logo search
сборник конференции по студ

Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе

Масалова О.Ю., доцент кафедры педагогики и физического воспитания Смоленского гуманитарного университета, доцент, кандидат педагогических наук

Результативность образовательного процесса по физической культуре (воспитанность, образованность, компетентная готовность к продуктивной деятельности) выявляется в субъективных и объективных показателях сформированности компонентов ценностных отношений студента к здоровью, физкультурно-спортивной деятельности и себе как субъекту физической культуры, присвоении универсальных и специальной компетенций.

Воспитанность (направленность на ценности физической культуры, сознательная адекватная эмоционально-волевая активность) показывает сформированность мотивационно-ценностного (владение ценностно-смысловой и коммуникативной компетенциями) и эмоционально-волевого (владение компетенцией личностного самоуправления) компонентов. Объективно в учебном процессе она проявляется в поведении студента: отношении к дисциплине «Физическая культура», самообразованию в этой сфере (выраженный интерес, положительное, безразличное, негативное); субъектности, продуктивности общения, направленности на социально-педагогическое взаимодействие (творческо-поисковой, высокой, средней, низкой).

Образованность отражает сформированность операционального компонента, владение специальной, общекультурной, учебно-познавательной и информационной компетенциями. Ее объективными показателями в учебном процессе может служить уровень их присвоения, который проверяется контрольными вопросами учебной программы или учебника и овладении соответствующими практическими умениями и навыками физической культуры.

Компетентная готовность к продуктивной деятельности в сфере физической культуры проявляется в сформированности практико-деятельностного компонента, владении специальной и универсальными компетенциями. Ее могут отражать такие показатели как: регулярность физкультурно-спортивной деятельности; посещаемость занятий по физической культуре; необходимый уровень психофизической и функциональной подготовленности; продуктивность общения. Объективно в образовательном процессе компетентную готовность к продуктивной деятельности в сфере физической культуры можно оценить с помощью контрольных тестов физической и функциональной подготовленности.

Через адекватную самооценку студентом критериальных показателей компонентов ценностных отношений в физической культуре [1], можно определить имеющийся уровень их развития - индифферентный, слабо заинтересованный, деятельный и деятельно-творческий, четко осознать направления для саморазвития.

Индифферентный (низкий) уровень складывается стихийно и наблюдается у студентов с бедными по содержанию профессионально-ориентационными и функционально-рекреационными ценностными ориентациями здорового образа жизни, негативным или безразличным отношением к физической культуре. Ценность здоровья для них является декларируемой, они не задумываются о нем как о средстве и цели личностного развития. Учебная дисциплина «Физическая культура» рассматривается как нежелательная, ненужная для личностного развития, никак не связанная с подготовкой к профессиональной деятельности. Познание и самопознание в этой сфере им неинтересно. Отмечается поверхностный уровень знаний физической культуры (имеется общее представление об изучаемых темах, могут воспроизвести их основные положения, но житейские представления в этой сфере преобладают над научными). Методико-практическими умениями использования средств физической культуры для управления своим здоровьем и личностным развитием владеют на уровне отдельных умений, самостоятельные цели физкультурно-спортивной деятельности отсутствуют. Как правило, имеют неадекватную (заниженную или завышенную) самооценку, невысокий социометрический статус. Проявляют низкую продуктивность общения на учебных занятиях: пассивность, отсутствующий вид, нежелание взаимодействовать. Компетентностью в сфере физической культуры не обладают, хотя уровень физических возможностей и состояния здоровья может быть различным.

Слабо заинтересованный (средний) уровень характеризуется направленностью на профессионально-ориентационные и функционально-рекреационные ценности здорового образа жизни. Здоровье студенты осознают как данность: считают, что оно в большей степени зависит от внешних факторов. Значимость дисциплины «Физическая культура», ее смысл видят только в физической активности. Познавательная деятельность определяется внешними мотивами: надо освоить этот раздел, так как он входит в содержание образования. Знания носят фрагментарный характер, ограничены и бессистемны (выполняют учебные задания, следуя побуждающим указаниям преподавателя, по инструкции, образцу; раскрывают предложенную тему с помощью дополнительных вопросов; приводя примеры, часто не различают факты и субъективное мнение). Методами и средствами физической культуры владеют частично (показывают их необходимый уровень с консультационной помощью преподавателя), о сознательном управлении физкультурно-спортивной деятельностью не задумываются. Могут проявлять активность в физкультурно-спортивной или учебной деятельности, но в ее мотивации, как правило, преобладают престижные и гедонистические мотивы. Для них типичен неустойчивый, зависящий от ситуации, положительный настрой на здоровый образ жизни и физкультурно-спортивную деятельность, которые они ведут эпизодически и прекращают при возникающих трудностях. Часто имеют неадекватную самооценку. Навыки продуктивного общения на занятиях проявляют ограниченно: высказывая свое мнение, не всегда могут его аргументировать. Компетентность в сфере физической культуры недостаточна для сохранения здоровья в перспективе.

Деятельный (необходимый) уровень отличается направленностью на самосовершенствование, усилением духовно-эстетических ценностных ориентаций здорового образа жизни. Студенты осознают зависимость здоровья от образа жизни и собственных усилий, роль физической культуры в социальном, личностном и профессиональном развитии. Дисциплина «Физическая культура» оценивается ими как «необходимая», они видят для себя несомненную пользу ее знаний, умений и навыков в профессии, семейной жизни, быту. Обладают системой знаний (информацию излагают обоснованно и аргументировано с опорой на научные данные и социальный опыт; раскрывая теоретические положения, могут приводить подтверждающие их факты, примеры), проявляют необходимый уровень владения практическими умениями физической культуры. С помощью эмоционально-волевого саморегулирования преодолевают трудности, связанные с приобретением знаний, умений и навыков физической культуры. Имеют адекватную самооценку, высокий социометрический статус, рационально применяют навыки продуктивного общения и взаимодействия: участвуют в диалогах, дискуссиях, поддерживают хорошие отношения с преподавателем и в группе, проявляют чувство эмпатии. Они компетентны в сфере физической культуры, хотя ведение здорового стиля жизни, регулярная физкультурно-спортивная деятельность могут зависеть от внешних обстоятельств.

Деятельно-творческий (высокий) уровень характеризуется стремлением к полноте развития ценностных ориентаций здорового образа жизни (духовно-эстетических, профессионально-ориентированных, функционально-рекреационных) и устойчивой внутренней позицией, ставящей здоровье и личностное развитие во главе жизненных ценностей. Для них первостепенным является достижение гармонии с самим собой и миром, сопряженность культуры духовной и физической, последнюю они рассматривают как важнейшее условие личностного совершенствования и управления своим здоровьем. Имеют сформированную систему знаний (умеют логически стройно изложить теорию, привести подтверждающие примеры и факты, раскрыть и проанализировать функциональные и причинно-следственные связи явлений в этой сфере, сделать обоснованные выводы). Владеют умениями творческого применения умений и навыков в сфере физической культуры (решают проблемы различной сложности, связанные со здоровьем, работоспособностью, формированием телесности в соответствии с индивидуальными особенностями и ресурсами здоровья). Самостоятельно ставят, реализуют и корректируют близкие и перспективные цели и способы деятельности в сфере физической культуры с учетом субъективной вероятности успеха, расхода времени и сил на достижение в ней планируемых результатов. Имеют ярко выраженную интернальную позицию по отношению к своему здоровью и личностному развитию. Творчески подходят к решению учебных задач, настойчиво преодолевают возникающие трудности, воспринимая их как стимул к дальнейшему личностному развитию. Обладают адекватной высокой самооценкой: чувством собственной значимости, самоуважением, уверенностью в себе, своих способностях, собственной компетентности. Имеют высокий социометрический статус, в учебном процессе активно, аргументировано и доказательно участвуют в дискуссиях, осознают себя субъектами физической культуры, готовы не только к самосовершенствованию в этой сфере, но и передаче окружающим своего опыта. После окончания вуза проявляют инициативу во многих сферах деятельности.

Студент может иметь признаки различных уровней физической культуры, однако признаки одного из них выражены более ярко, проявляются более устойчиво, с доминированием над остальными. Уровневые различия, отражая несоответствие между современными требованиями к профессионально-личностному развитию будущего специалиста и реальностью, могут изменяться под влиянием целенаправленных педагогических воздействий и самовоздействий личности. Развиваясь в сфере физической культуры, студент достигает такого уровня самосознания, ценностных ориентаций и рефлексии, при котором здоровый стиль жизни, повседневная физкультурно-спортивная деятельность становятся частью образа «Я», основой его интеллектуального, духовного и физического совершенствования.

Литература

  1. Масалова О.Ю. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / О.Ю. Масалова: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений; под ред. д-ра пед. наук, проф. М.Я. Виленского. – М.: КноРус, 2011. – 184 с.