Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
Крамской Сергей Иванович, канд. соц. наук, профессор,
Кудряшов Василий Васильевич, к.п.н., доцент,
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Кудряшов Максим Васильевич, канд. соц. наук, доцент,
Белгородский государственный институт культуры и искусств
Актуальность проблемы молодежного насилия в современной России тесно связана с феноменом спорта и субкультур. Очевидно, что эти три феномена взаимосвязаны и довольно точно очерчивают проблемное поле насущных задач, стоящих как перед государством, так и перед научным сообществом.
Аспект формирования идентичности по линии «свой» - «чужой» тесно связан с насилием. Само же насилие во многом есть смысловой конструкт, обусловленный культурно. Культурные ориентиры, формируемые, в том числе, и в рамках субкультур, будут оказывать формирующее воздействие на восприятие насилия молодежи. Наряду с понятийной составляющей, указанная троичность проблемы обусловлена целым рядом обстоятельств, среди которых, прежде всего: антропологический фактор;социально-политическая ситуация.
Антропологический или культурно-антропологический фактор связан с тем, что современный человек живет в совершенно иных условиях, нежели это было в ХХ веке. Культурные и ценностные ориентации современного человека, в том числе и под влиянием информационных технологий, молодежных революций и молодежной контркультуры прошлого века, настолько изменили облик эпохи (в том числе, антропологический), что теоретики заговорили о постиндустриализме и постсовременности, постхристианстве и постчеловечестве. Соответственно молодому человеку в условиях нестабильности ценностей, отсутствии прочных традиций, сложно вырабатывать идентификационные механизмы, ограничивающие агрессию, насилие.
Актуальная социально-политическая ситуация также влияет на проблемную связь спорта и насилия молодежи. В настоящее время многие руководители не стремятся создавать «социальные лифты», не способствуют или даже препятствуют социальной мобильности, заменив ее созданием культурно-идеологических проектов, молодежь оказывается в наиболее неблагоприятных условиях. Ситуации максимума сил и минимума возможностей легального социального роста. Ведущей тенденцией в культуре становится развитие в альтернативных пространствах интернета или субкультурных формах. Спорт, прекратив свое массовое существование с эпохой модерна и поддержкой государства, стал элитарным, освободив место «околоспортивным» формам активности молодежи, продуцирующим новые формы социальности, культурной активности, но нередко сопряженные с экстремизмом и ксенофобией.
То, что касается спортивных субкультур в современной России, которая переживает не только политико-идеологический и экономический кризис, но и кризис спорта и культуры физкультуры и спорта, все эти сложнейшие процессы накладываются на отечественную почву и вызывают имитационные, подражательные, но также специфические формы спортивных субкультур.
Немаловажным является то, что спортивные субкультуры следует отличать от субкультуры околоспортивной, например футбольных и иных фанатов. И здесь специфику пространства спортивных субкультур определяет одежда. Так субкультуре байкеров, которых также относят к спортивным, свойственен специфический стиль одежды, отличающийся от одежды скейтеров или сноубордистов. Но в данном случае определяющим внешним также является и мотоцикл: «Современная субкультура байкеров воплотила в себе массовую философию «сильного свободного человека», отличного от оседлого обывателя или рядового «винтика» городской культуры (государства). Эта субкультура стала мифогенным (генерирующим миф) социальным пластом, а ее герои — знаковыми символами современной поп-культуры» [6]. Отсутствие понимания отличия самого спорта и околоспортивных субкультур, связанных с асоциальными проявлениями (футбольные фанаты как пример) довольно часто дискредитируют спорт и спортивные субкультуры в глазах общества. Соответственно, необходима разъяснительная работа, привлекающая молодежь к спорту, а не псевдо-спортивным формам.
В итоге субкультуры оказываются тем «экзистенциальным пространством», в котором молодой человек пытается хоть как-то сохранить свою самость, свою идентичность, выработать какой-то хронотопный экзистенциал, позволяющий стоически утверждать себя в рухнувшем мире, связать прошлое, настоящее и будущее не столько в пространстве повседневности, сколько в карнавальном мире субкультур. Спортивные субкультуры не только играют большую роль в формировании идентичности молодежи, но также содержат в себе мощный морально-нравственный потенциал. Ценности, формируемые спортом, ориентирует на высокие этические стандарты, которые, несмотря на все негативные аспекты, ориентируют на традиционные ценности и служат стабильности и воспроизводству культурных норм и стереотипов.
Спорт следует рассматривать также как сублимирующий механизм, который компенсирует недостаток социальной мобильности молодежи, поскольку позволяет реализоваться в социально признаваемой и одобряемой системе статусов и смыслов. Важно выявить и культивировать механизмы конвертирования этих достижений в другие, политические (привлечение спортсменов в политику), экономические (переход из спорта в бизнес структуры, связанные со спортом), административные (управленческая деятельность в сфере физической культуры спорта). Без отработки таких механизмов спорт останется во многом изолированным, спортивные субкультуры будут составлять периферию базовой культуры и предположительный путь их дальнейшего развития, контркультура и сфера асоциальности.
Список литературы
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи