической подготовленности (рис.1).

Рис.1 Диаграмма мотивационных вариантов индивидуального выбора студентами видов спорта или систем физических упражнений

Анализируя предпочтения студентов ПВГУС в выборе видов спорта и систем физических упражнений, а, также оценивая материально-технические условия учебного процесса по физическому воспитанию, нами был сделан выбор комплексной оздоровительной фитнес технологии – кардио-силовой тренинг. Для девушек была разработана программа, которая сочетает принципы построения системы «ИЗОТОН» [9] и кардио-респираторного компонента оздоровительных фитнес тренировок [6,8].

Для юношей программа включала кардио-тренинг с заданной интенсивностью в форме циклических упражнений (бег и велокросс), а также два силовых комплекса в виде круговой тренировки, включающих упражнения с гантелями и партнером.

Для проверки эффективности оздоровительной фитнес технологии кардио-силового тренинга использовалась форма прямого педагогического эксперимента. В эксперименте принимали участие две экспериментальные и две контрольные группы по 15 юношей и девушек 2 курса в возрасте 17-20 в каждой группе.

Сравнение контрольных и экспериментальных групп осуществлялось по результатам контрольных испытаний до и после педагогического эксперимента и уровню здоровья по методике Г.Л. Ананасенко [2]. В процессе эксперимента также велось наблюдение за уровнем развития силы, гибкости и уровнем подкожно-жировой ткани.

В результате проведенного педагогического эксперимента выявлено, что студенты экспериментальных групп достоверно превзошли студентов контрольных групп по уровню развития физических качеств, уровню соматического здоровья и антропометрических показателей физического развития [7].

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Студенты в основной массе сознательно относятся к физической культуре как способу улучшения собственной физической подготовленности и здоровья, и определяют оздоровительную направленность как приоритетную.

2. Выявлена позитивная мотивация к занятиям комплексными формами двигательной активности (кардио-силовой тренинг) у студентов 17-20 лет.

3. Экспериментально доказана эффективность использования разработанной оздоровительной фитнес технологии кардио-силового тренинга в учебном процессе по физическому воспитанию студентов 1-2 курсов.

Литература

  1. Андрющенко, Л.Б. Спортивно-ориентированная технология обучения студентов предмету «Физическая культура» / Л.Б. Андрющенко // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 2. – С. 47-54.

  2. Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Т. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Теория и практика физической культуры, 1988. - №4. – С. 23-30.

  3. Бальсевич, В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 1. – С. 22-26.

  4. Виленский, М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 1999. – № 10. – С. 3-5.

  5. Катков А.П. , Михайлов В.С. Рейтинговая система оценки по физическому воспитанию на кафедре ФВиС ДВ ГАПС // Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока: Материалы регион. метод. конф... - Хабаровск, 1997. - С. 26-27.

  6. Коновалова Л.А. Теория и методика преподавания аэробики. - Тольятти: ТГУ, 2006.– 65 с.

  7. Коновалова Л.А., Кувшинов О.Н. «Использование комплексных форм занятий в физическом воспитании студенческой молодежи»// «Вестник» Самарского муниципального института управления №1(16), 2011. – С. 205-212.

  8. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия: Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1989

  9. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры.- М.: Спорт Академ Пресс, 2001. - 172 с.