Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
Виленский М.Я., профессор кафедры психологии и педагогики
Московского педагогического государственного университета, профессор, доктор педагогических наук
Масалова О.Ю., доцент кафедры педагогики и физического воспитания Смоленского гуманитарного университета, доцент, кандидат педагогических наук
Здоровье является основополагающей ценностью, без которой невозможна полноценная реализация личности. Оно выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, общее жизненное благополучие. Ценностная характеристика здоровья проявляется в различных сферах жизнедеятельности, мыслях, чувствах, радости наслаждения, свойственных здоровому человеку: духовной бодрости и оптимистических идеалах, интересе к творчеству, потребности в культурном развитии, общении, познании себя, самоосуществлении. Ценность здоровья значима и для жизни общественной, при которой личность должно волновать и здоровье других людей, поскольку они связаны друг с другом и окружающим миром. Качество взаимоотношений между людьми формирует нравственную атмосферу и духовные основы общества, которые влияют на мировоззрение личности, определяют ее поведение. Гармоничное взаимодействие делает человека уравновешенным, самодостаточным и социально защищенным, с высокими адаптивными способностями.
Специфика ценности здоровья заключается в ее латентном характере. Тому, кто чувствует себя здоровым, не свойственно усматривать в здоровье основополагающую жизненную ценность и придавать ему особое значение. Здоровье восходит на вершину индивидуальной ценностной иерархии и становится самоцелью (чаще всего) тогда, когда ощущается общая недостаточность внутриличностных ресурсов для его поддержания.
Студенты, в силу заложенных в норме в молодом организме неизрасходованных природных ресурсов, рассматривают здоровье как достаточное и органически присущее, это подтверждается высоким процентом хорошей самооценки здоровья в этом возрасте. Ценность здоровья в их сознании не наполнена личностным содержанием, что отражается в стиле жизни, исключающем заботу о собственном здоровье, поскольку такая ориентация традиционно приписывается старшему поколению и оценивается молодым человеком как «непривлекательная и скучная». Личностные ресурсы им кажутся неисчерпаемыми, а оптимизм по отношению к собственному здоровью преобладает над заботой о нем. Студенческий возраст характеризуется многообразием эмоциональных переживаний и в то же время ограниченным применением средств двигательной активности, релаксации и отдыха в силу тех же убеждений в неистощимости собственных физических и психических ресурсов. Период активного вхождения в новую социальную среду сопровождается действиями, направленными на получение признания и высокого статуса в группе студентов-ровесников. При этом используются различные средства, иногда связанные с рискованным поведением по отношению к своему здоровью (никотин, алкоголь, наркотики). Серьезную угрозу психическому здоровью студентов могут составить стрессовые ситуации: экзаменов, социальной адаптации, необходимости личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и другие. В период окончания учебы со всей силой проявляются стрессовые условия социальной и профессиональной неопределенности будущего специалиста в обществе и необходимости поиска рабочего места, соответствующего уровню образования и подготовки. Сильная ориентация на переживание настоящего, высокая мотивация достижений вытесняют из сознания студента возможные опасения, связанные с последствиями для здоровья длительного стресса.
В целом для современной студенческой молодежи характерны установки на профессиональную и личностную самореализацию, однако ценность здоровья является скорее декларируемой. Об этом свидетельствует тот факт, что многие студенты, считающие, что они ведут здоровый образ жизни, в реальности не придерживаются его норм [1]. Ценность здоровья не функционирует на уровне их индивидуального самосознания. Учитывая, что необходимость интенсификации заботы о своем здоровье признает относительно невысокий процент студентов (что сказывается и на отношении к занятиям по физической культуре), актуализация ценностей здоровья и физической культуры для студентов приобретает особую значимость. Поэтому важно в образовательном процессе формировать мировоззренческие основы понимания здоровья студентом не в смысле его свободы от болезни, а в смысле тех возможностей действовать, реализовывать себя, которые открыты ему, поскольку он здоров, ведущих к физическому, социальному и психическому благополучию. С этих позиций здоровье выступает педагогической категорией, которая в единстве телесных и психологических характеристик формируется в процессе воспитания.
Выделяют три взаимосвязанных друг с другом уровня ценности здоровья, которые составляют культурно-телесное благополучие человека:
- физический (телесный), обеспечивающий внутреннее динамическое равновесие, структурные (морфологические) и функциональные резервы адаптации организма;
- психический (душевный), отражающий адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности, способность ставить достижимые смыслообразующие цели и реализовывать их, согласуя с требованиями социокультурной и природной среды, отсутствие болезненных психических проявлений;
- духовный, обусловленный нравственностью, принятыми личностью гуманистическими ценностями, свободой выбора, ответственностью за себя, свои решения и поступки, ориентированностью на действия во благо окружающих, способностью к поисково-творческой активности, самосозиданию.
Обобщенными критериями для физического здоровья студента могут служить - «я могу», для психического - «я хочу», для духовного – «я должен» [2] и «я свободен».
Базовые уровни ценности здоровья (физический, психический и духовный) обеспечивают развитие и сохранение социального, профессионального, репродуктивного, сексуального здоровья.
Поведение студента по отношению к своему здоровью зависит от того, как он конкретизирует ценность здоровья, какое место отводит ей в своей жизни. Существует фактическое несоответствие между ценностными представлениями студента о здоровье и научными, между потребностью в здоровье и усилиями, направленными на его сохранение и укрепление. Экспериментально установлено [3 и др.], что более высокие показатели здоровья у тех, кто берет на себя ответственность за него, в отличие от тех, кто считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. То есть имеется зависимость состояния здоровья от таких параметров поведения личности как экстернальность-интернальность. Интерналы больше склонны к осмысливанию своего поведения, считают, что их успехи или неудачи не случайны и зависят от собственной компетентности, способностей, целеустремленности, т.е. от них самих. Они меньше подчиняются давлению других людей, сильнее реагируют на утрату личной свободы, активнее ищут информацию, необходимую для принятия решения, более уверены в себе. Экстерналы нуждаются во внешней поддержке и одобрении, они убеждены, что их неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Здоровье во многом зависит от ощущения студентом своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, самоуважения, социальной зрелости и самостоятельности. Ответственность будущего специалиста за свое здоровье является важным показателем его общей и профессиональной культуры.
Для совершенствования и формирования здоровья важно учиться быть здоровым, творчески подходить к собственному здоровью, формировать потребность, умение и решимость творить здоровье за счет своих внутренних резервов, а не чужих усилий и внешних условий, что характеризует сущность ценностного отношения к здоровью. Ответственность студента за свое здоровье, личностное развитие основана на развитом самосознании и рефлексии, устойчивой ценностно-смысловой системе, самоконтроле, волевой регуляции поведения и проявляется в самосовершенствовании, субъектности в образовательной деятельности, интернальной жизненной позиции. Такая позиция, отражая морально-нравственное отношение личности, осознается как важность собственных усилий для сохранения и укрепления здоровья и личностного развития и проявляется в выборе и осуществлении здорового стиля жизни, готовности к преодолению связанных с этим препятствий.
Студентам следует моделировать свое будущее, предвидеть последствия своих отношений, действий и поступков; осознавать реальность и необходимость самоуправления своим здоровьем, саморегулирования во взаимоотношениях с другими людьми; ощущать взаимосвязь с миром во всем его многообразии.
Литература
Авдеева Н.Н. Здоровье как ценность и предмет научного знания / Н.Н. Авдеева, И.И. Ашмарин, Г.Б. Степанова // Мир психологии, 2000. -№ 1. – С. 68-75
Вайнер Э.Н. Общая валеология / Э.Н. Вайнер. – Липецк: Изд-во Липецкого гос. пед. института, 1998. – 183 с.
Психология здоровья: учебник для вузов; под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - 607 с.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи