Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
Шубин Ю.К., аспирант Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта
Григорьев В.И., заведующий кафедрой физического воспитания
Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
доктор педагогических наук, профессор
Одним из важнейших условий интеграции отечественной системы высшего профессионального образования в европейское образовательное пространство является обоснование критериев управления качеством учебного процесса. Поскольку высшая школа является базовым механизмом воспроизводства целостной системы образования, науки и технологии, именно качество образования определяется программными документами ЮНЕСКО как приоритетное направление развития культуры. Физическое воспитание студентов становится в этом образовательном поле стратегической областью, а его качество – национальным достоянием. Предпринятая попытка решения этой проблемы в рамках «Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года» и требований Федерального стандарта ВПО третьего поколения стимулирует новый виток инновационного развития физической культуры.
Актуальность исследования проблемы использования балльно-рейтинговой системы контроля (далее БРК) с целью управления качеством физической культуры студентов обусловлена недостаточной эффективностью используемых традиционных методов педагогического контроля, их субъективизмом, ограниченностью при формировании навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности. Содержание БРК определяется как совокупность правил, алгоритмов методических указаний и соответствующего математического аппарата, обеспечивающего обработку больших массивов информации по параметрам индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности и текущего состояния студентов.
Представляется, что исследование содержания и функций БРК, выявление связей между двигательной активностью и динамикой прироста двигательных способностей, позволит найти пути повышения эффективности управления качеством физической культуры в вузе.
Стратегическим ориентиром осуществляемой модернизации физического воспитания в вузе является качество учебного процесса, обеспечивающее высокие темпы физической подготовленности, гармонию телесного, интеллектуального и духовного развития студентов. Качество физического воспитания – сбалансированное соответствие характеристик учебного процесса и его инфраструктуры модельным параметрам. В модель «качества» входят самые разные параметры: его соответствие требованиям государственного образовательного стандарта, динамика физического развития и подготовленности, уровень методического обеспечения учебного процесса; оснащенность залов спортивным оборудованием и их доступность.
Представляется, что исследование содержания и функций БРК, выявление связей между двигательной активностью и динамикой прироста двигательных способностей, позволит найти пути повышения эффективности учебного процесса, обеспечит более глубокое понимание специфики организации учебного процесса, раскрытие их эмпирических смыслов.
В результате исследований выявлены характеристики, позволяющие различать функции традиционно используемого педагогического контроля и инновационного по свойствам – БРК. В основе различий лежит процесс инновационного преобразования контрольных функций, связанных с диверсификацией используемых средств, методов, организационных форм физкультурно-спортивной деятельности, усилением процессов самоуправления двигательной активностью.
Инновациионность функций рейтингового контроля проявляется в том, что он обеспечивает сквозную целевую направленность физического воспитания на основе адресных педагогических воздействий на потребностно-мотивационную, двигательную и функциональную системы студентов. Поэтому он может быть использован как инструмент системного менеджмента физкультурно-спортивной деятельности студентов. В отличие от педагогического контроля, он охватывает более сложную совокупность качественных параметров физкультурно-спортивной деятельности, их потребности и мотивацию, а также важных свойств объекта, образующих собственные смысловые таксоны инноваций – иерархические группы диагностических средств и методов, оцениваемых рейтинговыми баллами. В сравнении с традиционной методикой контроля технология БРК обладает следующими особенностями:
– последовательно проводится предварительный (исходный), текущий (промежуточный и рубежный) и итоговый БРК, позволяющий определить индивидуальный рейтинг студента и в динамике оценить эффективность учебного процесса;
– результаты текущего контроля используются в процессе обучения как функции «обратной связи», используемые в коррекции физкультурно-спортивной деятельности;
– развернутая процедура оценки результатов педагогической деятельности преподавателя кафедры физической культуры, обеспечивают высокую информативность и надежность БРК;
– БРК удовлетворяет требованиям содержательной и конструктивной валидности (соответствие форм и цели);
– технологии БРК реализуют контрольную, мотивационную, регулирующую и воспитательную функции;
– БРК помогает развивать у студентов навыки и умения самоконтроля в физкультурно-спортивной деятельности.
При проведении БРК осуществляется многопараметрическая регистрация и оценка педагогических и социально-психологических показателей, характеризующих динамику формирования личности, оценку физического развития и подготовленности. Это позволяет решать следующие задачи:
– проведение систематического контроля и аудита результатов учебной деятельности, успешности обучения и соответствия уровня знаний, умений и навыков требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
– совершенствование учебного процесса по физической культуре;
– стимулирование систематической самостоятельной работы студентов;
– активизация деятельности преподавателей кафедры по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения;
– обеспечение «прозрачности» результатов учебного труда и самооценки студентов.
Это позволяет сделать заключение, что БРК более эффективен в мониторинге физического развития и подготовленности студентов, их интересов и потребностей. Он позволяет отслеживать темпы индивидуального прироста регистрируемых переменных, поскольку каждый последовательный этап развития можно сопоставить с некой иерархической ступенью физического развития и подготовленности.
Использование результатов БРК с целью коррекции содержания учебного процесса способствует достижению сбалансированного соответствия широкого спектра характеристик физкультурно-спортивной деятельности студентов модельным параметрам. Он позволяет более эффективно воздействовать на программу двигательной активности студентов, определяющую динамику изменения физиологических (биоэнергетических) систем организма, в их ментальной и эмоциональной сферах. Это предусматривает внесение корректив в целевые ориентиры моторно-исполнительных действий, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные аспекты моторики.
Обобщение накопленного опыт показывает, что внедрение в учебный процесс БРК позволяет объективно оценить меру удовлетворенности студентов содержанием учебных занятий, оценить динамику их физического развития и подготовленности, уровень методического сопровождения учебного процесса и пр. Из этого следует, что интеграция БРК связана с созданием необходимых условий для самореализации, саморазвития личности, формирования индивидуального стиля физкультурно-спортивной деятельности.
Многообразие функций и целей БРК, его интегративный характер определяет главную цель его применения в учебном процессе – повышение активности студентов в реализации целей и задач физкультурного образования на основе диверсификации используемых средств. При анализе информации целесообразно использовать процессный подход, опирающийся на информационные технологии – Work Flow и Enterprise Application Integration, EAI. В условиях сервис-ориентированной архитектуры контроля (Service-Oriented Architecture, SOA) формируется информационная база моделирования процессов физической подготовки (простой – Basic, имитационного моделирования двигательной активности – Advanced).
Достигаемая при использовании БРК технологизация в широком смысле – это организация сбалансированной по организационным, материальным, информационным и кадровым ресурсам, эффективно развивающейся системы физической культуры, отвечающей современным запросам студентов.
Гармонизация содержания физкультурно-спортивной деятельности студентов под воздействием БРК прослеживаются по важнейшим системообразующим признакам, включая:
– преодоление унификации содержания физического воспитания путем диверсификации физкультурно-спортивной практики, использования дистантных обучающих программ, обеспечивающих трансфер информационных ресурсов;
– соответствие физических нагрузок онтогенетическим, морфофункциональным и психофизическим особенностям студентов при формировании спортивно ориентированных стереотипов поведения;
– качественную однородность и гибкость учебно-воспитательного процесса.
Решение этой задачи основано на использовании совокупности контрольных точек, обеспечивающих сопоставление текущих, конечных и отдаленных результатов педагогического воздействия на рейтинг физической культуры студентов.
Рассмотрение перспектив интеграции БРК в физическую культуру студентов дает основания для определенного оптимизма на повышение эффективности учебного процесса. Рост научного и практического интереса к БРК ставит задачи более высокого уровня – мониторинга всех изменений физкультурно-спортивной деятельности студентов, педагогически целесообразного управления инновационными изменениями и развитием. Решение этих вопросов выходит за рамки частно-прикладной проблематики и становится в ряд проблем жизнеобеспечения системы физкультурного образования студентов.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи