logo search
сборник конференции по студ

Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей

Шахриев А.Р. зав. кафедрой ДГПУ, к.п.н. доцент

Алиев М.Н. зав.кафедрой ДГПУ, доктор педагогических наук г. Махачкала

Современный педагогический процесс в высшей школе характеризуется многомерностью и вариативностью параметров воспитательного и образовательного пространства, социокультурных источников, воздействующих на развитие личности студента. Сегодня необходимо концептуально осмыслить и обосновать сущность и содержание основы и функции, а также определить стратегические цели и задачи физического воспитания студенческой молодёжи.

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении - неотъемлемая часть формирования общей и профессиональной культуры современного специалиста, одно из эффективных средств социального становления будущих специалистов, активного совершенствования индивидуальных, личностных и профессиональных качеств, всестороннего и гармонического развития личности, сохранения и укрепления здоровья учащейся молодёжи.

В современном понимании физическая культура и спорт – часть общей культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни и на развитие физических и интеллектуальных способностей человека.

По мнению ряда ученых-педагогов В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, П.А.Виноградов, Н.И. Пономарёва, В.М.Столяров, Л.П. Матвеев, О.А. Мильштейн, М.А. Алиев, М.Я. Виленский и др. сегодня нельзя найти ни одной человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

Физическая культура и спорт играют важную роль в становлении и развитии личности, обеспечении жизнеспособности, воспитании социально- активной молодёжи, освоении общечеловеческих ценностей и формировании здорового образа жизни.

В ХХI веке физическая культура и спорт должны рассматриваться как важные средства укрепления здоровья. Как важного фактора физического, нравственного, духовного и интеллектуального развития личности. Функции физической культуры и спорта в современных условиях не должны ограничиваться развитием физических качеств, воспитанием двигательных способностей. Наряду с этим физическая культура и спорт должны формировать физическую культуру личности, обеспечить развитие духовной сферы через культуру освоения ценностного потенциала физической культуры и спорта.

Под воспитанием личностей физической культуры следует понимать активное воздействие не только на физические способности человека, но и развитие его нравственной и духовной сферы. В современных условиях занятия физической культуры и спортом играют важную роль в системе в системе воспитания культуры здорового образа жизни, в освоении общечеловеческих ценностей, повышении общекультурного уровня, формировании осознанного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья, воспитании положительной и устойчивой мотивации человека к здоровому образу жизни.

Ориентация студентов на освоение таких общечеловеческих ценностей – «Человек и здоровье», «Человек и природа», «Физическая культура и здоровье», « Спорт и духовная культура человека», стремление человека к «Истине», «Добру», «Справедливости и ответственности» является важнейшей задачей физической культуры и спорта в современных условиях.

Сегодня к великому сожалению приходится констатировать, что у значительной части молодёжи подорваны нравственные устои, потеряны нравственные ориентиры. Для этой категории студенты присущи такие безнравственные качества как жестокость, грубость, агрессивность, цинизм, нигилизм, безразличие, неуважительное отношение к старшему поколению, вандализм, безответственность. Всё это оказывает отрицательное влияние на нравственно - патриотическое воспитание. Кроме того, в последние годы повсеместно в России наблюдается ухудшение показателей физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья учащейся молодёжи. За период обучения в высших учебных заведениях резко возрастает число студентов, приобретающих вредные привычки.

По данным наших наблюдений основная масса студентов курят (80%),и употребляют спиртные напитки (70%). Более 30% студентов старших курсов употребляют наркотики. У большинства студентов наблюдаются слабая физическая подготовка и они не могут выполнить контрольные нормативы в беге, прыжках, метании и подтягивании. Это связано неудовлетворительным состоянием физического воспитания и отсутствием должной физкультурно-оздоровительной работы в высших учебных заведениях. Для преломления этой критической ситуации необходимо активизировать спортивную и физкультурно-оздоровительную работу в высших учебных заведениях.

Таким образом, в физической культуре и спорте имеются большие воспитательные и развивающие возможности. Разумно организованные занятия физической культурой и спортом способствуют развитию двигательных и интеллектуальных способностей, воспитанию физических и нравственно- волевых качеств, укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни.