logo
сборник конференции по студ

Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов

Клычкова О.В. преподаватель, Свириденко А.В. старший преподаватель

Волгоградский государственный технический университет, Федорихин В.В. старший преподавательВолгоградский государственный архитектурно - строительный университет

Поиску новых подходов к быстрому восстановлению работоспособности спортсменов посвящено немало ра­бот специалистов. В то же время лишь незначительная часть подобных исследований адаптируется с учебно-тре­нировочным процессом, особенно не физкультурного вуза. Отсюда следует, что избранная тема весьма актуальна.

Занятия спортом подразумевают выполнение спортсменами физических нагрузок различной направленности, ин­тенсивности и продолжительности. В определенный период выполнения работы начинается процесс утомле­ния, когда снижаются функциональные возможности орга­низма. При этом наступает усталость, при которой спортсмен оказывается не в состоянии вы­полнять упражнения с заданным уровнем интенсивности и качества техники или вынужден вообще прекратить уп­ражнения.

После прекращения физических упражнений в орга­низме происходят изменения, повышающие функциональ­ные возможности систем, которые принято называть вос­становлением. При этом организм не просто возвращается в исходное состояние, но происходит повышение функ­циональных его возможностей, соответственно повыша­ется работоспособность организма.

В спортивной практике используют три группы средств восстановления: педагогические, психологические и медико-биологические.

Педагогические средства восстановления являются со­ставной и неотъемлемой частью тренировочного процес­са, они должны учитываться при планировании, как от­дельного тренировочного занятия, так и недельных микроциклов, годичного и многолетнего периодов тре­нировки. В основе педагогических средств восстановле­ния лежит оптимизация тренировочных нагрузок при рациональном соотношении интервалов тренировок и от­дыха, использовании различных форм активного отдыха, переключении с одного вида деятельности на другой.

Широкое распространение в последние годы получи­ли психологические методы и средства восстановления. С помощью психологических воздействий удается значи­тельно снизить нервно-психическое напряжение, устра­нить состояние психической угнетенности, восстановить затраченную нервную энергию, сформировать индиви­дуальную установку на эффективное выполнение трени­ровочных и соревновательные нагрузок, довести до пре­дельных значений индивидуальные функциональные возможности спортсменов.

В предварительном исследовании мы выявили, что в условиях групповых занятий одинаковые тренировочные задания по-разному влияют на организм отдельных легкоатлетов, что объясняется неодинаковым уровнем их подготовленности, уровнем текущего функционального состояния и объемом компенсаторно-приспособительных реакций функциональных систем, обеспечивающих выполнение мышечной работы. Это затрудняет управление тренировочным процессом и снижает его эффективность. В связи с этим актуальным является вопрос дифференцированного применения средств восстановления как неотъемлемой части педагогического процесса.

С этой целью нами были разработаны и использовались комплексы восстановительных средств на основании полученных результатов предварительного исследования по изучению динамики функционального состояния студентов-легкоатлетов в недельных микроциклах. В комплексы были включены следующие виды восстановительных средств: гидропроцедуры – теплый душ (ТД), горячий душ (ГД), контрастный душ (КД), ножные ванны (НВ); различные виды спортивного массажа – само-массаж; банные процедуры – кратковременная баня; дыхательные упражнения; аутогенная тренировка.

Под наблюдением находились 20 студентов (юношей в возрасте 17-20 лет), спортивного отделения специализирующиеся в спринтерском беге со спортивной квалификацией II – I спортивных разрядов. В эксперименте использовали комплексы восстановительных мероприятий основанных на динамике функционального состояния спортсмена. В ходе его определялось функциональное состояние спортсменов: адаптация к физическим нагрузкам контролировалась временем восстановления частоты пульса (уд/мин) после пробега 30 метровой дистанции, способностью сохранению результатов до конца тренировки, готовность к повторному бегу и самочувствию: желание продолжить или окончить тренировку частые сердцебиение, боль в мышцах и т.д. Результаты эксперимента позволили выявить 4 уровня кратковременной адаптации.

Высокий – время пробега дистанции (с) и ЧП у испытуемых обеих групп по сравнению с началом тренировки уменьшалась.Выше среднего – уменьшение времени бега, сопровождалось увеличением ЧП.Средний – время бега увеличивалось, показатели ЧП снижались у испытуемых этих уровней, жалоб не поступало.Низкий – наблюдалось одновременное увеличение времени бега и ЧП, бегуны жаловались на учащение сердцебиения (тахикардию), одышку и изъявляли желание прекратить занятие. Эффективность восстановительных мероприятий мы оценивали, сопоставляя исходные данные с результатами, полученными в начале и конце тренировочного периода. Кроме того, мы определяли реакцию спортсмена на “ударные” тренировочные нагрузки и после дня отдыха, т. е. наблюдали за переносимостью тренировочных нагрузок. В ходе проведенных восстановительных мероприятий у легкоатлетов-спринтеров в большей мере повысились темпы восстановительных процессов и уровень изучаемых показателей. Все это, а также субъективные данные спортсменов, свидетельствовали о значительном улучшении функционального состояния и повышении работоспособности легкоатлетов в тренировочном и предсоревновательном периоде. Наряду с этим применение восстановительных средств обеспечивало оптимизацию функционального состояния и спортивной работоспособности легкоатлетов на протяжении всех мезоциклов. Положительные сдвиги со стороны восстановительных процессов наблюдались вовремя ближайшего восстановительного периода. На это указали, более высокие по сравнению с предварительным исследованием темпы восстановления изучаемых показателей. Необходимо особенно отметить, что наиболее отчетливо это проявилось на всем тренировочном периоде и при подготовке к соревнованиям (в скобках указываются данные, полученные в предварительном исследовании). Результаты исследования показали, что втягивающем мезоцикле функциональное состояние организма студентов легкоатлетов на достаточно высоком уровни: высокий уровень кратковременной адаптации - 70%, а выше среднего уровень кратковременной адаптации - 30% (высокий уровень кратковременной адаптации - 50%, выше среднего уровень кратковременной адаптации - 40%, средний уровень кратковременной адаптации -10%). В первом базовом мезоцикле тренировка носила силовой характер, и были получены следующие результаты: высокий уровень кратковременной адаптации - 45%, выше среднего уровня уровень кратковременной адаптации - 55% (высокий уровень кратковременной адаптации - 35 %, выше среднего уровня уровень кратковременной адаптации - 50 %,средний уровень кратковременной адаптации -15 %). Во втором базовом мезоцикле тренировка носила скоростно-силовой характер: высокий уровень кратковременной адаптации - 30%, выше среднего уровня уровень кратковременной адаптации - 50%, средний уровень кратковременной адаптации - 20 % (высокий уровень кратковременной адаптации - 22,5 %, выше среднего уровень кратковременной адаптации - 45 %, средний уровень кратковременной адаптации - 25,5 %, низкий уровень кратковременной адаптации - 7 %). В третьем базовом мезоцикле работа была направлена на развитие скоростных способностей, так высокий уровень кратковременной адаптации составил - 35 %, выше среднего уровень кратковременной адаптации - 52,5 %, средний уровень кратковременной адаптации - 12,5 % (высокий уровень кратковременной адаптации - 15 %, выше среднего уровень кратковременной адаптации - 32,5 %, средний уровень кратковременной адаптации - 32,5 %, низкий уровень кратковременной адаптации - 20%). И в предсоревновательном мезоцикле была следующая картина: высокий уровень кратковременной адаптации- 45 %, выше среднего уровень кратковременной адаптации - 38 %, средний уровень кратковременной адаптации - 17 % (высокий уровень кратковременной адаптации - 10 %, выше среднего уровень кратковременной адаптации- 20 %, средний уровень кратковременной адаптации - 42,5 %, низкий уровень кратковременной адаптации - 27,5 %). Средства восстановления оказывают положительное влияние на эффективность восстановительных процессов в целом в группах с низким и средним уровнем кратковременно адаптации, что позволяет рекомендовать использование указанных средств восстановления в учебно-тенировочном процессе для повышения работоспособности студентов занимающихся в группах спортивного отделения.