Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
Хало П.В., доц. каф. ФК, к.т.н.; Быков Н.Д. зав. каф. ФК, к. пед. н.
Принципы развития нашей цивилизации основываются на необходимости постоянного повышения качества и сроков образования. Современному человеку необходимы знания и навыки, которые еще недавно были уделом лишь небольшого числа узких специалистов. Подобная тенденция в современных обществах приводит к неуклонному увеличению возраста вступления в зрелую жизнь, например, представителю постиндустриальной державы уже необходимо иметь несколько высших образований, ученую степень, что сдвигает средний возраст вступления в брак до 42-45 лет (29-32 для России), против 18-22 лет в обществах с догоняющей экономикой [2,3]. Возрастают требования к таким параметрам организма, как объем кратковременной и долговременной памяти, способности к концентрации, скорость реакции по предъявлению стимула и пр., что требует освоения широкого спектра функциональных состояний человека. Получается, что дальнейший рост научно-технического прогресса уже физиологически ограничивается возрастом, когда еще человек способен воспроизводить себе подобных, а необходимость научно-технического прогресса диктуется демографическим всепланетным кризисом – 7 миллиардов населения планеты, учитывая, что без различных технологических ухищрений и нарушения экологии, на планете может прокормиться лишь 200 миллионов человек [1]. Все очевидней становится факт, что деятельность по недопущению грядущего общепланетарного кризиса не может ограничиваться только нормативными правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями. Необходимо, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Для этого необходимо развитие новых форм обучения и воспитания, направленных на раскрытие творческого потенциала человека, формирующих мировоззрение, систему идеалов и ценностей основанных на ответственности, качества личности безопасного типа, и, в конечном итоге, мировое сообщество безопасного типа.
Личность безопасного типа характеризуется доминированием верхних ступеней в пирамиде потребностей А. Маслоу, высочайшим уровнем эрудированности, владением всеми существующими навыками обеспечения сохранения и повышение качества здоровья, безопасности жизнедеятельности и пр., что возможно лишь в случае идеальной слаженности функционирования человеческого организма, включая психический, ментальный и физический уровни. В исторической ретроспективе личность безопасного типа имеет ряд очевидных сходств с психологическими качествами, восходящими одновременно к кодексам поведения послушников первохристианских общин и идеального строителя коммунизма, что позволяет говорить об общеисторической и общемировой тенденции в формировании человека будущего. Однако известно, что и первый, и второй социальные проекты, хотя и имели отдельные положительные примеры, в целом оказались неудачными. Таким образом, необходимо срочное создание теоретических подходов к формированию, если не идеального, то хотя бы максимально приближенного к идеалу личности безопасного типа [1]. Решением проблемы, могут стать разработки и внедрение инновационных методик активации резервных возможностей организма, здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, расширение уровня функциональных возможностей организма с помощью методов генетической коррекции, нанотехнологий и пр.
Бытует мнение, что активация резервных возможностей организма, связана лишь с мобилизацией работы всех его органов, а поэтому приводит их к преждевременному износу. Однако это не всегда так. У обычного, среднестатистического индивида организация функциональных систем очень далека от оптимума. Действительно, в обычном (или близком к обычному) состоянии сознания, при активации резервов организма происходит только повышение активности работы каждого отдельного элемента системы. Однако уже это дает кратковременное увеличение функциональных возможностей почти в 10 раз [2]. Однако, подобный принцип активации, при частом употреблении, будет вести к преждевременному износу. Для предотвращения этого, существуют методы определяющие диапазон предельных режимов того или иного органа. Например, функциональные пробы Штанге, Генча, Мартинета, Руфье, Летунова и пр. Однако существует и иной путь - формирование новых функционально-оптимальных состояний. При этом расход ресурсов организма резко снижается, а результат даже может превосходить обычную мобилизацию организма. По мнению ряда исследователей (Н.П. Бехтерева, С. Гроф, К. Уилбер, Р. Ассаджиоли, Ч. Тарт и пр.) наиболее эффективно оптимизация работы функциональных систем происходит в состояниях расширенного сознания [3-8]. В зависимости от изучаемой области наук эти особые состояния сознания еще называют: состояния холотропного сознания, состояния творческого озарения, вдохновения, религиозные и мистические состояния сознания, состояния сверхсознания и пр. Ими обозначаются такие творческие процессы, в которых участвуют лишь невербальные образы, а достижение результата происходит без вмешательства обыденного сознания. Таким образом, итог не отражает предыдущий опыт, мешающий адекватно отреагировать на изменившуюся ситуацию, сознание лишь оценивает полученный результат, но не вмешивается в процесс работы сверхсознания. В этих состояниях происходит быстрая перестройка функциональных систем организма до их оптимума. Эти состояния могут возникать при пиковых переживаниях: экзаменационных сессиях, в экстремальных видах спорта, специальных психотренингах, холотропном дыхании, психоделической терапии, глубокой суггестии, при использовании различных методов стимуляции или наоборот - сенсорной депривации и пр. Путем их достижения, могут также стать БОС-тренинги и применение систем с психологической обратной связью, для выявления и избавления от негативных комплексов. В настоящее время известны некоторые критерии и условия возникновения состояний сверхсознания. Исследования, проведенные Б. Кафкой, показали, что в состояниях сверхсознания, все испытуемые приобретают явное сходство этики ситуационного реагирования, близкие по своему содержанию к религиозным табу [7]. По мнению многих исследователей, успешность инициации состояния сверхсознания так же сильно зависит от set&settings (установки и обстановки) [6]. Они тесно связаны с состояниями внутренней свободы, раскрепощенности мышления, выходом за пределы шаблонных форм
С 2008 года и по настоящее время на кафедре ФК (ранее ФК и БЖД) ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П.Чехова» (ранее ГОУ ВПО «ТГПИ») по специальности 050720.65 (033100) действует авторский факультатив «Активация резервных возможностей человека в физкультурно-спортивной деятельности» (ранее «феномен человека»). Факультатив содержит теоретический блок, целью которого является ознакомление студентов с современными научными представлениями об психофизиологических изменениях функциональных состояний человека в экстремальных условиях и практических занятий, на которых студенты знакомятся с методами аутогенной и идеомоторной тренировки, динамической медитации, свободного дыхания и пр.
Посещение факультатива, как известно, не является обязательным, однако наблюдается возрастающий положительный интерес студенческого контингента к данной дисциплине. Отмечено статистически значимое повышение уровня мотивации к учебе, снижение пропусков по состоянию здоровья, улучшение качества усваиваемого материала и пр., по сравнению со студентами других специальностей, соответственно лишенных данного курса.
Разработанный курс позволил: улучшить контроль, как за предэкзаменационным, так и повседневным психофизиологическим состоянием студента; повысить эффективность формирования навыков вхождения студента в оптимальное предэкзаменационное состояние; выявить индивидуальные недостатки студента в области самоконтроля психофизиологического состояния; сформировать у студента целостное представление об оптимальном функциональном состоянии организма, как совокупности физического, эмоционального и интеллектуального компонентов. Полученный положительный результат позволил внести данную дисциплину в учебные программы, разработанные по стандартам третьего поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хало П.В. Психоэкология человека. Часть I Психоэкология как раздел науки [Текст] // Монография Таганрог: Танаис, 2011 208 с.
2. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики [Текст] // М. Издательство политической литературы, 1989. 320с.
3. Бехтерева Н.П. "Магия мозга и лабиринты жизни" [Текст] // С-Пб, Изд. "Нотабене", 1999. 312с.
4. Уилбер К. Интегральная психология. [Текст] // М.: Урания, 2004. 416 с.
5. Ассаджиоли Р. Типология психосинтеза: Семь основных типов личности. [Текст] // М.: Урания, 1995. 124с.
6. Гроф С. Трансперсональный взгляд на глобальный кризис и стратегия его смягчения. [Текст] // М.: Изд. МГУ, 2006. 216с.
7. Kafka Břetislav, Parapsychologie, [Текст] // Road Praha 1992. 158с.
8. Свидерская Н.Е. Синхронная электрическая активность мозга и психические процессы. [Текст] // М.: Наука, 1987. 156с.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи