Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), г.Челябинск
Минин В.М. старший преподаватель Спортивного совершенствования;
Исаев А.П. заведующий кафедрой теории и методики ФКиС, заслуженный деятель науки РФ, д.б.н., профессор;
Эрлих В.В. доцент кафедры ТиМФКиС, к.б.н.;
Аминов А.С. заведующий кафедрой Спортивного совершенствования, к.б.н., доцент;
Романов Ю.Н. профессор кафедры спортивного совершенствования, к.б.н., профессор
Прежде чем говорить о взаимосвязи спортивной деятельности студентов с их профессиональной подготовкой, мы заглянем в рабочую программу предмета «физическое воспитание» Министерства образования РФ. В этой программе очень хорошо расписаны все оздоровительные мероприятия по курсам, семестрам с указанием всех параметров по теории и практике вопроса. Однако в программе нет ни одного упоминания о «спортивной деятельности» студента. Известно, что многие или некоторые студенты занимаются спортом и очень активно, с детских лет в детских спортивных школах. Приходя в ВУЗ они желают продолжать свое спортивное совершенство. Очень часто ВУЗ не может им предоставить эту возможность и они вынуждены искать варианты за пределами ВУЗа в каких-либо других спортивных организациях, либо вообще бросают спорт. Таких примеров не мало. Что касается студентов, которые нашли возможным продолжать свое спортивное совершенствование, в нашем ВУЗе (ЮУрГУ) делается все возможное, чтобы эта связь спортивной деятельности студента с его учебой и профессиональной подготовкой была на уровне, при котором было бы возможно успешно совмещать спорт и учебу. Для этой цели применяются уже известные средства, такие как продление сессии, в необходимом случае индивидуальный график сдачи зачетов и экзаменов, свободное посещение лекций и др. формы работы. Ведущим студентам – спортсменам выплачивается дополнительная стипендия, оплачиваются командировки на соревнования и учебно-тренировочные сборы. Регулярно проводится комплексное обследование ведущих спортсменов (САД, оценка состава тела, стабилометрия, спирометрия и др.).
Совмещение учебы и ежедневных спортивных тренировок предполагает очень напряженный режим жизни студента-спортсмена. В первую очередь, необходим нормальный сон, хорошее питание и медицинский контроль. В нашем ВУЗе делается все возможное для организации режима студентов-спортсменов.
Успешное выступление российских студентов на Всемирной Универсиаде в Шеньжене 2011 года создает иллюзию благополучия в этом вопросе. Однако хочется сказать, что лишь в пяти видах спорта, мы приоритетно выглядим на олимпийском уровне и заслуга ВУЗов в этом процессе не очень велика. ВУЗы создают или пытаются создать хорошие условия студентам-спортсменам, но сами не участвуют в подготовке спортсменов высокого уровня. Включение в программу по физическому воспитанию Министерства образования спортивной составляющей могло бы решать эту задачу и привлечение к занятиям спортом тысячи новых студентов. Тогда и студенты, и преподаватели будут взаимно заинтересованы в спортивном мастерстве. Ауксологический период 17-23 года – это самый спортивный возраст, в эти годы происходит это самое спортивное совершенствование. Очень жаль, что многие ребята не имеют возможности делать это в стенах своих ВУЗов. Хорошим примером в этом случае может служить Мария Савинова – чемпионка Мира по легкой атлетике 2011 года, которая повышала свое мастерство в стенах своего ВУЗа, Кирилл Денисов – призер Чемпионата Мира по дзюдо 2009, 2010 годов.
В университетах физической культуры (ГУФК) обучается 30 тысяч студентов из них 10 тысяч студенты-спортсмены высокой квалификации. В университетах и академиях России обучается 8 млн. студентов и делать ставку на ГУФКи значит обкрадывать себя в спорте высших достижений. Многие элитные спортсмены желают получить специальность инженера, экономиста, юриста, архитектора и т.д. Пример нашего университета – братья Купцовы (прыжки с шестом), Н. Обвинцева (плавание), Е. Соловьева (метание ядра). Руководителям министерств образования и спорта было бы приоритетно госбюджетные места для университетов не физкультурного профиля, т.к. в ГУФКах 2/3 студентов-спортсменов массовых разрядов и без них. Например УралГУФК в Спартакиаде ВУЗов Челябинской области занимает 3-5 места, а госбюджетный набор составляет 700 человек на специальность педагог по физической культуре. Для чемпиона областных Спартакиад ЮУрГУ 30 бюджетных мест для обучения на идентичной специальности, для других специальностей вообще ноль. Сейчас ЮУрГУ имеет более 10 кандидатур в олимпийские сборные команды РФ.
Роль физической культуры, спорта и восстановительной медицины еще более возрастает в процессе реализации национальных проектов «Здоровье» и «Образование».
Теоретическое осмысление и практическая реализация программ «Здоровье для всех», «Здоровье и образование» адресуются каждой ячейке социума и требуют соответствующих концепций и программ, что послужило посылом для реализации указанной выше проблемы. Эффективность выполнения данной концепции и программы будет зависеть от ответственности и активности руководителей и исполнителей данного проекта.
Целью настоящей концепции является достижение здоровья здорового человека посредством улучшения качества жизни, то есть формирования качественного здоровья.
Задачи: Охват всей студенческой молодежи, профессорско-преподавательского и вспомогательного состава различными формами оздоровительно-физкультурной, спортивно-массовой работы и спортивного совершенствования; Вовлечение студентов в массовые формы ФКиС, обеспечивающие сохранность жизнедеятельности и получение навыков защиты национальной безопасности (нормативы спортивного многоборья «Готов к труду и защите Отечества»); Обеспечение комплексного, педагогического, психологического и медико-биологического контроля за дозированием нагрузок, рекреаций, функционального, психологического, метаболического состояния и иммунологической резистенции; Широкое рекламирование и пропагандирование теории здоровья, ЗОЖ, самооценки и самоконтроля физической подготовленности, развития и состояния; Введение внутриуниверситетского Государственного экзамена по обеспечению качества жизни и обеспечению личной и общественной безопасности; Разработать и внедрить для студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава ЮУрГУ «Паспорт здоровья» университетского образца для ведения текущего, семестрового и годового состояния здоровья по тестам; Создать для ведущих спортсменов Университета «Медико-восстановительный центр» с применением новейших технологий; Ввести аттестацию раз в четыре года для преподавателей кафедр спортивного совершенствования и физического воспитания в виде экзамена; С целью качественного комплектования сборных команд Университета вновь поступающими студентами организовать на базе отделений по видам спорта и кафедры «Спортивного совершенствования» группы спортподготовки из числа спортивно одаренных юношей и девушек школьного возраста – будущих абитуриентов Университета; Усилить роль научно-педагогических кадров в разработке перспективных планов и методик при подготовке к соревнованиям различного ранга как отдельных спортсменов, так и сборных команд Университета путем введения грандов за наиболее успешное научно-методическое обеспечение тренировочного процесса.
Несколько замечаний по поводу проведения Российских Универсиад. Соревнования проводятся между командами клубов ВУЗов и в финальную часть, после всех отборов попадают сильнейшие ВУЗы. Но сильнейшие ВУЗы и сильнейшие спортсмены – это далеко не одно и то же. Дело в том, что в ВУЗах есть отдельные сильные спортсмены, но они не могут попасть в финальную часть, т.к. команда этого ВУЗа не завоевала этого права. Таким образом, отдельные сильные спортсмены не попадают в финальную часть Универсиады.
Необходимо вернуться к старой системе «Буревестника», когда от каждой зоны в финал допускались три спортсмена из каждого вида и, таким образом, в финале выступали как сильнейшие команды, так и действительно сильнейшие спортсмены. И все они в финале дают очки своим ВУЗам. Таким образом, можно точнее определить уровень развития спорта в ВУЗах и регионах.
В заключение следует сказать, что основной резерв большого спорта может базироваться на кандидатах из числа студентов не физкультурных вузов. С этой целью необходимо на порядок увеличить количество бюджетных мест для студентов-спортсменов в классических вузах и академиях. Необходимо финансово в «именном порядке» поддерживать резерв спорта высших достижений со стороны министерств спорта и образования.
Усилить селекционную работу среди учащихся выпускников школ (МОУ) путем тестирований, просмотров массовых мероприятий, диагностирование с целью выявления резервов психо-физиологического потенциала. Усилить информированность вузов в плане целенаправленной подготовки к Всероссийским Универсиадам. Сделать прозрачным отбор кандидатов для участия во Всемирных Универсиадах, Студенческих Игр. Президенту РССС поддерживать спортивно-массовую работу в ВУЗах не физкультурного профиля по отбору в студенческие сборные команды.
В 2011 году создана научная лаборатория «Центр оперативной оценки состояния человека» для научно-методического обеспечения сборных команд. Уже получены результаты – выполнен норматив Мастер спорта России пятью студентами-спортсменами на одном соревновании. Полученные результаты обследования из «Центра» были выданы тренеру спортсменов с рекомендациями по корректировке тренировочного процесса.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи