logo
сборник конференции по студ

Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс

Крамской Сергей Иванович, канд. соц. наук, профессор,

Кудряшов Василий Васильевич, к.п.н., доцент,

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Кудряшов Максим Васильевич, канд. соц. наук, доцент,

Белгородский государственный институт культуры и искусств

Актуальность проблемы молодежного насилия в современной России тесно связана с феноменом спорта и субкультур. Очевидно, что эти три феномена взаимосвязаны и довольно точно очерчивают проблемное поле насущных задач, стоящих как перед государством, так и перед научным сообществом.

Аспект формирования идентичности по линии «свой» - «чужой» тесно связан с насилием. Само же насилие во многом есть смысловой конструкт, обусловленный культурно. Культурные ориентиры, формируемые, в том числе, и в рамках субкультур, будут оказывать формирующее воздействие на восприятие насилия молодежи. Наряду с понятийной составляющей, указанная троичность проблемы обусловлена целым рядом обстоятельств, среди которых, прежде всего: антропологический фактор;социально-политическая ситуация.

Антропологический или культурно-антропологический фактор связан с тем, что современный человек живет в совершенно иных условиях, нежели это было в ХХ веке. Культурные и ценностные ориентации современного человека, в том числе и под влиянием информационных технологий, молодежных революций и молодежной контркультуры прошлого века, настолько изменили облик эпохи (в том числе, антропологический), что теоретики заговорили о постиндустриализме и постсовременности, постхристианстве и постчеловечестве. Соответственно молодому человеку в условиях нестабильности ценностей, отсутствии прочных традиций, сложно вырабатывать идентификационные механизмы, ограничивающие агрессию, насилие.

Актуальная социально-политическая ситуация также влияет на проблемную связь спорта и насилия молодежи. В настоящее время многие руководители не стремятся создавать «социальные лифты», не способствуют или даже препятствуют социальной мобильности, заменив ее созданием культурно-идеологических проектов, молодежь оказывается в наиболее неблагоприятных условиях. Ситуации максимума сил и минимума возможностей легального социального роста. Ведущей тенденцией в культуре становится развитие в альтернативных пространствах интернета или субкультурных формах. Спорт, прекратив свое массовое существование с эпохой модерна и поддержкой государства, стал элитарным, освободив место «околоспортивным» формам активности молодежи, продуцирующим новые формы социальности, культурной активности, но нередко сопряженные с экстремизмом и ксенофобией.

То, что касается спортивных субкультур в современной России, которая переживает не только политико-идеологический и экономический кризис, но и кризис спорта и культуры физкультуры и спорта, все эти сложнейшие процессы накладываются на отечественную почву и вызывают имитационные, подражательные, но также специфические формы спортивных субкультур.

Немаловажным является то, что спортивные субкультуры следует отличать от субкультуры околоспортивной, например футбольных и иных фанатов. И здесь специфику пространства спортивных субкультур определяет одежда. Так субкультуре байкеров, которых также относят к спортивным, свойственен специфический стиль одежды, отличающийся от одежды скейтеров или сноубордистов. Но в данном случае определяющим внешним также является и мотоцикл: «Современная субкультура байкеров воплотила в себе массовую философию «сильного свободного человека», отличного от оседлого обывателя или рядового «винтика» городской культуры (государства). Эта субкультура стала мифогенным (генерирующим миф) социальным пластом, а ее герои — знаковыми символами современной поп-культуры» [6]. Отсутствие понимания отличия самого спорта и околоспортивных субкультур, связанных с асоциальными проявлениями (футбольные фанаты как пример) довольно часто дискредитируют спорт и спортивные субкультуры в глазах общества. Соответственно, необходима разъяснительная работа, привлекающая молодежь к спорту, а не псевдо-спортивным формам.

В итоге субкультуры оказываются тем «экзистенциальным пространством», в котором молодой человек пытается хоть как-то сохранить свою самость, свою идентичность, выработать какой-то хронотопный экзистенциал, позволяющий стоически утверждать себя в рухнувшем мире, связать прошлое, настоящее и будущее не столько в пространстве повседневности, сколько в карнавальном мире субкультур. Спортивные субкультуры не только играют большую роль в формировании идентичности молодежи, но также содержат в себе мощный морально-нравственный потенциал. Ценности, формируемые спортом, ориентирует на высокие этические стандарты, которые, несмотря на все негативные аспекты, ориентируют на традиционные ценности и служат стабильности и воспроизводству культурных норм и стереотипов.

Спорт следует рассматривать также как сублимирующий механизм, который компенсирует недостаток социальной мобильности молодежи, поскольку позволяет реализоваться в социально признаваемой и одобряемой системе статусов и смыслов. Важно выявить и культивировать механизмы конвертирования этих достижений в другие, политические (привлечение спортсменов в политику), экономические (переход из спорта в бизнес структуры, связанные со спортом), административные (управленческая деятельность в сфере физической культуры спорта). Без отработки таких механизмов спорт останется во многом изолированным, спортивные субкультуры будут составлять периферию базовой культуры и предположительный путь их дальнейшего развития, контркультура и сфера асоциальности.

Список литературы