Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
Фадеева Е.В., ассистент кафедры спортивных дисциплин института физической культуры и восстановительной медицины,
Казанский Федеральный Университет
Содержанием процесса образования считается формирование у человека способностей к самоизменению и саморазвитию, в том числе и посредством повышения уровня культуры здоровья. Рассмотрим с этой позиции формирование культуры здоровья будущего педагога по физической культуре. Под культурой здоровья личности, понимается многокомпонентное личностное образование, характеризующее осознанную деятельность индивидуума по сохранению и укреплению здоровья, проявляеющуюся непосредственно через мотивированную деятельность. Значимым в определении культуры здоровья являются следующие два аспекта: ключевой признак культуры здоровья как результат здоровьеформирующего образования – деятельность индивида по позитивному самопреобразованию; второй - указание на ключевой признак результата этой деятельности – систему образуемых ею (деятельностью) ценностей, сформированность ценностных ориентаций личности на здоровьесбережение, культуру здорового образа жизни. Ценности позволяют быстро и разумно ориентироваться в социальной деятельности, в установлении отношений между людьми, а также построения здоровьесберегающей деятельности. В этом случае выстраивается логическая цепочка: здоровьеориентированная деятельность – ценностные ориентации – культура здоровья - профессиональное образование студентов. В зависимости от развития общей культуры, «культура здоровья», как видовое понятие, определяет формы и наполнения соответствующим содержанием, и как аспект общечеловеческой культуры представляет собой специфический процесс и результат деятельности, средство и способ психофизического (саморазвития) человека для выполнения социальных (профессиональных) обязанностей. В целом культура здоровья отражает уровень обязанностей людей в их сфере жизнедеятельности: культуру отношений к собственному телу, к своему социальному окружению, профессии, к жизни и мировосприятию в целом. Его можно представить тем образованием, которое обусловливает не только эффективность психофизического развития личности, но и формирует ответственное, здоровьесберегающее поведение человека в обществе.
Развитие культуры профессионального здоровья учителя происходит при условии личностного и профессионального развития педагога. Результатом и целью ее развития является продолжительная и успешная профессиональная деятельность учителя физической культуры.
Культура здоровья педагога рассматривается нами в качестве непрерывно трансформирующейся системы знаний, ценностно-смысловых установок, эмоционально-волевого опыта педагога и его готовности к практической деятельности, направленной как на познание, развитие и совершенствование индивидуального здоровья в качестве условия эффективной самореализации в сфере педагогического труда, так и на использование принципов, способов и средств, позволяющих сохранять здоровье учащихся и формировать у них здоровьеориентированное поведение. На наш взгляд культуру здоровья строиться поэтапно: осознание педагогом себя в качестве человека культуры, миссия которого – «человекосоздание»; формирование ценностно – смыслового отношения педагога к здоровье созидающей деятельности; организация здоровьесозидающей деятельности педагога.
Повышение уровня здоровья в данном случае может рассматриваться как формирование у человека способности к целостному, интегрированному поведению, направленному на реализацию собственных возможностей, с конструктивным учетом закономерных требований внешней среды и не сопровождающемуся неразрешимыми конфликтами.
Таким образом, поскольку именно деятельностная составляющая является, на наш взгляд, итегральным показателем культуры здоровья человека, то в качестве одного из ведущих компонентов профессиональной подготовленности студентов вузов физической культуры выступает двигательная деятельность, как форма целенаправленного механического отношения к себе и к окружающему миру.
Культура двигательной деятельности представляется в качестве главного фактора направленного на формирование моторики человека, осуществляемого с целью: -управления процессом индивидуального развития двигательных способностей; - предельного развития и эффективного использования двигательных возможностей; - оптимизация функционального состояния, здоровья и дееспособности.
Двигательная деятельность - это ансамбль двигательных действий, включённых в систему организующих идей, правил и форм с целью достижения определённого приспосабливающего эффекта организма человека и совершенствование динамики этого процесса. В настоящее время особое значение в общественном сознании приобретают идеи бережного отношения личности к своему физическому здоровью, наличия эстетического вкуса, гармоничности и эстетической привлекательности совершаемых движений, умения осуществлять повседневную двигательную деятельность по законам красоты.
Это способствует усилению роли и значимости развития не только эстетической и физической культуры личности в системе современного высшего образования, но и формированию особого вида культуры – двигательной деятельности, как самостоятельного феномена, учитывающего специфику интеграции эстетических и здоровьесберегающих ценностей с целью обогащения личности способами и навыками эстетически-целесообразной двигательной деятельности, умениями использовать гармоничные, эстетико-выразительные движения для решения личностно-значимых задач. Ее формирование влияет на изменение интеллектуального и эмоционального отношения личности к двигательной активности как части жизнедеятельности в целом и компоненту различных деятельностей. Пластичность и выразительность двигательного поведения, соответствие его характера содержанию общения способствуют совершенствованию межличностного взаимодействия.
у ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Фазлеев Н.Ш. доцент, к.пед.н., Колочанова Н.А. преподаватель
Казанский федеральный университет
Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта - оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.
Основная цель образования заключается, прежде всего, в упреждающей подготовке специалиста по физической культуре, рассчитанной на решение принципиально новых задач (в том числе и в системе высшего профессионального образования), для решения которых ему потребуется наличие таких качеств, которые пока просматриваются лишь как тенденции по отношению к желаемому будущему.
Несоответствие структуры подготовки физкультурных кадров реальной практике сказывается, прежде всего, на качестве труда выпускников физкультурных вузов, на сроках их профессиональной адаптации, на степени удовлетворенности своим трудом и, в конечном счете, на престиже профессии физкультурного работника среди населения.
Современная педагогическая деятельность требует в процессе подготовки специалиста формирование ответственного исполнителя, организатора и руководителя в одном лице, отличающегося новыми идеями, гибкостью профессионального мышления, умением быстро, эффективно и адекватно адаптироваться в динамично изменяющихся условиях социально-образовательного пространства.
Фактически такой государственный и личностный заказ впервые ставит перед педагогической наукой и практикой задачу разработки такой системы подготовки педагогических кадров, в которой в качестве цели выступает оптимальная реализация личных и социальных интересов.
К настоящему времени установлены основные критические противоречия эволюции системы образования между: узкой специализацией знания и широким профилем необходимой общеметодологической подготовки, установившимися требованиями действующих образовательных концепций и реальными потребностями общества, быстрыми темпами обновления знания, технологической интенсификацией образования и ограниченными возможностями усвоения знания индивидом, индивидуализацией образования, увеличением сроков подготовки и ограниченными возможностями расходов на образования.
Анализ многочисленной литературы по подготовке педагогов по физической культуре и спорту позволяет выявить следующие тенденции: появление новых профессий, «демаркация» прежних, возрастание роли горизонтальной мобильности в течение трудовой жизни, профессионализация высшего образования (стирания граней между классическими академическими и прикладными профессиями), нарастания в системах профессионального образования конвергентных процессов, децентрализация экономической ответственности и ответственности за качество работы, наращивания горизонтальной иерархии организаций, развитие адекватной системы профессионального образования всех уровней и ступеней (гибкость, прозрачность, сравнимость/сопоставимость, расширение «образования в течение всей жизни»), усиление роли и усложнения задач «личностного» развития («умения на всю жизнь»).
Происходящие в России изменения в области качества образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптацией в нем, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.
Заслуживают внимания изменения практики, поскольку изменение терминологии влечет за собой более глубокие изменения в образовательных системах и их окружении.
Как наиболее существенные, можно выделить следующие изменения:
1. Реформирование профессионального образования, осуществляемое в последней четверти века, вызывает чувство неудовлетворения и дискомфорта в аспекте модернизации содержания обучения и приведения учебных программ в соответствие с прогрессом знаний.
2. Укрепляется убежденность, что будущие поколения должны будут учиться больше, чем современное, если не всю жизнь. Усиливается требование, чтобы профессиональная подготовка делала каждого человека способным и желающим делать это. В обществе знаний и информации полученные знания имели бы тенденцию к потере важности в пользу способности приобретать новые знания. Определенным образом профессиональная деятельность, как и политическая, и культурная жизнь, предполагает владение все в большей степени инструментами интеллектуальной работы, некогда являвшимися уделом немногих.
3. Перед системами обучения и учебными заведениями ставятся задачи, которые определяются в терминах способностей, компетенций, качеств, которые должны приобрести все обучающиеся. Но на уровне форм ежедневного управления и регулирования учебного заведения чаще уделяется меньше внимание целям, чем правилам; обучаемым, чем преподавателям.
В существующих условиях профессиональное становление любого специалиста в высшем учебном заведении обусловлено многофакторностью процесса его подготовки и полифункциональностью профессиональной деятельности. Существуют несколько групп детерминант, определяющих качество профессиональной подготовки педагога.
Социально-экономические детерминанты: вхождение в европейское и международное экономическое пространство; совершенствование государственной и экономической структур и систем управления ими.
Социокультурные детерминанты: вхождение в единое образовательное пространство, тенденции в развитии систем профессионального образования, тенденции в образе жизни.
Педагогические детерминанты: педагогические традиции и инновационные подходы, принципы, технологии.
Личностные детерминанты. По какой траектории будет реформироваться, модернизироваться и развиваться образование по физической культуре и спорту, во многом зависит от самоопределения учителя.
В настоящее время в системе профессиональной подготовки педагога по физической культуре реализуются подходы: индивидуально-дифференцированный, личностно-ориентированный, интегративно-компонентный, аксиологический, валеологический и т.д.
На наш взгляд, требуют дальнейшей разработки и развития наиболее общие для них моменты. Во-первых, в рассмотренных подходах не преодолена аналитичность в понимании процесса профессиональной подготовки. Во-вторых, в большинстве подходов реализуется так называемая адаптивная модель профессионального развития, при которой профессионализация рассматривается лишь как приспособление человека к социально-профессиональным требованиям. А это противоречит реальности, так как отсюда становится неясным, за счет чего происходит обогащение нормативного способа деятельности, развитие профессиональной общности. В-третьих, выделяется категория профессионального развития как особой формы становления профессионала, однако профессиональное развитие жестко привязывается к возрастным периодам жизнедеятельности человека (Д.Сьюпер, Л.Эриксон, А.К.Маркова). Но это соответствует реальности лишь частично, т.к. стадия профессиональной адаптации может наблюдаться не только у молодежи, вступающей в жизнь, но и в более зрелом возрасте, при смене или потере работы. В-четвертых, в предлагаемых подходах достаточно резко противопоставляются социальные и индивидуальные факторы профессионализации, значительно меньше уделяется места анализу принципиального совпадения интересов индивида и общества в ходе профессионализации. В-пятых, характерным для ряда подходов является слабый учет активности индивида и личности в ходе профессионализации. Активность в основном исследуется лишь на уровне деятельности самосознания личности.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи