Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
Клычкова О.В. преподаватель, Свириденко А.В. старший преподаватель
Волгоградский государственный технический университет, Федорихин В.В. старший преподавательВолгоградский государственный архитектурно - строительный университет
Поиску новых подходов к быстрому восстановлению работоспособности спортсменов посвящено немало работ специалистов. В то же время лишь незначительная часть подобных исследований адаптируется с учебно-тренировочным процессом, особенно не физкультурного вуза. Отсюда следует, что избранная тема весьма актуальна.
Занятия спортом подразумевают выполнение спортсменами физических нагрузок различной направленности, интенсивности и продолжительности. В определенный период выполнения работы начинается процесс утомления, когда снижаются функциональные возможности организма. При этом наступает усталость, при которой спортсмен оказывается не в состоянии выполнять упражнения с заданным уровнем интенсивности и качества техники или вынужден вообще прекратить упражнения.
После прекращения физических упражнений в организме происходят изменения, повышающие функциональные возможности систем, которые принято называть восстановлением. При этом организм не просто возвращается в исходное состояние, но происходит повышение функциональных его возможностей, соответственно повышается работоспособность организма.
В спортивной практике используют три группы средств восстановления: педагогические, психологические и медико-биологические.
Педагогические средства восстановления являются составной и неотъемлемой частью тренировочного процесса, они должны учитываться при планировании, как отдельного тренировочного занятия, так и недельных микроциклов, годичного и многолетнего периодов тренировки. В основе педагогических средств восстановления лежит оптимизация тренировочных нагрузок при рациональном соотношении интервалов тренировок и отдыха, использовании различных форм активного отдыха, переключении с одного вида деятельности на другой.
Широкое распространение в последние годы получили психологические методы и средства восстановления. С помощью психологических воздействий удается значительно снизить нервно-психическое напряжение, устранить состояние психической угнетенности, восстановить затраченную нервную энергию, сформировать индивидуальную установку на эффективное выполнение тренировочных и соревновательные нагрузок, довести до предельных значений индивидуальные функциональные возможности спортсменов.
В предварительном исследовании мы выявили, что в условиях групповых занятий одинаковые тренировочные задания по-разному влияют на организм отдельных легкоатлетов, что объясняется неодинаковым уровнем их подготовленности, уровнем текущего функционального состояния и объемом компенсаторно-приспособительных реакций функциональных систем, обеспечивающих выполнение мышечной работы. Это затрудняет управление тренировочным процессом и снижает его эффективность. В связи с этим актуальным является вопрос дифференцированного применения средств восстановления как неотъемлемой части педагогического процесса.
С этой целью нами были разработаны и использовались комплексы восстановительных средств на основании полученных результатов предварительного исследования по изучению динамики функционального состояния студентов-легкоатлетов в недельных микроциклах. В комплексы были включены следующие виды восстановительных средств: гидропроцедуры – теплый душ (ТД), горячий душ (ГД), контрастный душ (КД), ножные ванны (НВ); различные виды спортивного массажа – само-массаж; банные процедуры – кратковременная баня; дыхательные упражнения; аутогенная тренировка.
Под наблюдением находились 20 студентов (юношей в возрасте 17-20 лет), спортивного отделения специализирующиеся в спринтерском беге со спортивной квалификацией II – I спортивных разрядов. В эксперименте использовали комплексы восстановительных мероприятий основанных на динамике функционального состояния спортсмена. В ходе его определялось функциональное состояние спортсменов: адаптация к физическим нагрузкам контролировалась временем восстановления частоты пульса (уд/мин) после пробега 30 метровой дистанции, способностью сохранению результатов до конца тренировки, готовность к повторному бегу и самочувствию: желание продолжить или окончить тренировку частые сердцебиение, боль в мышцах и т.д. Результаты эксперимента позволили выявить 4 уровня кратковременной адаптации.
Высокий – время пробега дистанции (с) и ЧП у испытуемых обеих групп по сравнению с началом тренировки уменьшалась.Выше среднего – уменьшение времени бега, сопровождалось увеличением ЧП.Средний – время бега увеличивалось, показатели ЧП снижались у испытуемых этих уровней, жалоб не поступало.Низкий – наблюдалось одновременное увеличение времени бега и ЧП, бегуны жаловались на учащение сердцебиения (тахикардию), одышку и изъявляли желание прекратить занятие. Эффективность восстановительных мероприятий мы оценивали, сопоставляя исходные данные с результатами, полученными в начале и конце тренировочного периода. Кроме того, мы определяли реакцию спортсмена на “ударные” тренировочные нагрузки и после дня отдыха, т. е. наблюдали за переносимостью тренировочных нагрузок. В ходе проведенных восстановительных мероприятий у легкоатлетов-спринтеров в большей мере повысились темпы восстановительных процессов и уровень изучаемых показателей. Все это, а также субъективные данные спортсменов, свидетельствовали о значительном улучшении функционального состояния и повышении работоспособности легкоатлетов в тренировочном и предсоревновательном периоде. Наряду с этим применение восстановительных средств обеспечивало оптимизацию функционального состояния и спортивной работоспособности легкоатлетов на протяжении всех мезоциклов. Положительные сдвиги со стороны восстановительных процессов наблюдались вовремя ближайшего восстановительного периода. На это указали, более высокие по сравнению с предварительным исследованием темпы восстановления изучаемых показателей. Необходимо особенно отметить, что наиболее отчетливо это проявилось на всем тренировочном периоде и при подготовке к соревнованиям (в скобках указываются данные, полученные в предварительном исследовании). Результаты исследования показали, что втягивающем мезоцикле функциональное состояние организма студентов легкоатлетов на достаточно высоком уровни: высокий уровень кратковременной адаптации - 70%, а выше среднего уровень кратковременной адаптации - 30% (высокий уровень кратковременной адаптации - 50%, выше среднего уровень кратковременной адаптации - 40%, средний уровень кратковременной адаптации -10%). В первом базовом мезоцикле тренировка носила силовой характер, и были получены следующие результаты: высокий уровень кратковременной адаптации - 45%, выше среднего уровня уровень кратковременной адаптации - 55% (высокий уровень кратковременной адаптации - 35 %, выше среднего уровня уровень кратковременной адаптации - 50 %,средний уровень кратковременной адаптации -15 %). Во втором базовом мезоцикле тренировка носила скоростно-силовой характер: высокий уровень кратковременной адаптации - 30%, выше среднего уровня уровень кратковременной адаптации - 50%, средний уровень кратковременной адаптации - 20 % (высокий уровень кратковременной адаптации - 22,5 %, выше среднего уровень кратковременной адаптации - 45 %, средний уровень кратковременной адаптации - 25,5 %, низкий уровень кратковременной адаптации - 7 %). В третьем базовом мезоцикле работа была направлена на развитие скоростных способностей, так высокий уровень кратковременной адаптации составил - 35 %, выше среднего уровень кратковременной адаптации - 52,5 %, средний уровень кратковременной адаптации - 12,5 % (высокий уровень кратковременной адаптации - 15 %, выше среднего уровень кратковременной адаптации - 32,5 %, средний уровень кратковременной адаптации - 32,5 %, низкий уровень кратковременной адаптации - 20%). И в предсоревновательном мезоцикле была следующая картина: высокий уровень кратковременной адаптации- 45 %, выше среднего уровень кратковременной адаптации - 38 %, средний уровень кратковременной адаптации - 17 % (высокий уровень кратковременной адаптации - 10 %, выше среднего уровень кратковременной адаптации- 20 %, средний уровень кратковременной адаптации - 42,5 %, низкий уровень кратковременной адаптации - 27,5 %). Средства восстановления оказывают положительное влияние на эффективность восстановительных процессов в целом в группах с низким и средним уровнем кратковременно адаптации, что позволяет рекомендовать использование указанных средств восстановления в учебно-тенировочном процессе для повышения работоспособности студентов занимающихся в группах спортивного отделения.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи