Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
Р.А.Гумеров Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов г.Набережные Челны, Россия
Модернизация образования и связанные с ней общественные процессы и явления привели к изменению социального заказа на выпускников высших учебных заведений. Среди современных требований к личности выпускника, определяющих уровень общей и профессиональной культуры, отмечается и необходимость формирования и основ физической культуры. Однако традиционный «нормативный» подход без формирования у студента мотивов овладения физической культурой, без практических основ организации здорового образа жизни, может привести к нарушению представлений о роли и месте физической культуры в профессиональном становлении будущих специалистов социально-педагогического профиля.
Данная проблема приводит к необходимости переосмысления целей физического воспитания в вузе, так как отметила еще в 1992 г. Л.И. Лубышева, «... не происходило главного - обращения сознания студента к пониманию и принятию физической культуры как жизненно важной ценности» [4, с.10].
Следствием происходящих в политической, экономической, культурной, духовной сферах общества радикальных изменений, является изменение структуры ценностей молодого поколения. Постоянный интерес к изучению мотивационно-ценностной сферы студенческой аудитории связан с тем, что формирующиеся ценностные приоритеты становятся основой для новой социальной структуры российского общества. Кроме того, именно студенчество как социальная группа, является наиболее восприимчивой и чутко реагирующей на любые общественные изменения, что дает возможность выяснить степень адаптации молодого поколения к новым социальным условиям, определить их инновационный потенциал, отношение к происходящему. Исследование иерархии жизненных ценностей личности, разделяемую членами одной социальной группы – студентов, дает возможность прогнозировать будущее российского общества, основой которого должны стать образованные, компетентные и здоровые специалисты.
Значимость данного исследования заключается в возможности выявления ценностных ориентаций студентов, цель исследования – определение места и отношения к физическому развитию в структуре ценностных ориентаций современного студента.
В сентябре 2011 года, было проведено изучение структуры ценностей студентов 1 курса Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов. В исследовании приняли участие 87 человек. Количественно-процентный состав данной группы характеризуется следующим соотношением: юноши 13,4% от объёма выборки, девушки - 86,6 %.
Для проведения исследования была составлена анкета, основу которой составила методика «Ценностные ориентации» М.Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. В анкете обозначались девять терминальных ценностей, или убеждений в том, что какая - то конечная цель существования индивида стоит того, чтобы к ней стремиться [5]. Десятая ценность – физическое развитие - была добавлена исходя из специфики исследования.
Итогом данного исследования явились следующие эмпирические данные, представленные в таблице.
Таблица
Результаты исследования ценностных ориентаций студентов
№ | Ценности | М ± σ | Ранг |
1 | ЗДОРОВЬЕ (физическое и психическое) | 1.5 ± 0.8 | I |
2 | ДРУЖБА, ОБЩЕНИЕ (наличие хороших и верных друзей) | 3.3 ± 2.5 | II |
3 | ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ | 3.7 ± 3.06 | III
|
4 | ПОЗНАНИЕ (работа над собой, совершенствование) | 4.1 ± 2.9 | IV |
5 | МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ (отсутствие материальных затруднений) | 4.3 ± 2.9 | V |
6 | ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ (личные достижения, уважение окружающих) | 4.4 ± 3.14 | VI-VII |
7 | СВОБОДА (индивидуальность, независимость, самостоятельность) | 4.4 ± 3.02 | VI-VII |
8 | РАЗВЛЕЧЕНИЯ (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей) | 5.2 ± 3.2 | VIII |
9 | ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | 5.3 ± 2.8 | IX
|
10 | ТВОРЧЕСТВО (возможность творческой деятельности)
| 6.7 ± 3.2 | X |
Полученные, в результате анкетирования, данные свидетельствуют, что в системе терминальных ценностей испытуемых наиболее высокий ранг значимости занимают здоровье, дружба, общение, материальное благополучие. Подтверждение этому описывается многими авторами, которые отмечают отличия современного российского социума от западного в большей ориентации россиян на базовые материалистические ценности [1; 2; 3]. Присутствие в этом ряду таких ценностей как духовное развитие и познание может объясняться сильной заинтересованностью первокурсников в получении высшего образования.
Большое значение среднеквадратичного отклонения свидетельствует о разнородности выборки. Это объясняется тем, что исследовались студенты первого курса на начальном этапе обучения в институте, представляющие различные социальные слои, и ещё не образовавшие единую социальную группу – студенчество.
Такие ценности, как физическое развитие и творчество, занимают в иерархии ценностей последние места.
Наибольшая значимость в системе терминальных убеждений ценности здоровье объясняется тем, что она является базовой, распространенной ценностью, передающейся из поколения в поколение. Архетип безопасности и стремления к здоровью наследуем человеком [6]. Однако очень низкий (девятый) ранг ценности физическое развитие не согласуется с вышесказанным. При последующей беседе с испытуемыми было установлено, что понятие «здоровье» они раскрывали как «отсутствие болезней». Это может свидетельствовать о неразвитости понятия о здоровье, здоровом образе жизни и связи с физическим развитием, физической культурой и спортом. Почти полное отсутствие стремления к физическому развитию в сфере ценностных ориентаций студентов возникло как результат недостаточного внимания к этой области в процессе школьного и семейного воспитания и требует существенных затрат дополнительного времени и значительных усилий преподавателя вуза.
Библиографический список
Вершинина Н.А. Трансформация системы ценностных ориентаций студенчества / Н.А. Вершинина//Ломоносовские чтения. - 2002. - Т. 1.- Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/l/library.
Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция / Т.И. Заславская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2003.- 568с.
Лисовский, В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) / В.Т. Лисовский. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители». Выпуск 1. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. – С. 40-44.
Лубышева Л.И. Концепции формирования физической культуры человека/ Л.И. Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 123с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 704с.
Юнг К. Психология бессознательного/ К.Юнг - М., 1996.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи