logo
сборник конференции по студ

Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом

Соколов Н.Г., заведующий кафедрой физической культуры,доцент, канд.пед.наукСанкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет

Проблемы выступления российских спортсменов на зимней Олимпиаде в Ванкувере (2010 год) возникли не только из-за раздробленности в руководстве между Министерством спорта, Олимпийским комитетом и спортивными федерациями. В настоящее время не отвечает интересам спорта и действующая в стране система подготовки спортивного резерва, отсутствие качественной тренировочной базы и диспропорции в материально-техническом обеспечении отдельных видов спорта.

Существующие проблемы относятся и к студенческому спорту, который является плацдармом для спорта высших достижений.

В последнее время российский студенческий спорт был успешно представлен на крупнейших международных турнирах. Так, в 2007 году в Бангкоке (Таиланд) на XXIV летней Всемирной Универсиаде члены студенческой сборной команды России завоевали 28 золотых, 27 серебряных и 37 бронзовых медалей, в итоге заняв I общекомандное место. Также I место было занято на Универсиаде в Сербии в 2009 году. На Всемирной летней Универсиаде 2011 года в Шэньижэне (Китай) студенты сборной России заняли 2 общекомандное место в медальном зачете с результатом в 42 золотые, 45 серебряных и 45 бронзовых медалей, уступив только команде Китая (соответственно 75, 39, 31 медали).

Также большой победой России в целом, и Российского студенческого спортивного союза (РССС) в частности, завершилась борьба за место проведения XXVII летней Всемирной Универсиады 2013 года. В результате местом проведения этой Универсиады стала столица республики Татарстан Российской Федерации – город Казань.

Таким образом, в ближайшие годы в России пройдет несколько соревнований крупного международного масштаба: 2013 г. – летняя Всемирная Универсиада (г. Казань); 2014 г. – зимние Олимпийские игры (г. Сочи); 2015 г. – чемпионат мира по плаванию (г. Москва); 2016 г. – чемпионат мира по хоккею (г.г. Москва и Санкт-Петербург); 2018 г. – чемпионат мира по футболу (12 городов России). На этих соревнованиях российские спортсмены должны показать, что наша страна умеет побеждать. Но для этого необходимо модернизировать существующую систему управления спортом, подготовку к соревнованиям спортсменов, организацию проведения турниров и других спортивных мероприятий.

В мире все больше укореняется мнение, что разграничение спорта высших достижений на любительский и профессиональный весьма условно и прежде всего это связано с нарастающими процессами коммерциализации спорта. В сфере физкультурно-спортивной деятельности наряду с развитой рыночной структурой существуют значительные по размерам государственный и общественный секторы. Поэтому и экономические отношения в данной области непосредственно формируются под воздействием принципов смешанной экономики и имеют свою специфику.

В экономические отношения в области студенческого спорта активно включается государство, которое непосредственно заинтересованно в развитии таких отношений и их всемерной поддержке. Государство таким образом стимулирует спрос на рынках спортивной индустрии и спортивной продукции, а также способствует расширению предложений в этой области. Реализуется государственная поддержка студенческого спорта посредством оказания помощи спортивной индустрии и предпринимательству в области спортивных отношений как в форме налоговых и иных льгот, так и в форме прямого финансирования из бюджетов всех уровней.

Роль государственного сектора в области студенческого спорта предполагает бюджетное финансирование следующих направлений деятельности: - разработка законодательства в сфере физической культуры и спорта, и в частности, студенческого спорта; -организация государственной системы физического воспитания и подготовки специалистов; - научные исследования, предусмотренные государственными программами; - подготовка и выступление национальных студенческих сборных страны под государственным флагом; - строительство и реконструкция спортивных сооружений и объектов; - создание единой государственной системы информационного обеспечения; - разработка государственных программ развития физической культуры и спорта в вузах.

В современной российской практике экономические отношения на рыночной основе в физической культуре и спорте в целом, и в студенческом спорте, в частности, только начинают формироваться; в стадии становления находится индустрия спорта, спортивного предпринимательства, спортивного туризма и их инфраструктуры. В области спортивной инфраструктуры в последние годы наметились значительные позитивные сдвиги: в течение последних лет сформировалась целая отрасль производства, базирующаяся на спортивно-массовых мероприятиях. Возникла комплексная система фирм, специализирующихся на: поиске отечественных и зарубежных спортсменов, клубов, сборных команд; предоставлением спортсменам и тренерам сервисных услуг в зарубежных поездках; страхования спортсменов и т.д. Современная спортивная индустрия включает в себя сферу производства одежды, обуви, инвентаря, тренажеров и аксессуаров. Как отдельные компоненты спортивной индустрии можно выделить информационно-спортивный бизнес (специализированные радио- и телеканалы, информационные агентства, спортивные издательства и т.п.) и бизнес на спортивных сооружениях (стадионы, бассейны, спорткомплексы, тренировочные залы). По своей сути бизнес очень похож на спорт: в основе предпринимательской деятельности также лежат соревновательность и конкуренция, соперничество индивидов и коллективов. Мотивом деятельности как в спорте, так и в бизнесе является желание участников конкуренции победить, самовыразиться, доказать себе и другим свою значимость, завоевать уважение окружающих и коллег. Спорт и бизнес, таким образом, тесно связаны друг с другом, имеют аналогичную мотивацию и движущие силы. Спортивный бизнес удовлетворяет такие жизненно важные потребности людей, как стремление к физической активности и долголетию, здоровью и общению, развлечению и содержательному проведению досуга. В отличие от прочих видов предпринимательской деятельности спортивный бизнес выполняет социально значимую роль в противостоянии чрезмерному употреблению алкоголя и табака, в борьбе с вредными привычками и малоподвижным образом жизни что особенно актуально в студенческой среде.

Сфера спортивного бизнеса вовлекает в свою орбиту миллионы людей, которые восстанавливают свой трудовой и экономический потенциал, активно отдыхают и переключаются на иные виды деятельности, получают новые знания и умения в части двигательной активности, рационального питания, ведения здорового образа жизни.

Таким образом, основным социально-экономическими проблемами развития и управления студенческим спортом являются: - недостаточные объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях; - снижение показателей здоровья в физическом развитии большого количества студентов; - отсутствие преемственности программ физического воспитания в учреждениях образования различных типов и видов;- несоответствие в большинстве случаев современным требованиям учебно-материальной базы по физической культуре и спорту в вузах; - наличие государственных образовательных учреждений, к которых отсутствуют спортивные залы, тренажерные залы, бассейны, стадионы, полосы препятствий и т.д.;- недостаточная обеспеченность программ развития физической культуры и спорта среди студентов необходимым финансированием, методическим и информационным обеспечением.

Сфера студенческого спорта нуждается в системных переменах. Система управления развитием студенческого спорта должна строиться на целостной системе мер, направленных на качественную физкультурно-спортивную подготовку студентов. Деятельность законодательных, исполнительных органов власти и общественных организаций в сфере студенческого спорта должна быть скоординирована на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и обеспечивать концентрацию на приоритетных направлениях его развития, применения эффективных способов их решения, использования конкурентных механизмов финансирования физкультурно-спортивных программ.