logo search
сборник конференции по студ

Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов

Лубышева Л.И. д.п.н., профессор Российский Государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва

В последнее десятилетие все заметнее, становится тенденция изменения векторов взаимодействия физического воспитания, спорта для всех и спорта выс­ших достижений. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки в интересах физического воспитания для всех в этом смысле оказывается одним из главных механизмов, обеспечивающих начало обратного движе­ния физической и спортивной культур, расходившихся до этого в разные стороны.

Разумеется, главным фактором, инициирующим такую смену векторов взаимодействия системы физического воспитания и спорта для всех, с одной стороны, и спорта высших достижений — с другой, являются коренные преобразования в современном представлении о сущности человека, личности и отношении к нему со стороны общества. Современная парадигма приоритета человека как главной ценности во всей его личностной, духовной и телесной неповторимости детерминирует смену представлений о его физической и спортивной культуре, стимулирует поиск путей разрешения этических и правовых несообразностей взаимодействия физического воспитания и спорта высших достижений [1]. Использование в физическом воспитании студентов научно-технологических достижений спортивной культуры оказывается, как нам представляется, наиболее перспективным путем развития учебного процесса в ВУЗе[1.2].

Современный этап развития культуры связан с системным рассмотрением ее сущности, обращением к человеку, который рассматривается как целостность, как интегративная система. Общество предъявляет особые требования к жизнеспособности, выживанию, толерантности современного молодого человека. Поэтому становится все более очевидной необходимость освоения культурных ценностей, способных формировать личность нового типа. Спортивная культура содержит арсенал таких ценностей, которая активизирует и преобразует физический потенциал человека. Потребность в духовном и социальном совершенствовании и реализация этой потребности в процессе спортивной деятельности актуализирует развитие самого спорта. Спортивное воспитание становится неотъемлемой частью общего воспитания и все чаще проникает в образовательный процесс, порой замещая физическое воспитание, особенно в старших классах общеобразовательных школ и вузах. Духовный мир человека выражается в его действиях и конечном результате деятельности. Спортивная культура связывается с реализацией, как духовных, так и телесных потребностей. Саморазвитие, самореализация, доминирование мотивационно-эмоциональной сферы порождает у занимающихся наслаждение процессом и результатом спортивной деятельности. Особенно важно, что результат деятельности спорта проявляется в ходе тренировочного и соревновательного процессов. Оценивание себя сегодняшнего и соотнесение с результатом соревновательной деятельности дает импульс к продолжению занятий с большим упорством и старанием, вызывая духовный физический подъем и гармонию, «мышечную радость». Это состояние выводит человека на более высокий уровень развития, что выражается в конечном итоге в достижении высокого спортивного результата.

Такое единство духовного и физического развития индивида позволяет осознать сущность культуры спортивной, выделить ее из мира общей культуры, обозначив ее специфический компонент.

На основании знаний и опыта важно сформировать мотивацию студента и комплекс связанных с ней явлений. Речь идет о том, чтобы сформировать интерес и желание побольше узнать о спорте, попробовать себя в соревнованиях, стать сильнее, испытать себя в новой деятельности. К числу наиболее значимых знаний можно, прежде всего, отнести следующие:

На основе знаний и мотивации формируется ценностное отношение к деятельности, т.е. оценка значимости и важности для студента определенных объектов. Она может проявляться как компонент сознания человека (мнение, суждение, эмоциональные реакции, интерес или отсутствие его, потребность), а также как реальные действия и поступки, поведение. Оценки индивида являются индикаторами реального ценностного отношения человека к социальной реальности или видам деятельности. Сформировать ценностное отношение к спорту значит заложить основы спортивной культуры личности.

Процесс приобщения человека к миру спортивной культуры – сложный и многоаспектный. Наиболее благоприятен для него школьный и студенческий период развития индивида, когда уже заложен фундамент физического здоровья, приобретены основные умения и навыки, освоен соревновательный метод.

Освоить элементы спортивной культуры вполне возможно как на школьных уроках, так и на учебных занятиях в ВУЗе в рамках спортивного образования, целью которого является формирование компетентной, увлеченной спортивной личности, имеющей знания, умения и навыки организации спортивной деятельности.

Образованная спортивная личность это студент, уважающий правила, этикет, ритуалы и традиции спорта, принимающий правила «честной игры». При этом очень важно, чтобы он был способен сохранять, защищать и обогащать спортивную культуру. Обновление учебного процесса по физическому воспитанию студентов на основе использования спортизированного подхода, как показывают результаты нашего исследования, может существенно усилить его социализирующую и культурологическую составляющую.

Список литературы:

  1. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе (монография) - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006.- 112с.ил.

  2. Лубышева Л.И. Феномен спортивной культуры в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры и спорта - 2009. №3 –С. 10-13.