logo search
сборник конференции по студ

Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)

Галиев Ришат Ринатович – начальник отдела научно-образовательной деятельности института физической культуры и восстановительной медицины КФУ, доцент кафедры гимнастики и лыжного спорта, кандидат педагогических наук

Веками образование и воспитание основывалось на народных традициях, и на сегодняшний день в гармоническом развитии личности становится очевидным роль национальной культуры. Национальные ценности в современных условиях рассматриваются как уникальное явление, ведущее к истокам культуры народа, по существу к истокам духовности. Однако в современном учебно-воспитательном процессе недооцениваются возможности национальной культуры и ее потенциал в интеграции физического и духовного развития учащихся, что в татарском народном творчестве содержится огромное количество положительных педагогических мыслей, которые при целенаправленном изучении могли бы использоваться в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учебных заведений, вузов, учреждений дополнительного образования.

В формировании педагогической мысли об интеграции физического и духовного развития личности у татарского народа определяющими факторами послужили природно-историческое пространство, социальная среда, виды трудовой деятельности, семья, народное искусство, религия, которая определяла и определяет мировоззрение человека, его отношение к природе и обществу, его национальную психологию. В течение многих столетий, когда специальных воспитательных заведений не существовало, не было разработанной педагогической теории, а немногочисленные школы мало что значили в воспитании. Роль этих факторов в развитии педагогической мысли татарского народа была значительной.

Особое место среди причин, определивших характер развития мысли об интеграции физического и духовного развития личности у татар, занимают объективные условия жизни. Ландшафт, географическое положение, климат, флора, фауна, полезные ископаемые, птицы и животные оказывали особое влияние на людей. Именно под влиянием климата складывались виды деятельности, определялись быт и взаимоотношения, традиции, обычаи, формировалась психология. Все эти реалии в свою очередь сказывались на характере подготовки детей к жизни. В основном, содержание, методы и средства воспитания складывались и определялись требованиями, основанными на религиозных канонах.

В своем учении ислам опирается на гуманизм и на нравственное здоровье людей, а нравственность в исламе это все то, что ведет к благосостоянию общества, к ее развитию.

Поведение мусульман определяется Шариатом, суммой правил, соблюдение которых означает праведную жизнь, приводящую человека в рай. Большой интерес представляют законы шариата с педагогической точки зрения, где много говориться о воспитании детей. Соблюдение норм Шариата уже здоровый, как духовно, так и физический, образ жизни.

Ислам является очень широкой по охвату системой социального регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми.

Утренняя молитва, пятикратный намаз, соблюдение поста в месяц Рамазан способствуют формированию определенного режима дня. Совершая намаз, пять раз в день, мусульманин проделывает специальные упражнения, которые положительно влияют на позвоночник, шейные позвонки. Соблюдение уразы, в которой имеет место ограничение приема пищи, ученые-медики рассматривают с положительной стороны для здоровья человека. А омовение – это не только соблюдение санитарно-гигиенических норм, но и средство закаливания. Таким образом, рассматривая Ислам как образ жизни мусульман, можно с уверенностью сказать, что это и есть система интеграции физического и духовного.

Нельзя недооценивать и роль хадисов (слов пророка) в интеграции физического и духовного развития личности. Интересен с педагогической позиции труд Р.Фахреддина «Жавамигуль-калим» посвященный, прежде всего хадисам и в тоже время он является источником татарской общественно-философской мысли. Этот труд ценен тем, что автор не ограничивается только общим теоретическим смыслом хадисов, а опираясь на современную, того времени общественно-политическую жизнь дает пояснения и призывает не ограничиваться только заучиванием, а пользоваться ими в качестве закона в повседневной жизни.

Будучи глубоко религиозными людьми, просветители XIX–XX вв. в формулировании своих гуманистических педагогических взглядов и мыслей опирались на положения Корана и хадисы пророков. Знакомство с произведениями классиков национальной литературы Г.Утыз-Имяни, К.Насыри, Г.Тукая дают возможность говорить о достаточно высоком уровне развития педагогической мысли об интеграции физического и духовного развития личности.

Как отмечает Р.Ш. Маликов, просветительские взгляды Г.Утыз-Имяни являются центральным мотивом, которые прослеживаются от стихотворения к стихотворению, от поэмы к поэме [1: 24].

Среди трудов Г.Утыз-Имяни, имеющие большой потенциал в интеграции физического и духовного развития личности, нами были выделены и проанализированы: поэма «Дары эпохи», поэма «Полезные советы, очищающие мысли», поэма «Важные признаки эпохи».

Одной из важных задач воспитания в представлении К.Насыри является обеспечение нормального физического развития человека. Причем необходимыми компонентами его являются питание, сон (в пределах разумной нормы), свежий воздух, чистая вода, физические упражнения, соблюдение правил гигиены и здравоохранения. К.Насыри не только подчеркивает значение этих факторов в нормальном физическом развитии человека, но и популяризует их среди населения через свои труды. С позиций формирования знаний о здоровье и здоровом образе жизни интересны произведения К.Насыри «Сорок садов», «Книга о воспитании», «Функция человеческих органов и правил гигиены».

Познавательны и труды Г.Тукая: стихотворения «Участь больного», «Ласточка», «Жизнь», «Паразитам», «Арба, сани и конь», «Надежда», «Солнце и дождь», «Кончил работу – можно и поиграть!», «Забавный ученик» и др.

О высоком развитии педагогической мысли татар об интеграции физического и духовного развития личности свидетельствуют и средства этнопедагогики, которые широко использовались народом в воспитании молодого поколения. Татарское устное народное творчество, народные праздники, которые имеют огромное воспитательное значение в формировании личности ребенка, также заслуживают специального педагогического изучения.

На протяжении своего развития фольклор имел скрытое воспитательное значение. Творчество помогало решению трудовых и социальных задач, лучшей организации повседневной жизни; одухотворяло на деятельность, придавало ей высокий эмоционально-нравственный настрой. Несмотря на неблагоприятные условия для развития, этнокультура стала подлинной сокровищницей педагогической мудрости.

Так, еще в колыбели начинается воспитание детей. Детям, лежащим в колыбели, значение песни еще непонятно, но нежность, вложенная в мелодию и слова, пробуждают их душу и сердце, как бы готовят почву, создают благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий, а нравственные ценности с колыбельной песней закладываются в сознание уже с малых лет, как говорится «с молоком матери».

Высоко оценивая значение сказок, великий русский педагог Ушинский говорил, первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые блестящие попытки создания народной педагогики. Своеобразные поэтические обороты речи в сказках усиливают эстетическое воздействие на детей. Как отмечал В.А.Сухомлинский, через сказку ребенок познает мир не только умом, но и сердцем [2: 16].

В интеграции физического и духовного развития личности детей такие сказки, как «Луна и солнце», «Старик и ленивый джигит», «Батыр», «Камыр батыр», «Четыре друга», «Козел и баран», «Человек и кошка» и др. являются бесценными.

Н.Исанбет, подчеркивая значение пословиц в жизни татарского народа, писал: «У татар в прежние времена единственным законом был Коран, но и он был написан на арабском языке, поэтому пословицы в те времена были и литературой, и законом, и наукой, и Кораном» [3: 228].

Пословицы по поэтической форме лаконичны, кратки, остроумны. Они содержат мораль, которая вырабатывалась многими поколениями. Поэтому народ в пословицах и поговорках видел советчика, помощника. Широко представлены в фольклоре татарского народа пословицы, которые формируют и дают установку на регулярную двигательную активность, правильное и сбалансированное питание, полноценный отдых, закаливание.

Каждая народная песня несет в себе воспитательную силу. Так, в интеграции физического и духовного развития личности бесценны народные песни «Холодный родник», в которой восхваляется родник; «Пусть будет красива», в которой говорится о пожеланиях к красивой жизни.

Анализ устного народного творчества татар, творческой деятельности татарских просветителей показывает, что воспитание культуры здоровья у татарского народа является одной из приоритетных.

Литература:

  1. Маликов Р. Ш., Хазратова Ф. В. Педагогическая мысль татарских просветителей конца XVIII – начала XIX века / под ред. Р.Ш. Маликова. – Казань: Дом печати, 2007. – 120 с.

  2. Татарское народное творчество, детский фольклор. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1993. – 335 с.

  3. Исанбат Н. Татарские народные пословицы. / Т. 1. [Текст] / Н. Исанбат. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1959. – 898 с.