Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
П.П. Тиссен, руководитель Института физической культуры и спорта
Оренбургского государственного педагогического университета, к.п.н. доцент,Н.В. Сократов, заведующий кафедрой медицины и безопасности
жизнедеятельности Института физической культуры и спорта
Оренбургского государственного педагогического университета, д.м.н., профессор
Использование всевозможных движений для оздоровления подрастающего поколения является одним из основных методов коррекции здоровья. Нами предложена модель использования кинезотерапии, как фактора формирования здоровья детей, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения.Такая модель предполагает ее использование в различных образовательных учреждениях не зависимо от возраста детей с целью профилактики и коррекции адаптационных возможностей организма ребенка. Оптимизация двигательной активности предполагает использование занятий по хореографии, построенных в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами в целях привития детям основных двигательных навыков: ловкости, точности, ритмичности, артистичности и других, навыков правильного дыхания. Гармонизация психо-эмоционального состояния подразумевает использование в ходе хореографических занятий музыкальных произведений, подобранных в соответствии с оздоровительными возможностями музыки. Правильно подобранное музыкальное произведение будет способствовать формированию психической устойчивости, эмоциональной лабильности, возможности адекватного реагирования на любую жизненную ситуацию, развитию музыкального воображения и креативности. Формирование устойчивых форм мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни предполагает обучение детей навыкам самооздоровления, основным гигиеническим знаниям, навыкам закаливания, основам рационального питания, правильному режиму дня и другим, которые способствуют становлению ответственного отношения к личному здоровью, здоровью окружающих и окружающей среде, как его фактору.
Сами занятия музыкально-хореографическим искусством необходимо строить с соблюдением определенных принципов. Прежде всего, это касается допустимой физической нагрузки. В зависимости от интенсивности и длительности физической нагрузки ее разделяют на максимальную, субмаксимальную, большую и умеренную. Для детей, не подготовленных, начавших заниматься хореографией, можно использовать нагрузки только умеренной мощности. Усложнение условий выполнения упражнений, связанное с усилением скорости, темпа, ритма, с дополнением необычных сочетаний и т.п., возможно только после того, как хорошо изучено и усвоено предыдущее действие. Следует контролировать и такие компоненты нагрузки, как длительность и интенсивность упражнений, т.е. количество повторений тех или иных движений и времени отдыха между ними. К физическим нагрузкам организм адаптируется, но адаптация наступает не ранее, чем через 1-2 месяца после начала занятий и только в случае соблюдения требований, основное из которых постепенное вхождение в нагрузку. Поэтому следует соблюдать принцип этапности при нормировании нагрузки. Кроме того занятия танцами способствуют коррекции определенных физиологических показателей. Например, используя специальные упражнения, включенные в элементы танца можно развивать антропометрические показатели (жизненная емкость легких, рост, вес и т.д.), а также проводить коррекцию нарушений опорно-двигательной системы ребенка (искривление осанки, плоскостопие и т.п.). При подборке физических упражнений и оценке эффективности коррекционных мероприятий особое внимание уделяется характеристике двигательных функций (тонус, сила мышц, объем активных движений, походка). Поэтому кинезотерапия направлена, прежде всего на восстановление объема движений, нормализацию мышечного тонуса, укреплению ослабленных мышц, увеличению скорости движений, улучшению равновесия и точности движений.
В процессе клинической апробации комплекса кинезотерапии преимущественно использованы следующие группы упражнений: 1) упражнения, увеличивающие амплитуду движений: пассивные, активно-ассистируемые, простые активные, активные упражнения, такие как игра или функциональная активность;2) укрепляющие упражнения для отдельных групп мышц, для улучшения общего состояния, игры и некоторые виды повседневной деятельности.
Основную группу составляют укрепляющие упражнения для отдельных групп мыши (эффективнее начинать с мышц- разгибателей предплечья и кисти, на нижней конечности - с мышц - сгибателей голени и разгибателей стопы). Эти упражнения, направленные на укрепление силы, используются на протяжении всего курса кинезотерапии. Они предназначены для тренировки мышц - в основном в форме движений с оптимальным сопротивлением (изометрические упражнения). При проведении кинезотерапии используется индивидуальный подход, рассчитанный на длительный, настойчивый, непрерывный процесс научно обоснованной тренировки различных функций, и, прежде всего двигательной системы.
Необходимо отметить, что кинезотерапия наиболее эффективна при сочетании с музыкотерапией. Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста, пола и от уровня здоровья. Музыкотерапию можно использовать как в сочетании с кинезотерапией так и отдельно. Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. При условии профессионального использования музыки педагогами, соблюдении определенного дозирования, меры, музыкальное искусство способно благотворно влиять на организм ребенка.
Научно-обоснованная и разработанная модель сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста была апробирована на базе дошкольного образовательного учреждения г. Оренбурга, где дети экспериментальной группы получали весь комплекс оздоровительных мероприятий по реализации разработанных элементов модели эстетотерапии. Эффективность функционирования данной методики определялась по следующим критериям: адаптация к учебно-воспитательному процессу, физическое развитие, состояние здоровья, уровня нервно-психического развития в динамике трехлетнего наблюдения.
Соматическое здоровье дошкольников определялось по уровню функционирования систем, интегральным показателем которого являлся уровень адаптированное. Адаптированность воспитанников была проанализирована по уровню адаптации (на основании метода математического анализа сердечного ритма, в частности индекса напряжения регуляторных систем организма), а также при исследовании функционального состояния основных систем организма
Оценка уровня гармоничности физического развития дошкольников экспериментальной и контрольной групп показала, что уже в начале исследовании и возрасте 4,5 лет не определялись существенные различия в процентном соотношении дошкольников с гармоничным развитием (Г) 30,6% и 28,4% соответственно в экспериментальной и контрольной группе, с дисгармоничным развитием (ДГ) в контрольной группе - 50,8%, в экспериментальной -56,6%, с дисгармоничным (РДГ) развитием в контрольной группе - 20,8%, в экспериментальной - 16,8%. В динамике 3-х летнего наблюдения происходит увеличение количества детей с гармоничным физическим развитием в обеих группах и уменьшение с дисгармоничным (ДГ) и резко дисгармоничным (РДГ) развитием. В возрасте 5,5 лет в экспериментальной группе количество детей с гармоничным развитием увеличилось в 2,1 раза, уменьшилось число детей с дисгармоничным развитием в 1,8 раза, произошло снижение показателя по резкодисгармоничному развитию в 3,3 раза, в то время, как в контрольной группе количество детей с гармоничным развитием уменьшилось в 1,3 раза, увеличилось количество дошкольников с дисгармоничным развитием в 1,1 раза, увеличилось количество детей с резкодисгармоничным развитием в 1,2 раза. За период 3-х летнего применения эстетотерапии отмечается интенсификация процесса физического развития в экспериментальной группе, и в возрасте 6,5 лет обнаруживается преобладание детей с гармоничным физическим развитием в сравнении с контрольной на 50%.
Произошло увеличение детей с гармоничным физическим развитием в экспериментальной группе в сравнении с 5,5-легним возрастом в 2,5 раза, уменьшение детей с дисгармоничным развитием в 2,5 раза, уменьшение количества дошкольников с резкодисгармоничным развитием в 3,4 раза, в то время, как в контрольной группе количество детей с гармоничным развитием увеличилось в 1.3 раза, с дисгармоничным развитием в 1,1 раз, а с резкодисгармоничным развитием снизилось в 2,5 раза. Преобладание детей с гармоничным физическим развитием в экспериментальной группе характеризует эффективность применения эстетотерапии в учреждении дополнительного образования, что согласуется с исследованиями СБ. Тихвинского (1976; 1990) о влиянии двигательной активности на уровень физического развития.
При изучении морфотипа в возрасте 6,5 лет определяется тип развития - нормосомия у 75% детей экспериментальной и у 37,5% контрольной группы, в экспериментальной группе - у 14% детей отмечается лептосомия, у 6% - пахисомия, у 3%-гипосомия, у 2% - микропахисомия; в контрольной группе - у 31% детей отмечается пахисомия, у 23,2% - лептосомия, у 5% - микропахисомия, у 3,3% - гипосомия. В экспериментальной группе среди детей с дисгармоничным развитием преобладают дети 14% с лептосомией, а в контрольной группе 31% детей с пахисомией. Среди детей с резко дисгармоничным развитием отмечается преобладание детей с низким ростом и высоким весом в контрольной группе по сравнению с экспериментальной.
Таким образом, эстетотерапия является одним из важных компонентой здоровьеобеспечения учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Данная технология включала в себя комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, посредством оптимизации двигательной активности, с использованием современных методов кинезотерапии (хореотерапии, аэробикотерапии), которые способствуют формированию двигательных качеств: ловкости, точности, ритмичности, артистичности; гармонизации психо-эмоционального состояния посредством музыкотерапии, развивающей психическую устойчивость, эмоциональную лабильность, адекватность, музыкальность, креативность и формирования устойчивых мотиваций на собственное здоровье и здоровый образ жизни, посредством обучения детей навыкам самооздоровления, основным гигиеническим навыкам, закаливанию, правильному режиму дня, основам рационального питания.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи