logo
сборник конференции по студ

Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры

Соловьев Г.М., зав. кафедрой физической культуры Ставропольского государственного университета, профессор, доктор пед. наук

Известно, что образование представляется как процесс и результат овладения обучающимися знаниями, умениями, навыками, развития мировоззрения, идейно-политических взглядов и нравственности, а также творческих задатков и способностей. Образование осуществляется не обособленно, а в единстве с воспитанием. Педагогика, раскрывая теоретико-методические основы, характеризует воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, трудовую деятельность, творчество и духовность.

Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Оно возникло из практической потребности приспособления, приобщения поколений к условиям общественной жизни и производства. Воспитание – категория вечная, необходимая и общая. Оно появилось вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живёт общество. По своему содержанию носит конкретно-исторический характер и осуществляется за счёт основных элементов социального опыта.

Для гуманистической педагогики целью становится сам человек, его всесторонне и гармоническое развитие на основе единства природных дарований и требований развивающейся общественной жизни. Воспитание отражает социально-экономические отношения общества, экономический базис, язык, формы общественного сознания, мораль и нравственность, религию, право, науку и искусство.

Воспитание как общественное явление представляет собой органическую часть всей общественной жизни. Поэтому его проблемы являются зеркальным отражением более общих противоречий социума. Вместе с тем, воспитание обладает естественными, специфическими, присущими только ему противоречиями. Объективный воспитательный процесс в его движении и развитии, представляет собой широкое, многосторонне взаимодействие субъектов и объектов воспитательной деятельности. Этот процесс в широком смысле слова является процессом социализации человека. Субъект представляет собой постепенно формирующуюся гражданскую личность, аккумулирующую общественное сознание и культуру, осмысливающую идеи, формирующую собственные мотивы и стимулы поведения, совершающую всё более осознанный и сознательный выбор поступков. Постепенно формирующиеся личностные качества, потребности, интересы, активная жизненная позиция, помогают осуществлять собственный критический анализ влияний, отношений, взаимодействий. В результате чего появляются возможности и способности ставить перед собой цели для сознательного самосовершенствования, осуществлять самовоспитание, самообразование, самоконтроль и самокоррекцию своей деятельности. Лишь своевременное и гармоническое развитие сущностных сил: интеллектуальных, эмоциональных, физических, волевых создаёт реальную основу для всестороннего становления личности.

Таким образом, содержание образования представляет собой триединство целостного процесса образования (становления) личности – усвоения опыта, воспитания и развития. Решение этих задач возможно только при культурообразующем характере содержания образования, в котором должны быть целостно и гармонично представлены ценности материальной и духовной культуры, науки, ведущие сферы искусства, экономическая культура и культура труда, политическая, правовая, коммуникативная культура и т. д. Важнейшее значение имеет физическая культура, пренебрежение которой оборачивается угрозой здоровью народа, подрывом безопасности государства.

Практика показывает, что не всякая деятельность, с точки зрения содержания и технологии, обеспечивает достижение положительных результатов в образовании личности. Наилучший результат можно достичь только в том случае, если для этого созданы оптимальные условия. Иначе говоря, человек в период своего становления должен быть помещён в определённые условия, обеспечивающие всесторонне развитие его личности с учётом индивидуальных особенностей и в соответствии с социальной программой.

В итоге воспитание мы рассматриваем как взаимопроникающий, взаимотворческий процесс коммуникации и общения между преподавателем и студентом, основанный на сотрудничестве и осознании конкретной цели, что надо дополнить, или изменить, добиться в личностном, социальном и профессиональном плане.

Воспитательная работа кафедры физической культуры Ставропольского государственного университета основывается на содержании ряда законов, постановлений, распоряжений и постановлений федерального, регионального уровня и собственных университетских документов и программ: постановлении Ученого совета и приказы ректора; Комплексную программу университета «Образование и здоровье»; воспитательную работу в университете (концепция, технология мероприятия реализации); документы, планы, программы и учебные пособия кафедры физической культуры; внутренний аудит, процесс обучения; система менеджмента, предупреждающие действия.

Обоснование необходимости наличия концепции воспитательной работы кафедры физической культуры являются и многолетние собственные научные исследования и наблюдения профессорско-преподавательского коллектива за состоянием общей и, в частности, физической культуры молодежи, поступающей в университет, которые оставляют желать лучшего. И все же, в целом, фиксируется положительное отношение к здоровью, физической культуре и здоровому образу жизни (ЗОЖ), что создает положительную перспективу воспитательной деятельности. Причинно-следственные связи такой ситуации определяются рядом объективных и субъективных факторов. К первым относится: экономические, социальные, политические, состояние и условия функционирования физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, отсутствие здоровьесберегающей системы образования (информационной, кадровой, инструментальной, организационно-структурной, финансовой, функциональной), авторитарный стиль преподавания физической культуры (лишенный компетентностно-образовательного, развивающего и воспитывающих компонентов). Субъективные факторы включают личностные качества учащихся, его сознание, интеллект, характер, темперамент, познавательные интересы, мотивы, потребности, волю, трудолюбие или лень; отражают объективные факторы, условия и среду жизнедеятельности или дистанцируются от них, создают свой особый и индивидуализированный стиль поведения.

Разработанная концепция воспитательной работы кафедры физической культуры представляет собой совокупность взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей, целью, задачами, принципами и направлениями ее реализации. Она указывает не только содержание, но и способ построения воспитания студенческой молодежи средствами физической культуры. Способствует целостному пониманию сущности данного процесса и выводит преподавателя в режим творческого производства собственных замыслов и опыта деловой культуры, компетентности, профессионализма, дисциплинированности, инициативности и умений работать в коллективе педагогов.

Особое место в воспитательной работе профессорско-преподавательского коллектива кафедры физической культуры занимает социально-духовная составляющая педагогической деятельности, формирующая гуманизм, гражданственность, духовно-нравственную культуру поведения, общения, коммуникации и эстетическое восприятие физической культуры и спорта.

При проведении учебных занятий и спортивно-массовых мероприятий учитывается, что основополагающей категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения переживания реальных нравственных отношений и взаимодействий, что нравственное воспитание – не вдалбливания, не бездумная отработка привычек и правил поведения (спортивной этики). Оно – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоление противоречий, которые существенно отражаются в психическом здоровье студента. Формируются социальные знания смыслопробуждающей гуманистической личности, мотивы и потребности жизнедеятельности. Воспитывается гармонически развитый человек, стремящийся к преобразованию себя с позиции гуманизма и нравственной культуры. Формируются эстетические чувства прекрасного и красивого, понимание содержания и формы техники движений, благородных поступков. Осуществляется интеграция средств физической культуры и спорта с музыкой, танцем, изобразительным искусством, пением, пробуждающих духовно-эстетическую основу в студенте. Культивирование артпедагогики.

Мы убеждены, что духовно-нравственная составляющая на занятиях физической культурой и спортом должна быть обязательной на каждом занятии и присутствовать во всех формах организации работы со студентами, педагогической деятельности всех без исключения преподавателей. ­

В целом воспитательная работа в Ставропольском государственном университете опирается на разработанную и научно апробированную здоровьесберегающую систему образования (выигран грант на 2009-2011 гг. по АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы»), которая представляет собой совокупность разнообразных здоровьесберегающих технологий и основных составляющих: информационной, инструментальной, социальной, нормативно-законодательной, финансовой, организационно-структурной и функциональной.

Целью здоровьесберегающей системы образования является обеспечение физического, психического, социального и духовного комфорта субъектам учебного процесса.

Здоровьесберегающая деятельность преподавательского состава вуза и, в частности, физической культуры основывается на разработанные нами концепцию, комплексную программу «Образование и здоровье» и учебно-методическое обеспечение по формированию физической культуры личности и ее здорового образа жизни. На факультете физической культуры в рамках спецкурса осуществляется и подготовка специалистов к реализации здоровьесберегающей педагогической деятельности.