Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
Казанский Федеральный университет, Институт физической культуры и восстановительной медицины, кафедра спортивних дисциплін к.п.н.,доцент Э.Л.Можаев
Игровой метод обучения студентов должен подчиняться потребностям и мотивам их будущей профессиональной деятельности. Существенным моментом игрового обучения студентов является воспроизведение ими в воображаемой ситуации своих профессиональных действий и взаимоотношений. Такое обучение предполагает преодоление некоторых сложившихся способов действий и овладение новыми.
Возникает необходимость в разработке научно обоснованного содержания и методики применения игровых методов обучения в процессе подготовки специалистов по физической культуре и спорту, позволяющих успешно использовать их в режиме учебного дня, как средство обучения. Научно обоснованное содержание методики игровых методов обучения является рациональным средством выполнения общедидактических задач занятий.
В настоящее время целями современного образования становится формирование навыков исследования сложных проблем, воспитание способности самостоятельно и критически мыслить, развитие навыков прогностической деятельности, развитие комбинаторных и эвристических способностей. Критериями качества образования современного человека является не только уровень знаний, но и умение нестандартно вести себя в экстремальных ситуациях, способность формировать проблему и предлагать оптимальные способы ее решения. Результат образования во многом зависит от характера отношений между учителем и учеником, от формы передачи знаний, от характера передаваемой информации, ее назначения, от уровня развития обучающего субъекта и субъекта, получающего информацию Во многих ведущих странах мира сегодня реализуются программы, направленные на совершенствование системы подготовки педагогических кадров.
Совершенствование системы педагогического образования и подготовки педагогов на уровне современных требований получило отражение в документах и рекомендациях Международных конференций по образованию. В частности отмечалось, что улучшение подготовки работников образования является одним из существенных факторов его развития и важным условием любого нововведения в образование. Никакие совершенствования в области просвещения не могут быть достигнуты без высокого уровня педагогического образования.
Многими авторами предлагаются и рассматриваются различные модели подготовки будущего специалиста в сфере физической культуры и спорта. Так, например, В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева (2001) предлагают прогностическую модель, отражающую структуру подготовки будущего специалиста.
По отношению к решению проблем формирования профессионального творческого потенциала будущих специалистов в области физической культуры и спорта деятельностный подход означает, что этот процесс должен осуществляться в активной деятельности студентов, а именно при решении студентами учебных педагогических задач, имитирующих реальные практические ситуации деятельности специалиста сферы физической культуры, спорта и туризма. Система теоретической и практической подготовки будущего специалиста и заключается в формировании у студентов готовности к практической профессиональной деятельности. Поэтому, по мнению Вербицкого П.А. и др. (1996) особую актуальность приобретает проблема активизации процесса обучения специалистов посредством подбора эффективных методов и форм организации обучения. Однако традиционные методы обучения обеспечивают усвоение учебного, материала в среднем на 20%. Поэтому в дидактике идет постоянный поиск более эффективных путей и способов обучения. Его осуществление происходит в двух основных направлениях: предпринимаются попытки активизации традиционных методов обучения; новые активные методы обучения. По данным ЮНЕСКО, такие исследования в области методик обучения позволили поднять коэффициент полезного действия по усвоению учебного материала с 20% до 50% (Сидоров А.А.,1998).
Решение проблемы повышения качества управленческой подготовки студентов мы видим в использовании программ, построенных на основе принципов развивающего обучения В.В. Давыдова (1986). Они позволяют преобразовать эмпирическое мышление в мышление теоретического типа, развивать способность к осуществлению творческой неалгометрической деятельности, нахождению новых управленческих решений .
Отличие новых программ от традиционных является то, что содержание образования выстраивается в них не в соответствии с традиционным предметно-тематическим принципом, а согласно историческому принципу развертыванию знаний, то есть логике создания научного знания. При этом содержание образования разворачивается в логике движения от общего к частному.
В отличие от обучения школьников, последовательное решение учебных задач является для студентов не средством постоянного приобретения знаний, удовлетворяющих познавательные интересы, а средством решения профессиональных задач управленческой деятельности, то есть практических задач. Использование теоретических знаний для решения практических задач позволяет развивать практическое мышление обучающихся. Особенно большое внимание в последнее время разработке и применению методов активного обучения уделяется в высшем физкультурном образовании, сфере физической культуры и спорта. Это обусловлено тем, что деятельность специалиста по физической культуре и спорту постоянно совершенствуется и трансформируется в соответствии с изменениями в сфере физической культуры и спорта, с новыми достижениями и социальными условиями. Поэтому обучать специалистов по физической культуре и спорту на высоком качественном уровне возможно только через применение комплекса методов активного обучения-проблемных, дискуссионных, игровых, имитирующих условия постоянно меняющейся профессиональной деятельности (Попова Е.П.,2003).
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи