logo search
сборник конференции по студ

Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой

Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), г.Челябинск

Минин В.М. старший преподаватель Спортивного совершенствования;

Исаев А.П. заведующий кафедрой теории и методики ФКиС, заслуженный деятель науки РФ, д.б.н., профессор;

Эрлих В.В. доцент кафедры ТиМФКиС, к.б.н.;

Аминов А.С. заведующий кафедрой Спортивного совершенствования, к.б.н., доцент;

Романов Ю.Н. профессор кафедры спортивного совершенствования, к.б.н., профессор

Прежде чем говорить о взаимосвязи спортивной деятельности студентов с их профессиональной подготовкой, мы заглянем в рабочую программу предмета «физическое воспитание» Министерства образования РФ. В этой программе очень хорошо расписаны все оздоровительные мероприятия по курсам, семестрам с указанием всех параметров по теории и практике вопроса. Однако в программе нет ни одного упоминания о «спортивной деятельности» студента. Известно, что многие или некоторые студенты занимаются спортом и очень активно, с детских лет в детских спортивных школах. Приходя в ВУЗ они желают продолжать свое спортивное совершенство. Очень часто ВУЗ не может им предоставить эту возможность и они вынуждены искать варианты за пределами ВУЗа в каких-либо других спортивных организациях, либо вообще бросают спорт. Таких примеров не мало. Что касается студентов, которые нашли возможным продолжать свое спортивное совершенствование, в нашем ВУЗе (ЮУрГУ) делается все возможное, чтобы эта связь спортивной деятельности студента с его учебой и профессиональной подготовкой была на уровне, при котором было бы возможно успешно совмещать спорт и учебу. Для этой цели применяются уже известные средства, такие как продление сессии, в необходимом случае индивидуальный график сдачи зачетов и экзаменов, свободное посещение лекций и др. формы работы. Ведущим студентам – спортсменам выплачивается дополнительная стипендия, оплачиваются командировки на соревнования и учебно-тренировочные сборы. Регулярно проводится комплексное обследование ведущих спортсменов (САД, оценка состава тела, стабилометрия, спирометрия и др.).

Совмещение учебы и ежедневных спортивных тренировок предполагает очень напряженный режим жизни студента-спортсмена. В первую очередь, необходим нормальный сон, хорошее питание и медицинский контроль. В нашем ВУЗе делается все возможное для организации режима студентов-спортсменов.

Успешное выступление российских студентов на Всемирной Универсиаде в Шеньжене 2011 года создает иллюзию благополучия в этом вопросе. Однако хочется сказать, что лишь в пяти видах спорта, мы приоритетно выглядим на олимпийском уровне и заслуга ВУЗов в этом процессе не очень велика. ВУЗы создают или пытаются создать хорошие условия студентам-спортсменам, но сами не участвуют в подготовке спортсменов высокого уровня. Включение в программу по физическому воспитанию Министерства образования спортивной составляющей могло бы решать эту задачу и привлечение к занятиям спортом тысячи новых студентов. Тогда и студенты, и преподаватели будут взаимно заинтересованы в спортивном мастерстве. Ауксологический период 17-23 года – это самый спортивный возраст, в эти годы происходит это самое спортивное совершенствование. Очень жаль, что многие ребята не имеют возможности делать это в стенах своих ВУЗов. Хорошим примером в этом случае может служить Мария Савинова – чемпионка Мира по легкой атлетике 2011 года, которая повышала свое мастерство в стенах своего ВУЗа, Кирилл Денисов – призер Чемпионата Мира по дзюдо 2009, 2010 годов.

В университетах физической культуры (ГУФК) обучается 30 тысяч студентов из них 10 тысяч студенты-спортсмены высокой квалификации. В университетах и академиях России обучается 8 млн. студентов и делать ставку на ГУФКи значит обкрадывать себя в спорте высших достижений. Многие элитные спортсмены желают получить специальность инженера, экономиста, юриста, архитектора и т.д. Пример нашего университета – братья Купцовы (прыжки с шестом), Н. Обвинцева (плавание), Е. Соловьева (метание ядра). Руководителям министерств образования и спорта было бы приоритетно госбюджетные места для университетов не физкультурного профиля, т.к. в ГУФКах 2/3 студентов-спортсменов массовых разрядов и без них. Например УралГУФК в Спартакиаде ВУЗов Челябинской области занимает 3-5 места, а госбюджетный набор составляет 700 человек на специальность педагог по физической культуре. Для чемпиона областных Спартакиад ЮУрГУ 30 бюджетных мест для обучения на идентичной специальности, для других специальностей вообще ноль. Сейчас ЮУрГУ имеет более 10 кандидатур в олимпийские сборные команды РФ.

Роль физической культуры, спорта и восстановительной медицины еще более возрастает в процессе реализации национальных проектов «Здоровье» и «Образование».

Теоретическое осмысление и практическая реализация программ «Здоровье для всех», «Здоровье и образование» адресуются каждой ячейке социума и требуют соответствующих концепций и программ, что послужило посылом для реализации указанной выше проблемы. Эффективность выполнения данной концепции и программы будет зависеть от ответственности и активности руководителей и исполнителей данного проекта.

Целью настоящей концепции является достижение здоровья здорового человека посредством улучшения качества жизни, то есть формирования качественного здоровья.

Задачи: Охват всей студенческой молодежи, профессорско-преподавательского и вспомогательного состава различными формами оздоровительно-физкультурной, спортивно-массовой работы и спортивного совершенствования; Вовлечение студентов в массовые формы ФКиС, обеспечивающие сохранность жизнедеятельности и получение навыков защиты национальной безопасности (нормативы спортивного многоборья «Готов к труду и защите Отечества»); Обеспечение комплексного, педагогического, психологического и медико-биологического контроля за дозированием нагрузок, рекреаций, функционального, психологического, метаболического состояния и иммунологической резистенции; Широкое рекламирование и пропагандирование теории здоровья, ЗОЖ, самооценки и самоконтроля физической подготовленности, развития и состояния; Введение внутриуниверситетского Государственного экзамена по обеспечению качества жизни и обеспечению личной и общественной безопасности; Разработать и внедрить для студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава ЮУрГУ «Паспорт здоровья» университетского образца для ведения текущего, семестрового и годового состояния здоровья по тестам; Создать для ведущих спортсменов Университета «Медико-восстановительный центр» с применением новейших технологий; Ввести аттестацию раз в четыре года для преподавателей кафедр спортивного совершенствования и физического воспитания в виде экзамена; С целью качественного комплектования сборных команд Университета вновь поступающими студентами организовать на базе отделений по видам спорта и кафедры «Спортивного совершенствования» группы спортподготовки из числа спортивно одаренных юношей и девушек школьного возраста – будущих абитуриентов Университета; Усилить роль научно-педагогических кадров в разработке перспективных планов и методик при подготовке к соревнованиям различного ранга как отдельных спортсменов, так и сборных команд Университета путем введения грандов за наиболее успешное научно-методическое обеспечение тренировочного процесса.

Несколько замечаний по поводу проведения Российских Универсиад. Соревнования проводятся между командами клубов ВУЗов и в финальную часть, после всех отборов попадают сильнейшие ВУЗы. Но сильнейшие ВУЗы и сильнейшие спортсмены – это далеко не одно и то же. Дело в том, что в ВУЗах есть отдельные сильные спортсмены, но они не могут попасть в финальную часть, т.к. команда этого ВУЗа не завоевала этого права. Таким образом, отдельные сильные спортсмены не попадают в финальную часть Универсиады.

Необходимо вернуться к старой системе «Буревестника», когда от каждой зоны в финал допускались три спортсмена из каждого вида и, таким образом, в финале выступали как сильнейшие команды, так и действительно сильнейшие спортсмены. И все они в финале дают очки своим ВУЗам. Таким образом, можно точнее определить уровень развития спорта в ВУЗах и регионах.

В заключение следует сказать, что основной резерв большого спорта может базироваться на кандидатах из числа студентов не физкультурных вузов. С этой целью необходимо на порядок увеличить количество бюджетных мест для студентов-спортсменов в классических вузах и академиях. Необходимо финансово в «именном порядке» поддерживать резерв спорта высших достижений со стороны министерств спорта и образования.

Усилить селекционную работу среди учащихся выпускников школ (МОУ) путем тестирований, просмотров массовых мероприятий, диагностирование с целью выявления резервов психо-физиологического потенциала. Усилить информированность вузов в плане целенаправленной подготовки к Всероссийским Универсиадам. Сделать прозрачным отбор кандидатов для участия во Всемирных Универсиадах, Студенческих Игр. Президенту РССС поддерживать спортивно-массовую работу в ВУЗах не физкультурного профиля по отбору в студенческие сборные команды.

В 2011 году создана научная лаборатория «Центр оперативной оценки состояния человека» для научно-методического обеспечения сборных команд. Уже получены результаты – выполнен норматив Мастер спорта России пятью студентами-спортсменами на одном соревновании. Полученные результаты обследования из «Центра» были выданы тренеру спортсменов с рекомендациями по корректировке тренировочного процесса.