Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
Быков Е.В., декан факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), дмн, профессор
Петрожак О.Л., ст. преподаватель кафедры физического воспитания ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ)
Результаты исследования функционального состояния студентов-старшекурсников показали, что свыше 80% обследованных студентов находятся в «пограничных» функциональных состояниях, что свидетельствует о дезадаптации к учебному процессу [3], поскольку в течение последних десятилетий наблюдается увеличение распространенности нервно-психических и психосоматических заболеваний, поведенческих расстройств и аномалий развития, проявлений нарушений психической адаптации, которые могут быть преодолены на поведенческом уровне [1, 2]. В то же время, несмотря на значимость фактора двигательной активности в укреплении здоровья и профилактики заболеваний, студенты неохотно посещают занятия, которые проводятся по традиционной форме [5]. Несомненно, этой связи привлекательны те формы и методы проведения занятий, в которых интегрированы физические и психофизические упражнения, а также возможность свободного выбора студентом занятий (с учетом вариативной составляющей учебного плана).
Человек представляет собой единую многоуровневую, динамическую систему биопсихосоциального характера. Телесность является новым интегративным направлением, объединяющим медицинские, психологические, психофизические, а также гуманитарные знания [4]. В то же время, в доступной литературе нет исследований, посвященных оценке воздействия телесно-ориентированных методик на физиологические и психофизиологические характеристики организма студентов в процессе их адаптации к учебной деятельности.
Цель работы- физиологическое обоснование применения телесно-ориентированных методик для снижения «цены адаптации» студенток к учебной деятельности.
Основную группу составили студентки 1–3-х курсов различных факультетов ЮУрГУ, отнесенные к основной или подготовительной подгруппе для занятий физической культурой. Студентки основной группы (128 человек) занимались в группах «аэробики с психологической разгрузкой». Студентки контрольной группы (105 человек) занимаются в группе «классической аэробики». Занятия по овладению приемами саморегуляции, формированию телесного образа «Я» и т.д. проходили в течение учебного года с сентября по май. Обследования проведены в начале I семестра и в конце II семестра на каждом из курсов.
Обучающий эксперимент включал в себя цикл мероприятий, направленных на формирование телесного образа «Я», на формирование телесной конгруэнтности (овладение приёмами релаксации; саморегуляция эмоциональных состояний, определение проявлений соматоперцепции, телесно-ориентированная психогимнастика и т.д.).
Проводилась оценка «общего уровня невротичности» – Опросник невротических расстройств – симптоматический (ОНР-СИ), предназначен для определения степени выраженности невротических расстройств и содержательного описания жалоб. Методика исследования самоотношения предназначена для исследования особенностей внутренней динамики самосознания, структуры и специфики отношения личности к собственному «Я», оказывающих регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека: в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности субъекта в различного рода психокоррекционные мероприятия. Проективный рисуночный тест направлен на раскрытие психофизиологических аспектов телесного образа «Я» вне контроля сознания, а также с включением сознательного компонента. Субъективная оценка степени психоэмоционального состояния – использовалась модификация методики «Классификация ощущений». Давалась оценка вегетативного статуса по А.М. Вейну, проводилась оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы и активности уровней нейровегетативной регуляции ее деятельности (как интегрального показателя адаптации к внешним воздействиям) с помощью сертифицированного комплекса «Кентавр» фирмы «Микролюкс» (г. Челябинск).
До начала эксперимента мы объединили всех участников исследования в единые группы по уровню невротичности – лица с выявленным низким уровнем невротичности (Н.У.Н), средним уровнем (С.У.Н.) и высоким уровнем невротичности (В.У.Н.). Самые высокие показатели продемонстрированы по шкалам «аффективная лабильность», «астенические расстройства», а также «ананкастические расстройства» (все по 57,2%). В группе с высоким уровнем невротизации представленные расстройства указывают на повышенную эмоциональную возбудимость, повышенную усталость, утомляемость, нарушениях сна и пр. Следует отметить, что все вышеперечисленные симптомы у данных испытуемых носят эпизодичный характер. Между исследованными группами отчетливая разница проявлений невротичности выявлена по шкале «депрессивные расстройства» (В.У.Н. – 57%, Н.У.Н. – 8%). Между исследованными группами отчетливая разница проявлений невротичности выявлена по шкале «депрессивные расстройства» (В.У.Н. – 57%, Н.У.Н. – 8%). Показатели в группе низкого уровня невротизации свидетельствуют о слабом проявлении данного расстройства; у респондентов группы с высоким уровнем невротизации – частом унынии, подавленности, отсутствии энергии, сниженным настроением, утратой интересов и способности получать удовольствие, повышенной утомляемостью. По шкале «нарушение социальных контактов» мы также наблюдаем большое расхождение между группами с низким и высоким уровнями невротизации (В.У.Н. – 48%; Н.У.Н. – 0%). В данном контексте нельзя говорить о каком-либо сильном проявлении нарушения в области межличностного общения, можно отметить, скорее всего, затруднения в социальных, профессиональных, семейных, отношениях, социальной активности человека.
По окончании обучающего комплексного эксперимента в основной группе выявлено улучшение психофизического состояния по следующим показателям: «расстройство сна» (на 43,5%), «дереализационно-деперсонализационные расстройства» (p<0,01) (на 40,7%). Выявлены значимые различия (p<0,05) показателей шкалы «возможности наличия неврологической патологии» в экспериментальной группе. По шкале «возможность эндогенной патологии» значимых различий не выявлено, но тенденция к уменьшению значения данного показателя совершенно очевидна. В основной группе число студенток, у которых выявлена «возможность наличия эндогенной патологии» сократилась на 50%, тогда как в контрольной – на 13,5%; «возможность наличия неврологической патологии» в основной группе сократилась на 46,4%, в контрольной – изменений нет. Имеются достоверные различия (при ρ<0,05) у студенток основной группы по шкале «саморуководство» и «самопривязанность».
Представленные данные свидетельствуют о том, что в ходе проведения комплексного обучающего эксперимента, направленного на осознание телесного «Я», испытуемые основной группы более отчетливо переживают собственное Я, как внутренний стержень, который интегрирует личность и жизнедеятельность. В контрольной группе выявлены значимые различия по шкале «отраженное самоотношение» (ρ<0,05). Субъективное представление о том, что у окружающих нет веских причин для негативной оценки личности поступков субъекта дополнено ожиданием скорее позитивного, чем негативного отношения к себе, своим личностным качествам и поступкам со стороны окружающих.
Корреляционный анализ показателей МИС и ОНР-СИ в общей выборке испытуемых (норма) показал, что наибольшее связей (все отрицательные) наблюдается у шкал (МИС) «закрытость–открытость» и «отраженное самоотношение». Также наибольшее количество взаимосвязей (все положительные) выявлено по шкале МИС–«самообвинение»–«коррекционные занятия с направленным психологическим воздействием» в основной.
Таким образом, навыки, формирующиеся на занятиях с психологической разгрузкой, позволяют испытуемым эффективно управлять и справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самих себя, принятия себя и своего тела такими, какие они есть, а это, в свою очередь, ведет к улучшению психофизического состояния, что подтверждают результаты методики ОНР-СИ. Полученные результаты оценки психофизиологического состояния студенток подкреплялись данными оценки ССС в основной группе: наблюдалась экономизации деятельности сердца, увеличение насосной функции (на 13,5% p<0,05), что было обусловлено существенными изменениями нейровегетативной регуляции: снижением активности надсегментарного уровня регуляции и симпатического отдела вегетативной нервной системы и повышением активности парасимпатического отдела нервной системы по сравнению с фоновыми данными и с группой контроля.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи