logo search
сборник конференции по студ

Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре

А.Н. Налобина,

заведующий кафедрой Теории и методики

адаптивной физической культуры, к.б.н., доцент

Существенный дисбаланс, зачастую наблюдающийся между требованиями работодателей к качеству подготовки выпускников российской высшей школы, значительно затрудняет адаптацию молодых специалистов в современных социально-экономических условиях. Потребность в «гибких» специалистах, востребованных на рынке труда, побуждает вузы изменять технологии обучения. Этим и была обусловлена разработка нового поколения образовательных стандартов.

Переход к обучению на ФГОС ВПО нового поколения требует развития инновационного образования, направленного на формирование у специалистов не только определенных знаний и умений, но и специальных компетенций, обеспечивающих применение их на практике.

Сегодня является важным получение обратной связи от потребителя образовательных услуг о качестве, эффективности и удовлетворенности при получении профессионального образования по специальности ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ (АФК).

Цель исследования – совершенствование качества подготовки специалистов по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)» с учетом мнения потребителей образовательных услуг.

Задачи исследования:

1.Изучить мнение потребителей образовательных услуг об учебном процессе в ФГОУ ВПО СибГУФК.

2. Выделить направления совершенствования учебного процесса по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)».

Социологический опрос основных потребителей образовательных услуг выявил некоторые проблемы в организации учебного процесса по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)». И студенты, и работодатели отмечали недостаточную практическую подготовку будущих специалистов, низкий уровень их научно-исследовательской деятельности. При этом большинство руководителей частных (коммерческих) реабилитационных центров и клиник восстановительного лечения не готовы предоставить современные базы для прохождения практики и проведения научных исследований студентам.

Перспективность дальнейшего совершенствования профессионального образования в области адаптивной физической культуры мы видим в создании собственного учебно-научно-практического объединения на базе кафедры адаптивной физической культуры и лечебно-восстановительного центра СибГУФК, основанного на интеграции медицины, науки и практики.

Использование базы Центра оздоровления и реабилитации в образовательной деятельности СибГУФК обеспечит:1. формирование современного научно-практического полигона для прохождения учебной и производственной практики студентами, научно-исследовательской работы; 2. совершенствование образовательного процесса и повышение качества образовательных услуг; 3. реализацию компетентностного подхода к подготовке специалистов в области адаптивной и физической культуры и спорта; 4. использование инновационных и практикоориентированных методов обучения по основным и дополнительным образовательным программам; 5. разработку и внедрение в практику инновационных, эффективных лечебно-профилактических, реабилитационных, оздоровительных методик для сохранения и восстановления здоровья населения; 6. совершенствование медицинского обеспечения деятельности ВУЗа.

В Центре внедрен мультидисциплинарный подход к образовательной и реабилитационной деятельности. В разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации пациентов участвуют: врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине, инструктор-методист по ЛФК, преподаватель кафедры и студент, обучающийся по специальности «ФК для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)». Это позволяет формировать у будущих специалистов не только профессиональные компетенции (умение работать в междисциплинарной команде специалистов; готовность применять современные средства, методы, приемы, технические средства для когнитивного и двигательного обучения и оценивать состояние занимающихся; умение планировать содержание уроков, занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся; умение проводить с занимающимися комплексы физических упражнений; готовность к использованию методов измерения и оценки физического развития, функциональной подготовленности, психического состояния лиц с отклонениями в состоянии здоровья и др.), но и общекультурные (осознание социальной значимости своей будущей профессии, готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе, стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства и др.).

Создание в ВУЗах научно-практических полигонов обеспечит реализацию компетентностного подхода в подготовке специалистов. Использование инновационных (практикоориентированных) методов обучения позволит: при реализации основной образовательной программы ВУЗа по стандартам нового поколения по направлению подготовки 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК) перейти от ориентации на воспроизведение знания к его практическому применению, что приведет к расширению возможностей трудоустройства выпускников. Поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса.

Список литературы:

  1. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие для поступающих в высшее физкультурное учебное заведение /под общей редакцией Н.Н. Чеснокова.- М.:РГАФК, факультет довузовской подготовки. 2001.- 113с.

  2. Аксенова, О.Е. Содержание и организация адаптивной физической культуры в профессиональной подготовке специалистов высшего учебного заведения: Учебно-методическое пособие/ О.Э. Аксенова.- СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003.- С. 14-18.

  3. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие / В.И. Байденко.- М.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.- С. 76-84.

  4. ГОСТ Р ИСО 9004:2001. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.-М.: Госстандарт России. 2001.- 46с.

  5. Евсеев, С.П. Повышение квалификации и переподготовка специалистов по адаптивной физической культуре / С.П. Евсеев, // Теория и практика физической культуры.- 2001.-№ 12- С. 20-23.

  6. Министерство образования РФ. Стратегия модернизации содержания общего образования. Компетентностный подход как одно из оснований обновления образования. // Управление школой, 2001.-№ 30.-С. 4-5.

  7. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура).-М., 2010