Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
Петунин О.В. профессор кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, профессор, доктор педагогических наук.,Барышников Ю.А. профессор кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, профессор, кандидат педагогических наук,Бакланов Л.Н. заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, доцент, кандидат педагогических наук,Веселкин М.С. декан факультета физической культуры и спорта, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, кандидат педагогических наук. Московский государственный областной социально-гуманитарный институт,
г.Коломна
Система профессионального физкультурно-педагогического образования (ПФПО) включает: 1) допрофессиональное образование (ДПО) учащихся-спортсменов, 2) профессиональное образование (ПО) студентов и 3) постпрофессиональное образование (ППО) выпускников вуза. Практика реализации этой системы нередко имеет усеченный характер. Она сводится в основном к собственно ПО студентов, с соответствующими издержками качества подготовки физкультурных работников.
«Система» предусматривает взаимосвязь её составляющих, с акцентом на первые звенья: «Начало есть более чем половина целого» (Аристотель). Наш опыт ДПФПО учащихся-спортсменов представляет собой подсистему : 1) профессионального просвещения школьников, желающих посвятить себя физкультурно-педагогическому делу (на днях открытых дверей, подготовительных курсах для абитуриентов, в профильных классах общеобразовательных школ и т.п.); 2)их профдиагностики в процессе организации взаимообучения на физкультурно-спортивных занятиях; 3) отбора абитуриентов на педагогических олимпиадах и вступительных экзаменах по профилю избранной специальности…
Но главная цель при этом не столько отбор (набрать бы), сколько профессиональная, педагогическая, физкультурно-спортивная ориентация потенциальных учителей, тренеров, инструкторов и т.д., обеспечивающая последующие успехи их подготовки в вузе, на факультете и в самостоятельной работе.
Однако представленная подсистема ДПФПО есть собирательная модель многолетнего опыта. В конкретных же обстоятельствах возникает немало проблем, сдерживающих ее системную реализацию. Например, ограниченные возможности презентации, доведения до сведения большинства адресатов предполагаемой системы. В результате необходимое дело тоже оказывается усеченным, не «срабатывает» продуктивным образом. Бывает до обидного, что многое из рассматриваемого зависит от нашей же собранности, инициативы, целеустремленности и т.д. Но оказывается, что искать причины неудач порой бывает легче, чем пути их предупреждения.
Успех второго элемента системы ПФПО – собственно профессионального образования студентов – напрямую зависит от качества проведения первого (ДПФПО), о некоторых издержках которого уже было сказано выше. К тому же далеко не все абитуриенты, по разным причинам, проходят организованную допрофессиональную подготовку. Что вызывает необходимость компенсации упущенного уже вчерашними школьниками – студентами первого курса.
В прежние годы деканаты факультетов физической культуры педагогических вузов страны изыскивали возможности включения в рабочие учебные планы пропедевтических курсов для начинающих студентов типа «Введение в специальность «Физическая культура», «Введение в ТМФК», «Основы СРС»… И, тем самым, содействовали переориентации сознания большинства первокурсников с узко спортивной на физкультурно-педагогическую деятельность потенциальных профессионалов. Последние годы такое случается все реже, с естественными издержками качества подготовки учителей, тренеров и т.п.
Курс « Введение в педагогическую деятельность» читается кафедрой педагогики, чаще без учета физкультурно-спортивной специфики, со снижением эффекта воздействия на сознание студентов-спортсменов. «Введение в ТМФК» предусматривается ГОС в системе этого курса. Но он начинается читаться лишь со второго года обучения студентов.
Может и поэтому физкультурно-педагогическое образование студентов приобретает не столько профессиональный, сколько предметный характер. Например, студент изучает курс «ОНМД в ФКС» сдает зачет и даже экзамен по этому предмету, а выполнить курсовую работу качественно не может. Даже ВКР, после «системы» курсовых, многие студенты выпускного курса начинают заново. Примерно тоже происходит с другими предметами, когда зачеты и экзамены сданы студентами, а на педагогической практике многое начинается почти с нуля. Как тут не вспомнить Шота Руставели: «Если действовать не будешь, ни к чему ума палата».
И третий элемент системы ПФПО – ППО выпускников физкультурных вузов и факультетов. В принципе он «работает» в форме индивидуальных и традиционных курсовых встреч выпускников в «альма матер», курсов повышения квалификации специалистов, аспирантуры… И тем самым содействует повышению уровня развития физической культуры и спорта в стране. Но каков уровень этого развития. Например, процент занимающихся ФКС в регионе по сравнению с передовыми и так далее.
Повторимся, физкультурно-спортивная природа человека выражена в олимпийском девизе «Быстрее, выше, сильнее». Она призывает нас не столько обозначаться, имитировать повышение квалификации, сколько постоянно, неустанно совершенствовать себя и своих воспитанников. Многие ли из нас на самом деле стремятся к лучшему? Так мы выходим на вопрос – «а судьи кто?».
Педагогические коллективы физкультурных вузов и факультетов составляют в основном остепененные работники. Они разрабатывают кафедральные темы НИР. Проводят научно-методические семинары, конференции. При многих кафедрах функционирует аспирантура, при некоторых диссертационные советы. Но систематическая, целенаправленная НИР ряда преподавателей и, соответственно, повышение качества физкультурно-педагогической деятельности оставляют желания быть лучшими. Каковы предпосылки к этому:Определение кафедральной темы НИР в соответствии с основной работой преподавателей, например: «Предметные дисциплины кафедры в совершенствовании методической подготовки педагогов по ФКС».Организация работы постоянно действующего научно- методического семинара (НМС) преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры по разработке кафедральной тематики НИР. Проведение научно-методических конференций участников разработки кафедральной тематике НИР с публикацией ее материалов и т.п.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи