Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
Богданов В.М., заведующий кафедрой физического воспитания
Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П.Королёва (национального исследовательского университета), доцент, кандидат педагогических наук
Необходимость усиления внимания к развитию студенческого спорта связана и с предстоящей ХХVII Всемирной летней Универсиадой в г.Казани в 2013 году. Это событие уже сейчас является мощным стимулом для развития студенческого спорта, ставшего, по сути, основой любительского спорта в стране.
Поэтому вопросы развития и совершенствования физической культуры и студенческого спорта в настоящее время очень актуальны.
Как одно из направлений развития и совершенствования физкультурно-спортивной работы со студентами рассматривается создание спортивных клубов (далее – СК) в вузах.Однако если проблема развития спортивной базы в вузах является, приоритетной, не вызывающей ни у кого сомнений, то настойчиво поднимаемая в последнее время проблема создания СК порождает много вопросов. Сама постановка вопроса о необходимости создания СК не вызывает сомнений. А вот то, как это должно быть реализовано на практике – пока не очень понятно и здесь есть что обсуждать.
Сегодня у вузов имеются в основном только бюджетные средства на спортивно-массовую и оздоровительную работу со студентами. Отдельные крупные вузы, которые могут позволить себе дополнительно тратить внебюджетные средства на спортивную работу, - не в счёт.
В условиях, когда у вузов нет дополнительного финансирования со стороны профсоюзов или Минспорта на физкультурно-спортивную работу, необходимо решать вопрос о создании СК в вузах.
Ситуацию с созданием СК следует внимательно рассматривать с учётом того, что в вузах имеются кафедры физического воспитании и спорта, которые по своему статусу являются основными структурными подразделениями, отвечающим за физическую культуру и спорт в вузе. В ближайшей перспективе (по крайней мере, в период действия только что введённых ГОС 3-его поколения) кафедры физического воспитания и спорта вряд ли исчезнут или серьёзно трансформируются.
Перспективы создания и функционирования СК в вузах можно рассматривать, как минимум, в 3-х направлениях: 1. СК – как структурные подразделения со штатом тренеров, занимающихся спортивной работой, в том числе – подготовкой высококвалифицированных спортсменов; 2. СК – как структурные подразделения, штатные работники которых занимаются спортивно-массовой и оздоровительной работой. При этом спортивной подготовкой, в том числе высококвалифицированных студентов-спортсменов занимаются преподаватели кафедр на договорной основе; 3. СК – как общественные объединения студентов, занимающиеся организацией и проведением внутривузовской спортивно-массовой работой среди студентов при методической помощи кафедр физического воспитания и спорта.
Если попытаться представить что будет получаться в том или ином случае, то можно предположить следующее.
Первое направление. Кафедры физического воспитания и спорта, средних по численности вузов имеют в своём преподавательском составе 20-30 человек. Спортивная секционная работа ведётся во внеучебное время примерно по 15-20 видам спорта (с учётом того, что имеются и женские и мужские команды). Сегодня секционную работу по видам спорта в основном ведут преподаватели кафедр физического воспитании и спорта в объёме примерно 9 часов тренировочного времени в неделю и 36 часов в месяц. Если представить, что тренировочную работу будут вести штатные тренеры СК, то необходимо учитывать, что каждый тренер должен будет в счёт своей ставки вырабатывать примерно 100 часов в месяц. По 15-20-ти видам спорта должны будут работать 15-20 штатных тренеров с общим объёмом учебно-тренировочной работы 1500-2000 часов в месяц.
Второе направление развития СК. Для его реализации не следует создавать СК как структурные подразделения. Достаточно в управления (или отделы) учебно-воспитательной работы, которые в настоящее время существуют практически во всех вузах, ввести специалиста (инструктора, ответственного и т.п.), который и будет курировать направление спортивно-массовой работы, взаимодействуя с кафедрой и со студенческим активом. Секционная спортивная работа остаётся за преподавателями кафедры.
Третье направление развития СК. На наш взгляд сегодня – это самый предпочтительный вариант. В рамках такого подхода будет развивать студенческое самоуправление со всеми вытекающими из этого положительными моментами формирования личности будущих специалистов и руководителей. При этом секционная спортивная работа (в том числе с высококвалифицированными студентами-спортсменами) также остаётся за преподавателями кафедры.
Следует отдельно сказать о возможностях подготовки высококвалифицированных студентов-спортсменов уровня мастера спорта и выше в условиях вуза. Действующий мастер спорта чтобы оставаться на прежнем уровне или прогрессировать должен сегодня тренироваться примерно 1000 часов в год. Это же количество рабочего времени с ним должен работать тренер-преподаватель. Если это преподаватель кафедры, то выходит, что он всю свою педагогическую нагрузку должен выполнить, работая с тремя или четырьмя спортсменами уровня мастеров спорта. Но он преподаватель и должен в основном проводить учебные занятия по дисциплине «Физическая культура». В настоящее время нет регламентирующих документов, которые бы позволяли весь объём педагогической нагрузки реализовывать на подготовке высококвалифицированных спортсменов. Здесь возникает противоречие между требуемым для подготовки высококвалифицированного спортсмена объёмом тренировочного времени (1000 часов в год) и возможностью преподавателя в рамках своей педагогической нагрузки или дополнительно это время выделить. Выход видится в создании межвузовских региональных отделений высшего спортивного мастерства по видам спорта. В этих отделениях могли бы тренироваться лучшие студенты-спортсмены уровня мастеров спорта из разных вузов региона под руководством наиболее квалифицированных специалистов. Подобная практика организации учебно-тренировочного процесса студентов-спортсменов высокого класса в вузах Советского Союза была, и пока ещё осталось немало вузовских специалистов, работавших в те годы. Следует изучить прошлый опыт и попробовать в условиях вузов современной России реализовать лучшие достижения в организации учебно-тренировочного процесса студентов-спортсменов высокого класса того времени.
В современных условиях материально-технического и кадрового обеспечения физической культуры и спорта студентов и при наличии кафедр физического воспитания и спорта создание СК как структурных подразделений вузов со штатными тренерами, обеспечивающими спортивную подготовку студентов, представляется неконструктивным и практически нереализуемым делом.
Наиболее перспективным видится создание и функционирование СК на основе студенческого самоуправления. Такие СК могли бы взять на себя организацию и проведение внутривузовской спортивно-массовой и оздоровительной работы среди студентов при методической помощи кафедр физического воспитания и спорта. С целью обеспечения необходимых условий для подготовки высококвалифицированных студентов-спортсменов необходимо создание межвузовских региональных отделений высшего спортивного мастерства по видам спорта.
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи