logo search
сборник конференции по студ

Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов

Хало П.В., доц. каф. ФК, к.т.н.; Быков Н.Д. зав. каф. ФК, к. пед. н.

Принципы развития нашей цивилизации основываются на необходимости постоянного повышения качества и сроков образования. Современному человеку необходимы знания и навыки, которые еще недавно были уделом лишь небольшого числа узких специалистов. Подобная тенденция в современных обществах приводит к неуклонному увеличению возраста вступления в зрелую жизнь, например, представителю постиндустриальной державы уже необходимо иметь несколько высших образований, ученую степень, что сдвигает средний возраст вступления в брак до 42-45 лет (29-32 для России), против 18-22 лет в обществах с догоняющей экономикой [2,3]. Возрастают требования к таким параметрам организма, как объем кратковременной и долговременной памяти, способности к концентрации, скорость реакции по предъявлению стимула и пр., что требует освоения широкого спектра функциональных состояний человека. Получается, что дальнейший рост научно-технического прогресса уже физиологически ограничивается возрастом, когда еще человек способен воспроизводить себе подобных, а необходимость научно-технического прогресса диктуется демографическим всепланетным кризисом – 7 миллиардов населения планеты, учитывая, что без различных технологических ухищрений и нарушения экологии, на планете может прокормиться лишь 200 миллионов человек [1]. Все очевидней становится факт, что деятельность по недопущению грядущего общепланетарного кризиса не может ограничиваться только нормативными правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями. Необходимо, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Для этого необходимо развитие новых форм обучения и воспитания, направленных на раскрытие творческого потенциала человека, формирующих мировоззрение, систему идеалов и ценностей основанных на ответственности, качества личности безопасного типа, и, в конечном итоге, мировое сообщество безопасного типа.

Личность безопасного типа характеризуется доминированием верхних ступеней в пирамиде потребностей А. Маслоу, высочайшим уровнем эрудированности, владением всеми существующими навыками обеспечения сохранения и повышение качества здоровья, безопасности жизнедеятельности и пр., что возможно лишь в случае идеальной слаженности функционирования человеческого организма, включая психический, ментальный и физический уровни. В исторической ретроспективе личность безопасного типа имеет ряд очевидных сходств с психологическими качествами, восходящими одновременно к кодексам поведения послушников первохристианских общин и идеального строителя коммунизма, что позволяет говорить об общеисторической и общемировой тенденции в формировании человека будущего. Однако известно, что и первый, и второй социальные проекты, хотя и имели отдельные положительные примеры, в целом оказались неудачными. Таким образом, необходимо срочное создание теоретических подходов к формированию, если не идеального, то хотя бы максимально приближенного к идеалу личности безопасного типа [1]. Решением проблемы, могут стать разработки и внедрение инновационных методик активации резервных возможностей организма, здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, расширение уровня функциональных возможностей организма с помощью методов генетической коррекции, нанотехнологий и пр.

Бытует мнение, что активация резервных возможностей организма, связана лишь с мобилизацией работы всех его органов, а поэтому приводит их к преждевременному износу. Однако это не всегда так. У обычного, среднестатистического индивида организация функциональных систем очень далека от оптимума. Действительно, в обычном (или близком к обычному) состоянии сознания, при активации резервов организма происходит только повышение активности работы каждого отдельного элемента системы. Однако уже это дает кратковременное увеличение функциональных возможностей почти в 10 раз [2]. Однако, подобный принцип активации, при частом употреблении, будет вести к преждевременному износу. Для предотвращения этого, существуют методы определяющие диапазон предельных режимов того или иного органа. Например, функциональные пробы Штанге, Генча, Мартинета, Руфье, Летунова и пр. Однако существует и иной путь - формирование новых функционально-оптимальных состояний. При этом расход ресурсов организма резко снижается, а результат даже может превосходить обычную мобилизацию организма. По мнению ряда исследователей (Н.П. Бехтерева, С. Гроф, К. Уилбер, Р. Ассаджиоли, Ч. Тарт и пр.) наиболее эффективно оптимизация работы функциональных систем происходит в состояниях расширенного сознания [3-8]. В зависимости от изучаемой области наук эти особые состояния сознания еще называют: состояния холотропного сознания, состояния творческого озарения, вдохновения, религиозные и мистические состояния сознания, состояния сверхсознания и пр. Ими обозначаются такие творческие процессы, в которых участвуют лишь невербальные образы, а достижение результата происходит без вмешательства обыденного сознания. Таким образом, итог не отражает предыдущий опыт, мешающий адекватно отреагировать на изменившуюся ситуацию, сознание лишь оценивает полученный результат, но не вмешивается в процесс работы сверхсознания. В этих состояниях происходит быстрая перестройка функциональных систем организма до их оптимума. Эти состояния могут возникать при пиковых переживаниях: экзаменационных сессиях, в экстремальных видах спорта, специальных психотренингах, холотропном дыхании, психоделической терапии, глубокой суггестии, при использовании различных методов стимуляции или наоборот - сенсорной депривации и пр. Путем их достижения, могут также стать БОС-тренинги и применение систем с психологической обратной связью, для выявления и избавления от негативных комплексов. В настоящее время известны некоторые критерии и условия возникновения состояний сверхсознания. Исследования, проведенные Б. Кафкой, показали, что в состояниях сверхсознания, все испытуемые приобретают явное сходство этики ситуационного реагирования, близкие по своему содержанию к религиозным табу [7]. По мнению многих исследователей, успешность инициации состояния сверхсознания так же сильно зависит от set&settings (установки и обстановки) [6]. Они тесно связаны с состояниями внутренней свободы, раскрепощенности мышления, выходом за пределы шаблонных форм

С 2008 года и по настоящее время на кафедре ФК (ранее ФК и БЖД) ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П.Чехова» (ранее ГОУ ВПО «ТГПИ») по специальности 050720.65 (033100) действует авторский факультатив «Активация резервных возможностей человека в физкультурно-спортивной деятельности» (ранее «феномен человека»). Факультатив содержит теоретический блок, целью которого является ознакомление студентов с современными научными представлениями об психофизиологических изменениях функциональных состояний человека в экстремальных условиях и практических занятий, на которых студенты знакомятся с методами аутогенной и идеомоторной тренировки, динамической медитации, свободного дыхания и пр.

Посещение факультатива, как известно, не является обязательным, однако наблюдается возрастающий положительный интерес студенческого контингента к данной дисциплине. Отмечено статистически значимое повышение уровня мотивации к учебе, снижение пропусков по состоянию здоровья, улучшение качества усваиваемого материала и пр., по сравнению со студентами других специальностей, соответственно лишенных данного курса.

Разработанный курс позволил: улучшить контроль, как за предэкзаменационным, так и повседневным психофизиологическим состоянием студента; повысить эффективность формирования навыков вхождения студента в оптимальное предэкзаменационное состояние; выявить индивидуальные недостатки студента в области самоконтроля психофизиологического состояния; сформировать у студента целостное представление об оптимальном функциональном состоянии организма, как совокупности физического, эмоционального и интеллектуального компонентов. Полученный положительный результат позволил внести данную дисциплину в учебные программы, разработанные по стандартам третьего поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Хало П.В. Психоэкология человека. Часть I Психоэкология как раздел науки [Текст] // Монография Таганрог: Танаис, 2011 208 с.

2. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики [Текст] // М. Издательство политической литературы, 1989. 320с.

3. Бехтерева Н.П. "Магия мозга и лабиринты жизни" [Текст] // С-Пб, Изд. "Нотабене", 1999. 312с.

4. Уилбер К. Интегральная психология. [Текст] // М.: Урания, 2004. 416 с.

5. Ассаджиоли Р. Типология психосинтеза: Семь основных типов личности. [Текст] // М.: Урания, 1995. 124с.

6. Гроф С. Трансперсональный взгляд на глобальный кризис и стратегия его смягчения. [Текст] // М.: Изд. МГУ, 2006. 216с.

7. Kafka Břetislav, Parapsychologie, [Текст] // Road Praha 1992. 158с.

8. Свидерская Н.Е. Синхронная электрическая активность мозга и психические процессы. [Текст] // М.: Наука, 1987. 156с.