logo search
сборник конференции по студ

Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта

Газизов Фанис Галимзянович – доцент кафедры гимнастики и лыжного спорта института физической культуры и восстановительной медицины КФУ, кандидат педагогических наук

Особенности трудовой деятельности учителя таковы, что организация здорового образа жизни, формирование физической культуры, потребностей в физическом самовоспитании и самосовершенствовании, социальных свойств личности, ее психофизических качеств и двигательных способностей, необходимых и достаточных для успешного выполнения педагогических действий становятся обязательным условием качественной профессиональной подготовки. Анализ деятельности педагогических учебных заведений по формированию здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья будущих педагогов показал, что имеющиеся возможности реализуются не в полной мере. В учебных заведениях недостаточно используются резервы физической культуры, естественных сил природы. Существенный пробел обозначился в организации оздоровительных процедур в зимнее время года.

Требуют уточнения вопросы формирования знаний о культуре здоровья, устойчивых привычек здорового образа жизни и физической подготовленности студентов, обусловленные региональными природно-климатическими условиями и связанные с взаимодействием образовательного учреждения, занятий физическими упражнениями на свежем воздухе в зимнее время года и процессов самодетерминации в воспитании культуры здоровья будущего педагога. «культура здоровья личности» - это интегральное личностное образование, характеризующееся целостным единством способностей, знаний, навыков, ценностных ориентаций, детерминирующее формирование здорового образа жизни.

Наши данные свидетельствуют о низком уровне культуры здоровья студентов педагогического ВУЗа. Экспертная оценка этого показателя показывает, что молодые люди лишь декларируют значимость здоровья как профессиональной, образовательной и личной ценности: если уровень знаний в данной сфере можно принять как удовлетворительный, то уровень активности и эмоционально-ценностное отношение к своей деятельности по укреплению здоровья в большинстве своем находится на низком и негативном уровне.

Теоретический анализ проблемы позволил выявить основные тенденции развития валеологических исследований в сфере образования в отечественной философской, медицинской и психолого-педагогической литературе, которые с достаточной степенью четкости проявились к настоящему времени: интеграция профилактического и санитарно-гигиенического направления, биологических и психофизиологических исследований, изучения возможностей использования средств физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, профессионально-прикладных средств физической культуры в профессиональном обучении в «валеологию» - науку о здоровье, о формах, способах и средствах его формирования (И.И. Брехман); расширение круга вопросов, входящих в понятийное поле «валеологическое воспитание» за счет взаимосвязи философии, медицины, психологии, педагогики и религий; концептуализация вопросов валеологического воспитания с позиции философского и общенаучного знания, формирование философии здоровья, составным компонентами которой являются философия человека (гомовалеология), философия общества (социовалеология), философия природы планеты (геовалеология) (Е.В. Ушаков, В.А. Рассыпнов); глоболизация вопросов валеологического воспитания – перевод их из чисто научных, теоретико-прикладных, в социо-политические и государственные, привлечение к их решению международных организаций и государственныъх органов РФ различного уровня.

В ходе исследования разработана модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта.

Модель характеризуется сложной структурой взаимосвязанных компонентов, решающих функциональные задачи сохранения, развития и формирования здоровья студентов в учебно-воспитательном процессе. Учебное заведение становится комплексной формой обучения культуре здоровья, интегрирующая возможные методы и средства здравотворческой деятельности.

Обращаясь к компоненту управления, мы предлагаем для реализации следующую программу воспитания здорового человека в педагогическом учебном заведении. Программа работы включает в себя следующие направления: преобразование учебно-воспитательного процесса за счет изменения его содержания, просмотра и создания обоснованного материала по формированию культуры здоровья с использованием средств зимних видов спорта, гарантирующих студенту получение повышенного образовательного минимума при сохранении и развитии его здоровья; научное обоснование с точки зрения культуры здоровья всех аспектов жизни учебного заведения; мониторинг и коррекцию здоровья учителей и учащихся; организацию педагогу психологических условий, необходимых для реализации личностно-творческого и профессионального потенциала будущего педагога.

Содержательный компонент системы представлен теми элементами содержания образования в учебном заведении (разделы учебной дисциплины, темы, программные вопросы), которые обеспечивают его направленность на формирование указанных выше элементов профессионально-личностной готовности студентов к воспитательной работе. Процессуальный компонент включает целостную систему видов деятельности, приемов и действий, которые ориентируют студента на синтез валеологического и педагогического в его будущей профессиональной деятельности. Результативный компонент модели предполагает изменение как в процессе валеологического воспитания будущих педагогов, так и повыше уровня их культуры здоровья.